Во дворе усадьбы Лариных появляется толпа крестьян, они поют и веселятся. Татьяна прижимается спиной к стене сарая, затем приседает на корточки, опускает лоб на колени и закрывает ладонями уши.
Мы с мужем на премьере оперы «Евгений Онегин» в Михайловском театре, 2015 год. Я смотрю на сцену и понимаю, что режиссер Василий Бархатов наделил Татьяну всеми чертами человека с синдромом Аспергера (формой аутизма, при которой интеллектуальное развитие не страдает). Что это, результат наметившейся моды на аутизм или режиссер ничего не придумал, а просто внимательно читал текст Пушкина?
Шутки шутками, а на самом деле, чем это не описание аутичной девочки:
Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная боязлива,
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой.
Она ласкаться не умела
К отцу, ни к матери своей;
Дитя сама, в толпе детей
Играть и прыгать не хотела
И часто целый день одна
Сидела молча у окна.
Все на месте: эмоциональная отстраненность, постоянное желание уединиться, плохая координация движений (она не просто не хотела прыгать, возможно, она и не умела). Кстати, даже постоянная бледность Татьяны напоминает об аутизме – у большинства аутичных детей очень бледные лица.
Мог ли Пушкин описать проявления этой формы аутизма на полтора века раньше, чем это сделал Ганс Аспергер, именем которого и назвали синдром? Возможно, от себя режиссер Бархатов добавил только некоторые штрихи, например, чрезмерную чувствительность Татьяны к звукам.
Детей с синдромом Аспергера вполне можно встретить в обычной школе. Чаще всего никто и не подозревает о том, что это какой-то там синдром, потому что эти ученики могут учиться хорошо и даже лучше всех, проявляя признаки одаренности. Но они с точки зрения окружающих «какие-то странные».
У людей с синдромом Аспергера возникают проблемы в общении, понимании поступков других людей, социальных норм. Стоит ли сомневаться: Ольга Ларина никогда не написала бы признание в любви мужчине, с которым едва знакома. Она откуда-то знала с детства, что это неприемлемое поведение, — это знание из тех, которому не учат. А вот Татьяна не знала — для нее этого «табу» не существовало. Так часто происходит с людьми, имеющими нарушения аутистического спектра: они почему-то не знают некоторых вещей о человеческих отношениях, которые всем без исключения известны, и из-за этого часто попадают в неприятные ситуации.
Еще один персонаж с «Аспергером» обнаружился в новом романе Людмилы Улицкой «Лестница Якова». Витя: «был в некоторой степени аутист «“странненький»”, как оценивала его родная мать, Варвара Васильевна. Она, женщина деревенская, простая и умная, возвысившаяся из домработниц до секретаря ЖЭКа, даже водила своего Витю еще до школы к знакомому по прежней, домработничьей жизни старичку-профессору, который и сказал ей, что мальчик ее вовсе не дебил, скорее даже гениальный, но с особенностями. Такие дети редко рождаются в мир и с ними надо вести себя внимательнейшим образом: при правильном отношении из таких деток вырастают великие ученые, а при неправильном они прозябают на задворках жизни».
Таких детей становится все больше, и школам нужно учиться с ними работать. Так же как пушкинская Татьяна и Витя из романа Улицкой, люди с синдромом Аспергера могут жить обычной полноценной жизнью, если окружение принимает их и оказывает им поддержку.
Чаще всего у детей с аутизмом и синдромом Аспергера есть нарушение сенсорной интеграции. Но это нарушение, о котором я расскажу далее, встречается также и у других детей, не имеющих никакого отношения к диагнозу «аутизм».
Фрагмент из книги "Исключительные" (Виктория Ефимова)
Ознакомиться с методиками нашей клиники в Петербурге можно на сайте
Продолжение следует..