Внутренние факторы по МКФ — это все, что связано с функционированием органов и систем организма ребенка. Безусловно, причина учебных затруднений может быть в том, что ребенок имеет какие-то хронические заболевания или вообще часто болеет.
Но в этом случае понятно, что нужно делать — лечиться. Нас же интересуют сейчас дети, которые с точки зрения врачей считаются здоровыми (или почти здоровыми), но при этом у них возникают проблемы с учебой.
Ребенок — это «движущаяся мишень», он растет и изменяется. Поэтому нужно учитывать, что функциональное состояние его мозга, так же как и формирование его личности, находятся в процессе развития. И тут опять же приходится признать, что именно от родителей и учителей зависит то, что именно будет упражнять ребенок, а каким его качествам суждено навсегда исчезнуть или так и не появиться в результате отсутствия необходимых упражнений.
Перед тем как пойти в первый класс, ребенок проходит медицинскую комиссию. Врачи должны оценить состояние здоровья будущего школьника и определить, является ли он достаточно зрелым для обучения в школе.
Семь лет — это тот возраст, когда ребенок впервые обязан продемонстрировать обществу определенную зрелость.
Что обычно понимается под термином «школьная зрелость»? Для многих врачей этот термин означает, что ребенок достиг необходимого роста, веса, объема головы. Но так же, как это происходит, например, с арбузом, большой вес и большой объем не являются гарантией наличия спелой мякоти внутри.
Иногда родители думают, что зрелость мозга можно увидеть на энцефалограмме, но это тоже достаточно неоднозначный вариант.
Для психологов и педагогов «школьная зрелость» означает способность ребенка вести себя определенным образом и усваивать учебный материал.
Психологи делают выводы о степени готовности ребенка к школе по результатам тестов. Тесты все традиционно используют одни и те же, поэтому воспитатели и гувернеры обычно «натаскивают» детей на их выполнение задолго до поступления в школу. В итоге результаты этих тестов не проясняют картину степени школьной зрелости ребенка.
Хотя мы и говорим о внутренних факторах, но нужно понимать, что «школьная зрелость» не возникает сама по себе, она является результатом того, какие области мозга ребенка получали необходимую тренировку в течение первых 6 лет жизни.
Далее будут проанализированы пять типов нарушения функционирования мозга ребенка, которые являются факторами риска возникновения учебных затруднений. На самом деле, чтобы выявить эти факторы, не нужно ждать школьного возраста. Чаще всего признаки будущих проблем с учебой прекрасно видны уже в возрасте 4-5 лет, а в некоторых случаях — в 2 года.
Пять типов нарушений функционирования мозга
Чем больше ярлыков придумывают специалисты разного профиля, тем чаще возникает ситуация, когда у одного и того же ребенка обнаруживается сразу 5-6 диагнозов.
Родители начинают мучительно искать ответ на вопрос: «А какой же из этих диагнозов правильный? Что у ребенка: СДВГ, дислексия, дисграфия или что-то еще?»
Вместо поиска диагноза, мы предлагаем сфокусироваться на особенностях функционирования мозга, которые возможно измерить аппаратными методами и которые важны для организации мультидисциплинарной помощи исключительному ребенку.
Поэтому мы и выделили пять областей функционирования мозга, которые, по нашему мнению, являются фундаментом для умения учиться. В идеале к моменту поступления в школу у ребенка не должно быть выраженных проблем с этими областями функционирования, что позволит ему учиться легко и с удовольствием. Хочу еще раз подчеркнуть, что хорошо учатся в начальной школе не самые умные, а самые зрелые.
Типология нарушений, которую я опишу ниже, позволила нам организовать немедикаментозное лечение, направленное на активизацию работы именно тех областей мозга (и связей между областями), которые оказались у ребенка функционально незрелыми.
Эти типы нарушений ни в коем случае нельзя считать диагнозами. Ни одно из этих нарушений не может являться единственной причиной учебных затруднений.
Мы выделили пять типов нарушений функционирования нервной системы, которые мешают ребенку учиться:
— вестибулярный;
— дисритмический;
— зрительно-пространственный;
— слухо-речевой;
— астенический.
Такое разделение достаточно необычно. Как правило, исследователи (как и родители) стремятся найти какую-то одну теорию и основывают занятия с ребенком или лечение на своих выводах. Например, ученые, которые верят в то, что источник проблем с учебой в особенностях зрительного восприятия будут использовать для коррекции специальные линзы, а последователи направления, которое ориентировано на слуховое восприятие, — особую музыку.
Но если читать статьи последователей каждого течения, то выясняются интересные вещи. Например, одни исследователи пишут, что у 97% детей с дислексией обнаруживаются вестибулярные проблемы. Другие, — что у 100% детей с дислексией есть проблемы с обработкой мозгом слуховой информации, третьи — что эти дети имеют в 96% особенности зрительного восприятия. Почему так получается? Либо это одни и те же дети, у которых есть несколько типов нарушений, либо каждая научная лаборатория увлекается исключительно своей темой и не замечает у школьников других проблем.
Опыт нашей клиники показывает, что у каждого ребенка обычно имеются нарушения функционирования нескольких типов, но нарушения каждого типа выражены в разной степени. Поэтому наступление «по всем фронтам» — это более жизнеспособный вариант. Но при этом программа медико-педагогической помощи должна быть индивидуально сбалансирована на основе результатов аппаратной диагностики.
Из книги "Исключительные" (автор — Виктория Ефимова)
Продолжение следует..