Найти в Дзене
LiterMort

С чего началась дуэль Онегина и Ленского?

Оглавление


• Недовольный Онегин клянётся отомстить Ленскому, который привёл его в гости на именины Татьяны 12 января 1821 года (в День святой Татьяны по старому стилю).

Да, литературоведы уже вычислили годы и даже даты рождения пушкинских героев!

-2

Татьяна, прежде отвергнутая Онегиным, теперь сидит напротив него за столом, красная как рак. Онегин и так мучится среди толпы гостей, а вдобавок чувствует неловкость и досаду из-за Татьяны — и винит во всём Ленского, который стал инициатором похода к Лариным.

«Траги-нервических явлений,
Девичьих обмороков, слёз
Давно терпеть не мог Евгений:
Довольно их он перенёс.
Чудак, попав на пир огромный,
Уж был сердит. Но девы томной
Заметя трепетный порыв,
С досады взоры опустив,
Надулся он и, негодуя,
Поклялся Ленского взбесить
И уж порядком отомстить.»
Рисунок Нади Рушевой, 1968
Рисунок Нади Рушевой, 1968

Татьяна тронула Онегина, ему жалко её, невинную и ранимую, такую прелестную и неопытную, и Онегин чувствует к ней нежность.

Онегин решает уязвить Ленского, подшутив над юнцом:

«К минуте мщенья приближаясь,
Онегин, втайне усмехаясь,
Подходит к Ольге. Быстро с ней
Вертится около гостей,
Потом на стул её сажает,
Заводит речь о том о сём;
Спустя минуты две потом
Вновь с нею вальс он продолжает;
Все в изумленье. Ленский сам
Не верит собственным глазам.»

• Пушкин — иронично о моде:

«Лихая мода, наш тиран,
Недуг новейших россиян».

Онегин пытается разозлить Ленского, тем самым отомстив за свой «вечер страданий»: он приобнимает Ольгу, говорит ей комплименты, жмёт ей руку, танцует с ней модный вальс.

«проворно
Онегин с Ольгою пошёл;
Ведет её, скользя небрежно,
И, наклонясь, ей шепчет нежно
Какой-то пошлый мадригал,
И руку жмёт — и запылал
В её лице самолюбивом
Румянец ярче. Ленский мой
Всё видел: вспыхнул, сам не свой,
В негодовании ревнивом».

Ольга с удовольствием принимает нежности Онегина: уверенная в собственной неотразимости, она гордится властью над мужчинами. Гнев Ленского самодовольная кокетка в упор не замечает.

• Ольга обещает
Онегину следующий танец, и это разбивает сердце Ленского:

«Кокетка, ветреный ребенок!
Уж хитрость ведает она,
Уж изменять научена!»
Рисунок Нади Рушевой
Рисунок Нади Рушевой

Ленский молча уезжает с именин, и никто не представляет, что он задумал дуэль: все спокойно угощаются, танцуют и отлично проводят время (кроме Тани и Евгения).

«Заметив, что Владимир скрылся,
Онегин, скукой вновь гоним,
Близ Ольги в думу погрузился,
Довольный мщением своим.»

Так начинается 6 глава.

Татьяна в это время мучится от своей любви, причём литературное воображение героини рисует ей и возможное развитие будущих событий — сладостную гибель девушки, влюблённой в злодея:

«Погибну, — Таня говорит, —
Но гибель от него любезна.
Я не ропщу: зачем роптать?
Не может он мне счастья дать.»

• Неожиданно для себя Онегин вызван на дуэль — запиской. Секундант Онегина — его «слуга француз Гильо».

Зарецкий — секундант  Ленского, «старый дуэлист», который не прочь увидеть кровь на дуэли и тем самым поразвлечься.

Зарецкий приносит Онегину послание от Ленского:

«Учтиво, с ясностью холодной
Звал друга Ленский на дуэль».

Онегину досадно, что его шутка привела к таким последствия:

«Евгений
Наедине с своей душой
Был недоволен сам собой.»

Пушкин рисует внутренний монолог Онегина, винящего себя во всём. Ему не стоило подшучивать над Ленским, ведь Евгений «всем сердцем любил» юношу, надо было думать головой, а не шутить шутки над подростком…

«в разборе строгом,
На тайный суд себя призвав,
Он обвинял себя во многом:
Во-первых, он уж был неправ,
Что над любовью робкой, нежной
Так подшутил вечор небрежно.
А во-вторых: пускай поэт
Дурачится; в осьмнадцать лет
но простительно. Евгений,
Всем сердцем юношу любя,
Был должен оказать себя
Не мячиком предрассуждений,
Не пылким мальчиком, бойцом,
Но мужем с честью и с умом.»

⇨ Евгений решает вести себя, как положено взрослому мужчине «с честью и с умом», без излишней эмоциональности и взвинченности — но в итоге «ощетинивается», ведёт себя сухо, позволяя снежному кому дуэли катиться дальше.

«Он мог бы чувства обнаружить,
А не щетиниться, как зверь;
Он должен был обезоружить
Младое сердце. "Но теперь
Уж поздно; время улетело...»

Онегин испугался возможных сплетен — «шёпота, хохотни глупцов», — которые распустит Зарецкий, — «он зол, он сплетник, он речист...»

Пушкин осуждает причину, побудившую Онегина согласиться на абсурдную дуэль:

«И вот общественное мненье!
Пружина чести, наш кумир!
И вот на чем вертится мир!»

• В это время Ленский:

«Кипя враждой нетерпеливой,
Ответа дома ждёт поэт».

Ленский боится, что Онегин откажется от дуэли и та не состоится. Выходит, дуэли можно было избежать так легко?

«Теперь ревнивцу то-то праздник!
Он все боялся, чтоб проказник
Не отшутился как-нибудь,
Уловку выдумав и грудь
Отворотив от пистолета».

• Снова приехав в гости к Ольге, Ленский видит, что она вовсе не разлюбила его и даже не подозревает об их с Онегиным распре. Но Ленский всё равно решает стреляться, придумав для себя следующее романтически-абсурдное оправдание:

«Буду ей спаситель.
Не потерплю, чтоб развратитель
Огнём и вздохов и похвал
Младое сердце искушал».
Рисунок Нади Рушевой
Рисунок Нади Рушевой

(!) Романтико-фольклорное сознание Татьяны подсказывает ей жёсткие стереотипы для осмысления «загадки Онегина»: «хранитель» или «искуситель», Грандисон или Ловелас, суженый или разбойник.

Показательно, что так же мыслит и романтик Ленский:

Ольга — дева в опасности,

Онегин — развратитель, злодей,

сам Ленский — рыцарь-спаситель.

✅ Знак человечности! Текст этой статьи написан без использования ИИ.

С уважением, Надежда Николаевна Бугаёва
С уважением, Надежда Николаевна Бугаёва

Благодарю за прочтение!

Уважаемые читатели, прошу оставаться вежливыми при обсуждении.

Ещё интересные статьи на канале LiterMort: