Рассказывает о Имаме Бухари – профессор, доктор теологических наук Мехмет Саид Хатипоглу (Prof. Dr. Mehmed Said Hatipoğlu)
Здравствуйте, наверное самый старый среди вас это – я. Однако, и самый молодой среди вас также – я, потому что, я до сих пор являюсь учеником, активно изучающим наследие Бухари, Муслима и других.
Смогу ли я когда-нибудь охватить все их знания?!
Я полагаю, что это возможно, только если в Ахирате Всевышний поселит меня рядом с ними, где я смогу наконец, беседуя с ними постичь все их знания.
О важности приобщения женщин к изучению Исламских наук
Я вижу, что среди нас много женщин, и я очень рад этому. Когда, я вижу женщин в аудиториях, у меня слезятся глаза, потому что, когда я поступил на факультет, в нашем классе было только 3 (три) девушки.
Позже, количество девушек на факультете увеличилось, и на моих уроках они всегда занимали первые ряды.
Однако, однажды некоторые из этих девушек пришли ко мне в кабинет и сказали: «Учитель, ваши уроки познавательны, спасибо вам. Однако, у нас есть проблема и просьба».
Я ответил: «Слушаю вас, в чем ваша проблема?!»
Они ответили: «Одноклассники – мужчины, сидящие на задних партах, постоянно подкалывают нас. Они говорят: «Что вы здесь потеряли?! Идите домой, вам полагается только готовить еду и стирать, делать то и это». Мы просим вас, дать нам урок о «Женщинах в Исламе»!»
Я ответил: «Конечно. Я и сам чему-нибудь научусь, и буду вам полезен».
Затем, я закрыл папку с действующими уроками и открыл новую папку, в которую стал добавлять материалы, связанные с женщинами, и действительно, я открыл очень многое для себя.
В итоге, я пришел к выводу, что если наши женщины не будут изучать Исламские науки на уровне мужчин, то у Исламских наций – нет и не будет никакого будущего.
Поэтому уважаемые девушки и женщины, я очень вас прошу активно вовлекаться в академическое изучение религии. Все темы, напрямую касающиеся вас, должны изучать и разъяснять именно – вы.
Почему я это все говорю?!
Потому что, права женщин попирались в первую очередь, они всегда попадали по жернова первыми.
К большому сожалению, среди Исламских ученых не было такого, кто бы озадачился их проблемами и до сих пор, на нас аукаются неблагоприятные последствия этого.
Еще раз прошу вас уважаемые женщины, вы должны достичь в академической теологии таких высот, чтобы даже превзошли мужчин.
О женщинах ученых прошлого, которые учили мужчин Исламским наукам
Когда, мы изучали Исламскую историю, то какой образ женщин мы нашли?!
Мы нашли примеры тому, когда женщины-ученые сажали перед собой мужчин и преподавали им различные дисциплины.
Была такая женщина-ученый, мухаддис – Карима бинти Ахмад, когда Хатип аль-Багдади поехал на Хадж, то она усадила его перед собой и преподала ему урок по Сахиху Бухари за 5 (пять) дней.
Эта женщина обучает Сахиху Бухари, такого известного ученого, как Хатип аль-Багдади.
При этом, на тот момент – они оба свободны (не замужем / не женат).
Ни один из них не состоял на тот момент в браке.
Ни один из них, не говорил: «Наши голоса – харам для друг друга»!
В противоположность этому, в 21 веке у нас в Турции есть люди, которые пишут книги, в которых утверждают, что якобы «голос женщин – харам» и дают такие фетвы.
Побойтесь Аллаха!
К чему мы придем, с подобным невежеством?!
В «Адаб-уль-Муфраде» Имама Бухари, я прочел, что у Хазрат Айши (р.а) была помощница – Айша бинти Талха. Она была дочерью известного сподвижника пророка (с.а.с) – Талхи ибн Убайдуллаха (р.а.).
Так вот, эта малая Айша никогда не закрывала свое лицо, и она работала личным секретарем Хазрат Айши (р.а.).
Хазрат Айша (р.а) умела читать, но ее писание хромало. Источник передает нам, что из самых разных отдаленных Исламских мест люди писали Хазрат Айше (р.а) письма и спрашивали у нее советов. Хазрат Айша (р.а) отвечала на все подобные письма, однако ее ответ записывала это малая Айша, так передается в риваяте.
Смотрите, первыми в Исламской истории активно задействовавшие общение через письма и обучение через письма, были – Хазрат Айша (р.а) и эта малая Айша. Эти обе женщины, научили мужчин очень многому.
К большому сожалению, уже до конца первого века Ислама, все это было перевернуто с ног на голову.
Был такой ученый из табиинов Матар ибн аль-Маррак, так вот он в своей книге пишет: «При жизни пророка (с.а.с), все женщины здоровались с мужчинами; они садились вместе с мужчинами и вместе ели еду; они посещали все праздничные и пятничные намазы наравне с мужчинами…Однако, в наше время, даже палец женщины – махрам»
Вот видите, до какой степени угнетения, мы довели женщин всего лишь за 1 век!
Единственным решением для прекращения этого террора против женщин, является активное участие самих женщин по всем вопросам, касающихся их напрямую.
Вам понятно?! (Обращение, к женщинам в аудитории)
О Исламском наследии и важности ее критики
Мне дали задание рассказать о жизни Имама Бухари. Я уже долго изучаю хадисы и Имама Бухари, я прочел его труды от начала до конца, но до сих пор продолжаю изучать.
Как вы знаете наша религия Ислам основана на Исламских науках и этой науки две основы – это Коран и сунна нашего пророка (с.а.с).
Наша книга Коран – неизменна, и находится под защитой. Однако сунна нашего пророка не такая.
Чтобы сунна не была забыта, еще при жизни пророка, некоторые из его окружения начали записывать советы или разъяснения пророка (с.а.с). Их тетради с записями мы называем – сахифа, это переводится, как малая тетрадь.
К концу первого века, количество этих тетрадей и их содержание начало увеличиваться, тетради соединяясь, стали превращаться в книги. А, к концу шестого века, весь этот материал уже составлял сотни томов, и включал сотни тысяч риваятов (хадисов).
Большинство из этих книг вообще не дошло до нас, о них мы ничего не знаем. Мы даже толком не изучили наследие, которое дошло до нас. Детальное изучение этого материала, очень сложная работа.
С самого раннего периода и до наших дней, различные Исламские ученые написали много книг, и книги все продолжают издаватся. Из всего этого объема трудов Исламских ученых, мы смогли изучить только – процентов десять. Все остальное лежит на складах или в закутках, и гниет. В последнее время, мы стали находить эти книги и публиковать их.
Ислам – это мирская религия, а не загробная.
Если, вы возразите: «Как так, разве намазы и пост тоже мирские?!»
Да, потому что, эти поклонения предписаны нам Аллахом, чтобы мы попали в Ахират такими, какими Он хочет нас видеть.
Разве все это мы не будем претворять здесь на Земле?!
Разве есть намазы в Ахирате?!
Разве есть пост в Ахирате?!
Разве есть Хадж в Ахирате?!
Нет, там нет таких обязанностей. Однако, все они претворяется в нашем мире, соответственно все они – мирские. Поэтому, религия Ислам занимается мирскими делами.
Когда мы смотрим с такой точки зрения, то ни одно мирское дело в этом мире не может быть вне Ислама.
Хорошо, а где мы тогда будем находить ответы на все наши мирские проблемы?!
Мы будем находить ответы, в наших книгах, в исламском наследии.
Однако, многие возражают: «Но, ведь в этих книгах можно и встретить просто неприемлемые вещи, которые не примет ни один человек в здравом рассудке!»
Да, конечно, в этих книгах есть ошибочное. Однако, все ошибочное – мы должны очистить и убрать и затем все равно использовать, то верное в них.
Для осуществления этого нам нужны ученые с критическим мышлением!
Как нам представляли наши учителя – Имама Бухари?!
Нас обучали так: «В книгах таких ученых, как Бухари – нет ни одной ошибки! Все риваяты – достоверные!».
Мы тоже обучились этому также, однако позже, когда мы стали изучать труды других ученых по этим трудам, то есть шархи на Сахих Бухари и других, то мы увидели, что дела вовсе не обстоят подобным образом.
Теперь, мы знаем, что и в Сахихе Бухари и Сахихе Муслима – есть ошибки!
В этих книгах, есть ошибки, есть недоработки, есть слабые места. Потому что, нет ни единого живого существа – без ошибок, кроме Всевышнего Аллаха.
Любой человек может ошибиться, будь ты даже имам или кто другой.
Ни один из ученых мухаддисов, никогда не утверждал, что его труд абсолютен и не содержит ошибок.
Все они на свой взгляд и по свои возможностям, собрали, что они считали достоверными и донесли сквозь века до нас, и пусть Аллах возблагодарит их всех, за их труд.
Во всех книгах, входящих в группу «Кутуб ас-ситта» (шесть сборников хадисов) могут содержатся риваяты, противоречащие разуму и логике.
Почему таких ошибок не должно быть?!
Возможно, (часть из них) была актуально для их периода, но согласно другим ученым для последующих периодов уже – нет.
Нельзя оценивать труды, и подходить к ним с уже сформированным позитивным или негативным предубеждением.
Даже, в нашем факультете были ученые, которые утверждали, что якобы: «Все риваяты в Сахиха Бухари и Муслима – достоверные!»
Я сказал таким: «Откуда вы это знаете?! На чем вы основываете подобные высказывания?! Ведь дела обстоят не так!»
Так вот, подобно рассуждающие ученые организовали в Стамбуле конференцию на тему Бухари. Тогда, я был болен, не смог поехать, но отправили с факультета нашего преподавателя Хайри Кырбашоглу и там у них возник конфликт, они переругались с нашим преподавателем Хайри Кырбашоглу. Наш Хайри, привел им пару примеров.
Все это вынудило меня, написать статью на данную тему и ее название: «Критика исламских ученых в адрес Бухари и Муслима».
Не знаю в курсе ли вы этой статьи, но она напечатана в нашем вестнике – журнале «Исламият».
Позже, Хайри и другие преподаватели с факультета оформили эти статьи в маленькие книжки и также опубликовали.
Как вы видите в руках у меня эта книжка, и я до сих пор дополняю ее, добавляя свои заметки от руки на листочках, все эти листочки, я вставляю в книгу, и теперь начну делится с вами сведениями отсюда.
Комментарий от автора блога:
Данная статья, доступна в свободном доступе, вот ссылка:
Название: Müslüman alimlerin Buhari ve Müslim’e yönelik eleştirileri (Critical approaches of Muslim scholars to the Sahihs of Al-Bukhari and Muslim)
Prof. Dr. Mehmed Said Hatipoğlu
https://isamveri.org/pdfdrg/D00064/1997_1-2-3/1997_1-2-3_HATIBOGLUMS.pdf
О имаме Бухари
Прежде всего кем был Имам Бухари?
Как и понятно из его имени, происходит он из Бухары, его полное имя: Абу Абдиллах Мухаммад бин Исмаил бин Ибрахим аль-Джуфи аль-Бухари, умер в 870 году (в 256 году по Хиджре).
Имя деда его деда – Бардизбах, и он был из числа зороастрийцев. Наличие такого дедушки в роду указывает на его персидское происхождение. Хотя, у нас встречаются такие люди, которые утверждают якобы о его Тюркском происхождении. Однако, нет это не так.
В науке не важна национальность, а важна квалификация. Сам Имам Бухари нигде не утверждал и не писал о своем Иранском происхождении. Ни один ученый Ислама, не выпячивал свою национальную принадлежность.
Выпячивание этнической принадлежности, это больная тема нашей современности, раньше такого не было.
Например, один из числа больших мухаддисов Арабского происхождения – Суфьян ибн Уяйна сказал об одном ученом следующие слова: «Он – ни в чем не уступает сахабам, и он даже был выше их. Единственная разница между ним и сахабами, в том, что он – не был одним из сахабов пророка (с.а.с)».
Кто говорит эти слова?
Эти слова говорит: Суфьян ибн Уяйна.
О ком он говорит?!
Он говорит об – Абдуллахе ибн аль-Мубараке!
А, отец и мать Абдуллаха ибн аль-Мубарака были тюркского происхождения, он родился в 118-ом и умер в 181-ом годах по Хиджре. Он был также одним из учеников Имама Азама Абу Ханифы и его другом. В то время, никто из ученых не выпячивал свою этническую принадлежность.
Справка от автора блога:
Абдуллах ибн аль-Мубарак, умер в 797 году. Полное имя: Абу Абдиррахман Абдуллах бин аль-Мубарак бин Вазых аль-Ханзали аль-Марвази. Один из выдающихся ученых табаи-табаинов, мухаддис, факих и аскет. Ученый-теолог Али Акын обозначает его, как абсолютного муджтахида.
Вернемся к нашей теме, итак, во время Имама Бухари – уже был гигантский накопленный материал по риваятам. Все эти ранние записи в тетрадках, по происшествию времени суммировались и превращались в огромные книги и сборники, что уже требовались верблюды, чтобы перевозить их с места на места. Настолько, что, например, жена Ибн Шихаба аз-Зухри однажды пожаловалась ему: «Эй, господин, я бы предпочла, чтобы ты взял вторую жены, чем таскал бы эти книги».
Комментарий автора блога: Уважаемый Мехмед Саид Хатипоглу смотрит на все это дело сквозь розовые очки. На самом деле, Ибн Шихаб аз-Зухри и вовсе на записывал бы хадисы и не составил бы свод, если бы не праведный халиф Омар ибн Абдулазиз не поручил бы это дело ему. Все риваяты (хадисы) на тот момент были собраны по приказу халифа Омар ибн Абдулазиза, и Ибн Шихаб аз-Зухри просто свел все в книгу и всего-то там было около 2000 риваятов. Поэтому, эта история с верблюдом и его женой явная выдумка и мифотворчество.
Более того, Ибн Шихаб аз-Зухри известен выдумыванием ложных хадисов про «якобы святость Иерусалима и про мечеть аль-Акса» по заказу халифа Абдулмалика ибн Марвана. Обо всем этом можете прочесть в статье: "Достоверных хадисов было всего 500. Об истории фальсификации хадисов!"
Ссылка будет приведена внизу, в конце статьи.
Интересно, что скажет моя жена обо мне (улыбается). Благодаря моей жене, я смог прочесть все эти книги.
Отец имама Бухари, тоже был мухаддисом и ученым. Имам Бухари родился 810 году и умер 870 году по современному календарю.
Впервые я решил прочесть Бухари во время моей аспирантуры на кафедре, тогда это было сложно, потому что не было учителей. В то время, в Турции вообще не было полного перевода Сахиха Бухари, а был только Французский перевод Сахиха Бухари в четырех томах.
Французские ориенталисты Вильям Марсе (William Ambroise Marçais) и Одас (Octave Houdas) начали перевод, первый из них умер, но второй закончил и напечатали в четырёх томах в 1905 году. Я достал себе этот перевод.
Кто подарил этот перевод?
Данный перевод Сахиха Бухари на Французском подарил факультету, первый декан нашего факультета – Эсат Арсебюк.
Кто такой Эсат Арсебюк?
Эсат Арсебюк – сын известного Али Хайдара Эфенди, который был шарихом Меджелле (Гражданского кодекса Османской империи).
Справка из вики:
Маджалла или Mecelle-i Ahkâm-ı Adliye – это гражданский кодекс Османской Империи на основе шариатских законов, был разработан комиссией во главе с Ахметом Джевдет Пашой и введен в силу в 1877 году.
Данная Маджалла действовала в Турции до 1926 года, и была заменена Гражданским кодексом Республики Турция. Однако, Маджалла продолжала действовать в Албании – до 1928 года; в Ливии – до 1932 года; в Сирии – до 1949 года; в Ираке – до 1953 года; в Кипре – до 1960 года; в Палестине под Британским протекторатом, а позже в Израиле (Палестина) – формально до 1984 года.
Я этого первого декана я не застал, однако всех последующих застал, так вот, этот первый декан подарил этот перевод библиотеке факультета. Данный перевод являлся полным переводом Сахиха Бухари в 4-х томах на Французском.
Однако, до Мухаммада Хамидуллаха (родился в 1908 в Хайдарабаде, умер в 2002 в США, известный ученый теолог, профессор) никто не озадачился правильно ли был сделан перевод?!
А может, кто и задумывался, но никто не написал ни единого слова в критику. Пока этим не занялся Мухаммад Хамидуллах, благодаря ему, вышел пятый том на Французском, в котором поправлялись ошибки, сделанные в первых четырех томах.
Мухаммад Хамидуллах – исправил ошибки, и завершил перевод на Французский, позже он подарил мне эти книги и в аннотации к пятому тому, он написал следующее в мой адрес:
«В мире полно копий «аль-Джами ас-Сахиха» Имама Бухари, однако, мы ещё не нашли рукописного оригинала от самого Имама Бухари. Оригинала нет, он утерян, а все имеющиеся – это копии сделанные его учениками. В наше время, есть две самые древние (ранние) копии Сахиха Бухари. Одна из них – частичная и не полная. А самую полную копию Сахиха Бухари, я видел в библиотеке Мехмета Саида Хатипоглу. Поэтому, оставляю работу по предоставлению сведений по этой самой ранней и самой полной копии Сахиха Бухари, уважемому Хатипоглу».
До сих пор, я не смог выполнить его завета, Иншаллах, мы успеем сделать это, мы ведь еще молоды, не так ли?! (Улыбается…).
Итак, я старался прочесть Сахих Бухари полностью в оригинале на Арабском с помощью Французского перевода.
В оригинале используются такие слова и фразы, что их просто невозможно понять, ведь оно написано на классическом Арабском. Все эти сложные слова в свое время осилили другие ученые, которые писали шархи на Сахих Бухари.
Сколько ученых писали шархи на труд Бухари, и их разъяснения доходили в объёме до 10, а то и до 12 томов, а сейчас есть такие шархи доходящие до 30-и томов.
В настоящее время, существует более сотни шархов на Сахих Бухари.
Разве хватить времени прочесть их всех?!
Жизни одного человека не хватит, чтобы прочесть все эти шархи (разъяснения). Поэтому, что мы делаем?
Мы стараемся следить за работами узких специалистов по Имаму Бухари. Я же в рамках существующих шархов (труды по разъяснению и комментированию) постарался извлечь из всех них – критику в адрес Бухари и Муслима, которая была сделана авторами данных шархов.
И в своей статье, я привел примеры такой критики различных ученых в адрес Бухари и Муслима. Хочу отметить, что в статье не приведены все примеры, а только часть.
Комментарий от автора блога:
Данная статья, доступна в свободном доступе, вот ссылка:
Название: Müslüman alimlerin Buhari ve Müslim’e yönelik eleştirileri (Critical approaches of Muslim scholars to the Sahihs of Al-Bukhari and Muslim)
Prof. Dr. Mehmed Said Hatipoğlu
https://isamveri.org/pdfdrg/D00064/1997_1-2-3/1997_1-2-3_HATIBOGLUMS.pdf
Вернемся к Имаму Бухари.
Бухари начал постигать риваяты (хадисы) от своего отца в 10 лет, а когда ему исполнилось 16 лет, он со своим отцом и матерью совершил хадж (паломничество) в Мекку. По окончанию хаджа его родители вернулись, однако Бухари остался. С 16 лет он остался жить в Хиджазе и стал навещать различные исламские центры и города для изучения риваятов.
Один из известных теологов нашего времени, уважаемый Фуад Сезгин написал книгу «Источники Бухари».
Справка от автора блога: «Источники Бухари» Фуад Сезгин (Buhari’nin kaynakları, M.Fuad Sezgin).
До него мы все думали, что Бухари записал все риваяты со своей памяти. Однако, на самом деле все обстояло вовсе не так. Потому что, когда Бухари изучал хадисы у того или иного мухаддиса, то он также и переписывал их книжки по риваятам. Бухари – брал копии всех записанных им риваятов, которые были уже записаны его учителями. Получается, что Бухари составил свою книгу из множества записанных до него тетрадей и брошюр, и ничего не писал по своей памяти. Это узкая область специализации, требующая профессионализма и работы, надеюсь наши молодые ученые изучать данную тему.
У имама Бухари были и другие труды помимо его Сахиха. Первым его большим трудом была книга «ат-Тарих-уль-кабир» на тему риджаля сахабов. Данная книга является одним из самых больших источников в науке критики риваятов (хадисов). В первый раз она была напечата в Хайдарабаде (Индия), у нас она тоже есть (в библиотеке университета), мы привезли ее оттуда, позднее она была издана еще несколько раз.
Комментарий от автора блога: Хочу отметить, что как «Сахих Бухари» – не является оригинальным трудом, а просто компиляцией, она составлена из множества уже существовавших до него трудов (тетрадок с риваятами). Аналогично и его труд «ат-Тарих-уль-кабир», тоже является компиляцией, то есть Бухари просто переписал все из других книг и все. Об этом можете прочесть в статье: "Как были записаны хадисы? Является ли метод «джарх ва та’диль» надежным?"
Ссылка на статью будет приведена в конце статьи.
Помимо этого, у Имама Бухари были следующие труды: «ат-Тарих-уш-сагир», «ат-Тарих-уль-авсат», «аль-Адаб-уль-муфрад» и другие…
Отличие имама Бухари от других мухаддисов его времени в том, что он также обращал внимание на актуальные теологические проблемы при его жизни. Как вы знаете, к концу первого века Ислама уже начали зарождаться различные мазхабы: Кадария, Мурджия, Мутазилиты и другие… Появились ученые, которые высказывали различные мнения насчет риваятов и Имам Бухари взялся критиковать их.
В Сахихе Бухари – есть 97 разделов, кажду из которых он называт «китаб», не в значении книги, а в значении раздела: китаб-уль-вуду (о омовении); китаб-уль-иман (о вере) и так далее… когда вы дойдете до раздела китаб-уль-таухид, то вы можете увидеть критику и нападки в адрес Мутазилитов и других…
Более того, вы можете найти критику в отношении Имамов по фикху в этом труде Имама Бухари.
Давайте, приведу вам пример, пока не забыл. Как вы знаете, в самом начале Турецкой Республики были поставлены две цели: сделать полный перевод и тафсир Корана на Турецком – это сделал покойный Элмалылы Хамди Языр. Помимо этого, было запланирована написать один обобщающий труд по хадисам. Данное дело поручили покойному Ахмету Наиму, а он решил, что достаточно перевести труд «ат-Тажриду-сарих» Ахмада аз-Забиди. Ахмад аз-Забиди был большим ученым, и написал краткое содержание на книгу Имама Бухари.
Справка от автора блога:
«ат-Тажрид-ус-Сарих» – это мухтасар (краткая сокращенная версия) «Сахиха Бухари» написанный Ахмадом бин Ахмадом аз-Забиди, умер в 1488 году.
Итак, в этой сокращенной версии есть все разделы, кроме двух: «китаб-удь-хиель» (о методах дозволенного обмана с подгоном под шариат) и «китаб-уль-икрах». Наш Диянет Ишлери (Муфтият Турции) тоже напечатал эту книгу, и там тоже нет этих двух разделов.
Знаете, почему?
Мне стало интересно, и прочел в самом оригинале Сахиха Бухари, напечатанного в Стамбуле после проверки от Хаджи Зихни Эфенди. У Имама Бухари был свой метод, до перехода на риваяты, в начале он писал краткую аннотацию, там он передает свои личные теологические мнения, где он иногда использует следующий оборот: «ва каале бадун-нас» (некто или некие сказали…). Иногда это отсылка на одного человека, а иногда на группу людей.
Все комментаторы (шарихи) Имама Бухари прекрасно знают, кого имеет ввиду Бухари под формулировкой: «Некий человек сказал…».
Смотрите, против кого выступает Имам Бухари в разделе «китаб-уль-икрах»?
Он выступает против Имама Азама Абу Ханифы.
Имам Азам Абу Ханифа в рамках своего фикха считал, что развод под угрозой действителен, и даже если человека принудят силой или угрозами развестись и он, боясь за свою жизнь разведется, то его развод действителен.
Например, представьте разбойника или мафиози, который берет какого-то мужчину и угрожая ему приказывает: «Ну-ка, дай развод жене иначе тебе конец». И если человек, боясь за свою жизнь дает ей талак под угрозами, то все он считается разведенным. Затем, этот бандит может сам женится на ней, так вот, хукм Ханафитского мазхаба такой. Однако, например, Имам Шафии – категорически не согласен с этим и считает, что развод под принуждением – недействителен.
Иногда, про Имама Бухари говорят, что мол якобы он придерживается мазхаба Имама Шафии. Однако, сам Имам Бухари никогда не обозначал какую-либо привязанность к какому-либо мазхабу.
Так вот, по данной проблема Имам Бухари возражает Имаму Азаму Абу Ханифе и при этом он обозначает Имама Азама под формулировкой: «Некто сказал…». Он проявляет воспитание и уважение в отношении него, поэтому не упоминает его имени напрямую.
Комментарий от автора блога: Мехмед Саид Хатипоглу – преувеличивает! Имам Бухари – не проявлял никакого уважения в адрес Имам Азама. А, его формулировка: "Некто сказал" – является унизительной, он как бы принижает Имама Азама не считая даже достойным упоминания его имени. Более того, Имам Бухари в открытую делает и более серьезные нападки в адрес Имама Абу Ханифы, об этом можете прочесть в статье: "Почему Имам Бухари очень негативно высказывался в адрес Имама Азама Абу Ханифы?".
Ссылка будет приведена в конце статьи.
Однако, наш Хаджи Зихни Эфенди, которые напечатал эту книгу, разве будет он стоять?!
В своем комментарии, он пишет в адрес Бухари: «Кто ты такой, чтобы возражать Имаму Азаму?! Каждый муджтахид по фикху знает больше чем такие, как вы!».
Хаджи Зихни Эфенди – был одним из самых больших ученых Османской империи позднего периода. Вы, наверное, видели книги «Нимети Ислам», так вот он автор этих книг.
В своей молодости, прочитав этот пассаж, я про себя высказался: «А ты кто такой, чтобы критиковать Бухари».
Ну да ладно, все они большие ученые.
Каждый ученый может допустить ошибку, пусть он даже большой имам или муджтахид.
Какой самый большой недостаток Исламской уммы?!
Самый большой наш недостаток – это неразвитость критического сознания и этики критики.
Когда мы читаем труд, большого Исламского ученого, то что мы говорим?!
Мы говорим: «Все что написал этот ученый, все это – верно! У него не может быть ошибок!».
Разве такое возможно?!
Если бы такое было бы возможно, то никогда не появились бы разногласия и мазхабы.
Однако, так как у наших ученых никогда не была развита «критическое сознание», то поэтому в наших книгах полно ошибок. К большому сожалению, я не знаю и не видел ученых, которые критиковали изданные в Турции книги на научной основе, в том числе и наш Диянет Ишлери (муфтият).
…..
Сколько времени прошло?!
Доктор сказал мне, что нельзя выступать больше часа. (Смотрит на часы). Прошло около получаса, хорошо, значит есть еще время.
Иногда, полезно слушать таких старых людей, как я, то есть воспоминания старого поколения. Как сказали в самом начале, когда представляли меня. Несмотря на то, что мой отец был сведущ в Исламских знаниях и имел определенный авторитет ученого, я не смог получить существенные знания от отца. Потому что, в то время обстоятельства не были подходящими для этого. Мой покойный отец пережил очень многое и сталкивался с большими трудностями, поэтому моим воспитанием больше занимался мой брат. Мой брат сказал, пусть хотя бы он не испытывает трудностей и поэтому записал меня в новую открытую школу в городе Бурдур – в школу искусств, предполагалось, что, получив там техническое образование, в будущем я буду инженером.
Я поступил в это школу для мальчиков и учился в 1943-44 годах, а в 1945 году умер мой отец и оставил после себя книги и большую личную библиотеку. Тогда наша семья задалась вопросом: «Что будет со всеми этими книгами и наследием отца?».
Моя семья сказал мне: «Ты учи все это, давай мы тебя отправим в аль-Азхар».
В то время, в Турции не было Исламских институтов и или теологических факультетов, других университетов в Турции не было.
Комментарий от автора блога: Мустафа Кемаль Ататюрк – основатель светской Турции запретил все медресе (некоторые работали нелегально после запрета), и стал открывать Исламские институты и теологические факультеты, чтобы религия изучалась по академическим и научным стандартам, а не по изжившим себя давно, методам медресе, где непонятно кто, учит детей непонятно чему и нет единого стандарта обучения.
У нашей семьи был друг – покойный Омер Рыза Догрул, который был зятем Мехмета Акифа Ерсоя (автор текста гимна Республики Турция). Омер был земляком из Бурдура, а родился в Каире. Позже переехал в Бурдур, познакомился с моим отцом и очень уважал его.
Так вот, моя семья написала письмо Омеру Рыза, в котором они сказали, что хотят отправить меня учится в аль-Азхар и спрашивали его мнение.
Омер Рыза ответил им кратко: «Не отправляйте его в аль-Азхар. Шейх (ректор) аль-Азхара – Мустафа АбдурРазик является моим близким другом и ученым окончившим университет Сорбонны (Франция), где он получил докторскую степень. Пусть Мехмед Саид окончит среднюю школу в Турции, а остальное поручите мне, я устрою его дальнейшее обучение.»
Поэтому, мне пришлось оставить техническое училище и обратно уйти в простую школу, где меня не взяли во второй класс средней школы, я потерял год мне пришлось начать с первого класса средней школы. Начав учебу в Измире, я закончил школу в Анталье.
Хочу поделится, своим воспоминанием, однажды наступил месяц Рамазан. Как раз, в то время только был издан «Ильмихаль» Омера Насухи Билмена.
Итак, я открыл и решил прочесть про Рамазан, главу о том, что нарушает пост. Итак, он пишет в своей книге: «Если кто-то скушает или выпьет что-то по своей забывчивости, то его пост НЕ нарушится» – да, все верно.
В детстве, такое со мной произошло, я решил держать пост, но забыл об этом и съел яблоко. Потом, плача побежал к матери и сказал ей, что мой пост нарушен. Она мне ответила: «Сынок, ты разве специально съел яблоко?!».
Я сказал: «Нет, я просто забыл».
Она ответила: «Тогда твой пост все еще действителен, продолжай держать».
Хорошо, Омер Насухи Билмен отразил этот верный хукм в своем Ильмихале, однако двумя пунктами ниже, он пишет: «Если держащий пост заснет и во сне что-то скушает или выпьет, то его пост нарушится».
Вот скажите мне, кто-нибудь из аудитории: «Разве нарушится пост заснувшего человека?!»
(Все в аудитории смеются)
Однажды в факультет на уроке, приведя этот пример, я спросил у своих учеников: «Нарушится ли пост заснувшего человека, который во сне что-то съел или выпил?!»
Ученик мне ответил: «Конечно же, нет! Он же спит и не отвечает за свои действия»
А, я им в ответ: «Однако, согласно Имаму Абу Юсуфу, согласно Имаму Мухаммаду и согласно Имаму Азаму (по одному из риваятов), пост такого человека нарушается».
В ответ ученик ответил, смеясь: «Ну раз так они говорят, тогда пост нарушается».
Вот видите на таком простом примере, насколько у нас плохо доминированием авторитетов больших ученых. Мы даже не имеем смелости им возразить, и принимаем все их нелогичные выводы лишь только потому что «они так посчитали».
Обратите внимание, Омер Насухи Билмен – был большим ученым, долгие года он был муфтием Стамбула. Он был экспертом в Ханафитском фикхе и не только. Он написал большой обзорный труд в 8 томах по фикху четырех мазхабов: «Хукуки Исламие ва Истилахати Фикхие Камусу», который был напечатан университетом Стамбула. В моей библиотеке есть первое издание данного труда.
Справка от автора блога: Омер Насухи Билмен (Ömer Nasuhi Bilmen) – родился в 1883 году – умер в 1971 году. Алим по фикху и тафсиру, пятый по счету Министр по делам Религии Республики Турция.
«Хукуки Исламие ва Истилахати Фикхие Камусу» – труд Омера Насухи Билмена, так как, не было полноценной книги по фикху на Турецком языке, а, имевшиеся книги охватывали только определенные темы и были разрознены, либо темы были передаваемы беспорядочно.
Он решил собрать все важные книги по фикху, и написать одну книгу, где были бы отображены абсолютно все темы по Исламскому праву.
При написании книги, он использовал множество самых значимых трудов, все источники он приводит. Для краткости мы лишь приведем, самые значимые из них, и только по фикху:
Книги Ханафитского мазхаба: «Аль Кафи» Хакима аш-Шахида аль-Марвази, «Аль Мабсут» ас-Сарахси, «Бадаи-с-Санаи» аль-Касани, «Мультак-аль Абхур» Ибрахима аль-Халяби, труды Имам Абу Юсуфа и Имама Мухаммада, аль-Фатава Хиндие и еще более 14 различных книг.
Книги Маликитского мазхаба: «аль-Мудаванат-уль Кубра» Сахнуна, «Шерх-уш Шагир ала Мухтасари Халиль» Хараши, «аш-Шарх-уль Кабир» Дердира и хашия к этому труду от Мухммада ад-Дасуки.
Книги Шафитского мазхаба: «аль-Умм» Имама Шафии, «аль-Мухтасар» Исмаила аль-Музани, «Минхаджу-т Талибин» Нанави, «Тухват-уль Мухтадж» ибн Хаджара аль-Хайтами, «Нихаят-уль Мухтадж» Шамсуддина ар-Рамли, «аль-Ахкам-ус-Султания» Маварди.
Книги Ханбалитского мазхаба: «аль-Мугни» и «аль-Мукни» Муваффакидуна Ибн Кудама, «Кашшаф-уль кына» Бухути.
Книги Захиритского мазхаба: «аль-Мухалла» Ибн Хазма и другие книги.
Это труды были использованы при составлении книги и только по Исламскому праву! По другим Исламским наукам и темам, были использованы множество других трудов.
Так вот, это наш ученый – Омер Насухи Билмен приводит это в своем «Ильмихале», однако, никак не комментирует это и не критикует данное неверное решение.
Данный факт, меня просто разозлил, разве может быть такое?!
Даже если просто рассуждать логически, как можно считать пост человека нарушенным, которые не отвечает за свои действия (спит или находится в сонном состоянии)?!
Вот тогда, я сказал себе: «Я ведь поступаю на теологический факультет, вот тогда я разберусь со всем этим».
Однако, данная его книга «Ильмихаль» все еще издается, и то неверное решение, все также приводится там без изменений.
Теперь, вслушайтесь в это, один из моих бывших учеников Мехмет Керванджы, работающий в структуре Диянет Ишлери (ДУМ Турции), где он стал начальником департамента издательства. Так вот, он пришел ко мне и попросил меня написать статью для их сайта или их периодических изданий, а, я так как, знал их схоластическое мышление, сказал ему: «К чему все это?! Я ведь знаю, что мою статью не напечатают».
Он расстроился и обиделся, он сказал, что он там директор, как никак. Я ответил ему: «Хорошо, не буду тебя расстраивать, так и быть напишу тебе статью о наболевшем».
Соответственно, я и написал статью со всеми доказательствами об этом наболевшем, статья называется: «Понятие ответственности в Исламе и противоречащий этому кыяс Ханафитов и Маликитов» (İslamda mükellefiyet anlayışı ve buna aykır Hanefi-Maliki kıyası).
Данная статья опубликована и доступна в свободном доступе к прочтению, те у кого есть время, пусть прочтут.
Комментарий от автора блога:
Вот ссылка:: https://dergipark.org.tr/tr/download/article-file/2566170
Название статьи: İslamda mükellefiyet anlayışı ve buna aykır Hanefi-Maliki kıyası (Понятие ответственности в Исламе и противоречащий этому кыяс Ханафитов и Маликитов)
В этой статье, вы можете прочесть откуда идут корни таких неразумных и нелогических решений в Исламском фикхе.
Продолжаю по данной теме, позже я стал членом Высшего совета по делам религии (Din İşleri Yüksek Kurulu) при ДУМ Турции, в качестве представителя от теологических факультетов.
Один из членов этого совета по имени Рамазан, написал статью, в которой опять утверждалось, что нарушается пост человека, который во сне употребил еду. Более того, там было написано, что пост нарушается, даже если человек проглотит дым вынужденно!
Написавший эту статью был хотя и пожилым, но одним из моих бывших учеников, и решил подшутить над ним.
Я сказал ему: «Если ты написал такое, значит, отныне посты всех людей, проживающих в больших городах, в особенности на самых загаженных автомобилями улицах – будут считаться нарушенными. В особенности, если ты пройдешь за автобусом, то от твоего поста ничего не останется».
Его ответ, я помню, как вчера, он встал, и кулаками опираясь на стол сказал мне: «Что же мне поделать, учитель?! Большие люди, так сказали (написали)».
Вот именно это его фраза, кратко и предельно ясно доносит до нас причину того, почему наше мышление застопорилось и Разум покинул нас: «Большие люди, так сказали (написали)».
Ну и что, что «большие люди» так написали?!
Разве все что написали или сказали «большие люди», все верно и без ошибок?!
Есть множество «больших ученых» в трудах которых есть множество ошибок.
Именно данное, в корне неверное мышление, позже догматизировало и сакрализировало значимые труды или значимых людей.
Знаете ли вы, что в более поздние времена у нас появились ученые, которые посчитали, что «Сахих» Имам Бухари – неполноценный.
Они, образно говоря, как бы сказали: «Имам Бухари и Имам Муслим, есть еще множество сахих хадисов, которые вы не взяли в свои сборники. Поэтому мы дополним ваши труды, и восполним ваши пробелы».
Один из таким ученых – мухаддис и алляма аль-Хаким ан-Найсабури, умер в 1014 году. Он был большим ученым и оставил после себя множество трудов.
Как называется его труд по риваятам (хадисам)?!
Книга называется – «аль-Мустадрак аля ас-Сахихайн», что переводится, как «Дополнение к двум Сахих сборникам».
Хаким ан-Найсабури, считает, что «Имамы Бухари и Муслим – недоработали» и пропустили много «сахих риваятов», которые он находит и дополняет эти два труда, тем самым восполняя их ошибки.
Какое сомнительное утверждение и самомнение!
Конечно, его труд ценен, как источник сведений, но если на него смотреть с точки зрения достоверности риваятов, которые он берет, то такого не сказать. Хотя, он в своем труде, после того, как приводит тот или иной риваят, пишет: «Несмотря на то, что данный риваят удовлетворяет критерии Бухари и Муслима, они не взяли этот хадис, я исправляю данное и беру этот риваят».
Однако, как говорится: «на каждого умного, найдется еще более умный».
Через три века после него, появляется ученый хафиз аз-Захаби, он был тюркского происхождения, а также учеником и другом ученого Ибн Таймии.
Так вот, Имам аз-Захаби написал критику в адрес «аль-Мустадрака» в четырех томах, в больших таких томах. Данный труд был издан в Индии впервые, издавали ли его позже я не знаю. Лично у меня, то первое издание, напечатанное в Индии.
Знаете ли вы, что пишет Имам аз-Захаби в качестве критики в этой книге?!
Чего там только он не пишет, ах если бы вы прочли бы! Давайте, я приведу только один пример из его критики и нападок в адрес Хакима ан-Нисайбури.
Итак, Имам аз-Захаби пишет: «Эй, невежда, побойся Аллаха. Разве ты не боишься Аллаха?! Ты взял такой-то риваят, как «сахих», однако, где ты тут видишь достоверность?!»
Если спросите, откуда я впервые узнал о подобной критике со стороны Имама аз-Захаби в адрес Хакима ан-Нисайбури?
Стыдно сказать, но впервые я узнал об этом из трудов ориенталиста Игнаца Гольдциера.
Он записал все это в своих трудах.
Кем был он, этот Гольдциер?!
Он был евреем из Венгрии. А, в 1890 году он издал свой труд в двух томах «Muhammedanische Studien», сперва был выпущен первый том – посвященный истории арабов, трайбализму и так далее, а второй том – посвящен риваятам (хадисам).
Данный второй том, посвященный хадисам, перевели на Французский и издали в Париже 1952 году. Один из моих учителей, ныне покойный Таип Ходжа, сказал мне, что я обазетльно должен прочесть данную книгу.
Я заказал эту книгу, мне ее привезли, и чтобы другие также ее прочли, я решил постепенно ее перевести, и перевел ее полностью в течении двух лет. В 1962 году я передал перевод нашему факультету, чтобы ее издали, но забрал ее обратно через 15 дней.
Почему?
Потому что, в этой книге он ссылается на свои другие труды, и поэтому прежде чем напечатать данную книгу, нужно сперва издать те его труды, на которые он ссылается. Одна из таких его книг, это – «Захириты».
Обратите внимание, данный его труд: «Захириты» – о Захиритском мазхабе, очень и очень ценный. Поверьте мне на слово, насколько я знаю, нет такой книги, которая превзошла бы его вышеуказанный труд по данной тематике. Настолько, эта книга ценная!
Справка из вики:
И́гнац Го́льдциер (Ицха́к Йегу́да Гольдциер, венг. Goldziher Ignác; 22 июня 1850, Секешфехервар — 13 ноября 1921, Будапешт) — венгерский востоковед, арабист, гебраист, исламовед еврейского происхождения. С 1876 года — член-корреспондент Венгерской АН, с 1897 года — член-корреспондент Петербургской АН (с перерывом в 1916—1919 годах). Один из авторов фундаментальной «Энциклопедии ислама».
А он напечатал эту книгу в 1870-х годах, при этом в это же время, глава нашего ДУМ (Диянет Ишлери) даже не был в курсе о существовании данной книги.
В свое время, некоторые люди пожаловались на моего отца в Муфтият Турции, написав в своем заявлении, что «мой отец – Захирит».
Потому что мой отец читал и Ибн Хазма и Ибн Таймию и Ибн Кайима, также он разъяснял фетвы, которые облегчали проблемы жителей города Бурдур.
Поэтому у местных учителей из медресе, уже было готово обвинение против него, они обвинили моего отца, сказав: «Он – Захирит и вышел из Ханафитского мазхаба».
Однако, мой отец никогда не заявлял, что он «Захирит», а всю жизнь старался следовать Корану и Сунне.
Как вы знаете в Ханафитском мазхабе, чтобы сделать масх ноги, нужно практически снять носки, а делать масх поверх носков – нельзя. Однако мой отец сказал людям: «Вы можете делать масх поверх носков» и благодаря этому, количество посетителей в мечети из числа государственных служащих возросло.
Комментарий от автора блога: Салафиты – делают масх поверх носков и это действительно очень удобно, когда нет условий для полноценного омовения, как в мечетях.
Во всех наших книгах по фикху, написали словно 20 ракатов таравиха, это – фарз. Якобы нельзя читать таравих – намаз меньше 20 ракатов. Мой отец, проштудировав все книги по хадисам сказал жителям, что такого нет. В Сахихе Бухари – есть риваят переданный через Хазрат Айшу, в котором говорится, что пророк не читал таравих намаз больше 13 ракатов. Конечно, если вам хочется читать больше, то читайте хоть 500 ракатов, но никто не имеет права насаждать это другим, словно это – фарз.
Самое главное в намазе, это прочесть его с верным настроем.
В детстве мы все время читали таравих – намаз в 20 ракатов. Более того, был такой имам мечети Улу Джами – Хафиз Хамид, который читал вовремя таравих – намаза полный хатм Корана. Все конечно уставали от такого намаза, и я заметил, что два муэдзина мечети не вставали сразу за ним на намаз, а ждали в сторонке. Они тоже были хафизами, и знали в какой момент имам, будет делать руку (поясной поклон), вот тогда они и произносили такбир и вставали на намаз.
Вот зачем это издевательство над людьми, неужели нельзя прочесть намаз просто и без насилия над джамаатом?!
Так вот, мой отец сказал, что никого "20-ракатного обязательного таравих-намаза – нет", поэтому, людьми из медресе пожаловались на него в муфтият.
Однако, самое трагично здесь, в том, что Шерефеттин Эфенди (глава ДУМ Турции, на тот момент) пишет письмо моему отцу, где говорит: «Почему ты следуешь мазхабу (имеется виду Захиритскому), который исчез, не успев зародится?».
Прочитав это письмо, я понял, что этот человек даже не был в курсе о Захиритском мазхабе. Если началом Захиритского мазхаба можно считать ученого умершего в 280-ом году по Хиджре, то большой ученый Андалусии Ибн Хазм, умерший в 456-ом году, был одним из самых значимых имамов Захиритов!
А, ведь он родился сколько веков спустя!
Более того, у этого муфтия страны был друг – Хусейн Казым Кадри, который расписывался везде своим литературным именем – Шейх Мухсини Фани аз-Захири. Настолько, этот муфтий страны не имел представления о Захиритах, соответственно, откуда такому знать о книге Игнаца Го́льдциера – «Захириты»!
К сожалению, везде правит – невежество.
Ну да ладно, каждый из них в меру своих сил старался делать что-то во имя Ислама, и мы надеемся Всевышний Аллах простит их ошибки.
Давайте, мы лучше займемся собой и нашим временем.
Вернемся к нашей теме, я хочу сказать, что мы до сих пор пишем все тоже самое, что было написано в Ханафитских трудах ранее без какой-либо самокритики.
Однако, разве современный, размышляющий логически человек примет все то, что ты написал в своих книгах?!
Сегодня, в Турции есть люди, которые взяли на себя миссию защищать и продвигать – Ханафитский фикх, и один из них – Хусейн Хильми Ышык (Hüseyin Hilmi Işık), глава джамаата – «Ышыкчылар» (Işıkçılar), да простит Аллах его ошибки, так вот, он сделал много нападок на моего отца и написал все это в своей книге «Саадети Эбедие», которая в то время уже была издана 85 раз.
Я посчитал нужным для себя написать ему ответ, и написал, когда будет свободное время прочтите мою статью, чтобы узнать каков его уровень.
Он считает себя, алляма, большим ученым, считает себя Ханафитом, однако пишет такие хукмы (фетвы) в своих трудах, что упаси Боже их применять.
Например, он утверждает, что «якобы черви обитающие в кале, то есть глисты и паразиты, живущие в кишках – все они чистые».
Побойся Аллаха, эй человек!
При этом, нужно отметить, что он был военным, учил химию и биологию. Он дослужился до звания майора, и после революции его отправили на пенсию, он знал Арабский и Фарси, в общем, был образованным человеком.
Побойся Аллаха!
Разве химия и биология, которые ты изучал так нам говорят, что «черви, живущие в кале – чистые?!»
Разве скажет такое фармаколог?!
Однако, он такое говорит и пишет!
Почему он утверждает это и говорит это?!
Потому что, «все это – есть в книгах»!
Раз есть «в книгах», то никакой критики – не нужно! (сарказм)
Вот подобное отсутствие критики, нас и погубило.
Я считаю, что вы в будущем, и мужчины, и женщины, все вы будете учеными.
Ради Аллаха прошу вас, если увидите ошибки и неверное, неважно кто это сказал в прошлом и каким бы большим человеком (имамом) он бы не был, то указывайте на его ошибки и пишите об этом.
Не бойтесь никого, и не пресмыкайтесь не перед чьим авторитетом.
Потому что, никто – не может быть вне ошибок, кроме Всевышнего Аллаха.
Конечно же, я лично думаю, что все наши ученые писали все это неверное, искренне думая, что они пишут правильное и верное, то есть они не делали это специально.
Они конечно верили в свою правоту, но при этом последствия их ошибок были ужасные, например, в отношении – женщин.
Например, в наше время издают труд Хакима Тирмизи – «Навадир-уль усуль», есть и перевод его книги. Когда, я дал обещание студенткам изучить тему женщины в Исламе, я прочел эту его книгу, там он пишет: «Не учите женщин читать и писать» и утверждает, что это риваят (хадис), также он пишет: «Не разрешайте женщинам сидеть возле окон».
Вот тебе на!
Эй, Хаким Тирмизи, разве ты не читал труды Имама Бухари, и проходящий в нем риваят, что Хазрат Айша и ее помощница малая Айша умели читать и писать и вели переписку со множеством людей?!
Как вы видите, он не читал.
Однако, все люди, которые прочли книги Хакима Тирмизи, проникаются его неверными утверждениями и начинают также утверждать, что «женщин – нельзя учить грамоте», «что нельзя совещаться с женщинами».
Знаете ли вы, кто пишет, что «нельзя совещаться с женщинами и более того нужно делать противоположное тому, что посоветует женщина»?!
Знаменитый визирь Сельджукского государства – Низам аль-Мульк в своем труде «Сиасет-намэ», он был другом Имама Газали и Имама Джувайни.
И данный труд до сих пор издается!
Он утверждает, что «нельзя совещаться с женщинами и более того нужно делать противоположное тому, что посоветует женщина»!
Побойся Аллаха, эй Низам аль-Мульк!
Разве ты не знаешь сколько раз пророк (с.а.с) прислушивался советам своих жен?!
Даже, я знаю об этом, а если ты не знаешь этого, то почему пишешь такие неверные утверждения?!
Был у нас такой Али-паша, однажды у него спросили: «Уважаемый паша, какова ваша политика в отношении Советов (Советской власти)?».
На что он ответил: «Я всегда встречаюсь с ними и веду разговоры и переговоры, выслушиваю их и делаю прямо противоположное».
Во так и поступали и с нашими женщинами.
Смотрите, когда вы начинаете выявлять неверное и критиковать ошибочные утверждения, то кто в первую очередь выступает против вас?!
Первыми на вас нападают – защитники мазхабов, мазхабные фанатики и они говорят: «А, вот и вы – безмазхабники, пришли, чтобы запутать людей».
Таким людям говоришь: «Уважаемый, когда появились все мазхабы? Все они появились спустя век после смерти пророка».
Когда родился и умер – Имам Азам Абу Ханифа, человек вокруг которого сформировался первый мазхаб (по фикху)?!
Он родился в 80-ом году по Хиджре и умер в 150-ом году по Хиджре. Допустим, он достиг некоего уровня к своему двадцатилетию, чтобы начать выдавать фетвы, то это означает, что появление первого имама (по фикху), это не менее чем через 100 лет после смерти пророка.
Имам Шафии – родился в год смерти Имама Азама и умирает в 204 году по Хиджре. Имам Малик – умер в 179-ом году по Хиджре, а Имам Ахмад ибн Ханбаль – умер в 241-ом году.
Тогда вопрос, какой был мазхаб у всех сахабов, табиинов и таба-табаинов, живших в первом веке Ислама?!
Разве был у них мазхаб?!
Нет!
Все они были – «безмазхабниками».
Очень трудно перевоспитать, погрязших мазхабном фанатизме людей, которые в своем упрямстве, даже не могут прийти к такому простому логическому выводу, что в первом веке Ислама – не было никаких мазхабов.
Комментарий от автора блога: в этом блоге не проповедуется мазхабный фанатизм. Однако, не путайте "отсутствие мазхабного фанатизма с салафизмом (ваххабизмом)", это не одно и тоже.
Хотя, салафиты - утверждают, что они якобы не страдают мазхабным фанатизмом, на самом деле, они еще какие мазхабные фанатики. Более того, салафиты внутри себя уже разделились на разные группы и джамааты.
Очень и очень трудно, таких перевоспитать.
Ну да ладно, у меня нет дел с отдельными личностями.
Давайте, вернемся к Игнацу Го́льдциеру, я научился у него многому. Он написал многое, чего не было написано в наших книгах по науке «усуль аль-хадис».
Например, что он написал?!
Он написал, что «какой бы риваят (хадис), в какой Сахих сборник бы он не входил, не означало того, что именно этот риваят считается достоверным и принят всеми учеными!»
То есть, не все Исламские ученые единогласны в оценки достоверности того или иного риваята. Просто народ или обыватель этого не знают.
Го́льдциер пишет об этом и ставит Исламских ученых в пример в сравнении с Западными, согласно его утверждению, если Исламские ученые видят ошибку, то критикуют ее. При этом, он приводит один пример, и этот пример, я ни разу не встречал в наших книгах по «усуль аль-хадис».
Например, Го́льдциер пишет, что «риваят (хадис) и сунна – НЕ одно и тоже».
В некоторых наших книгах, утверждается, что это одно и тоже.
Гольдциер – не только пишет это утверждение, но и приводит доказательство, кажется из сборника Имама Тирмизи: «В данном хадисе – есть пять сунн пророка» (фи хас аль хадис хамси суненин).
В одном хадисе заключено пять Сунн пророка. Я не встречал нигде, чтобы какой-то алим по «усуль аль-хадис» обратил на это внимание.
Только один человек, обратил на это внимание и привел этот пример – теолог (прим., переводчика, здесь не совсем ясно произносит его имя, не разобрал) Салих, однако он не указал откуда это он взял, а взял он это из книги Игнаца Гольдциера, это очевидно, потому что, он учился в университете Сорбонны, и у него был хороший французский.
Что такое «сахих хадис» и каковы его критерии?
Еще один пример, Гольдциер пишет, что Имам Ахмад ибн Ханбаль выкинул из своего сборника некоторые хадисы (риваяты), которые проходили в других «Сахих» сборниках.
Честно признаюсь, у меня есть «Муснад» Ахмада ибн Ханбаля в шести томах в моей библиотеке, однако я еще не прочел этот труд от начала до конца. А, вот Игнац Гольдциер прочел этот труд полностью, и дает нам пример.
Как вы знаете «Муснад» Ахмада ибн Ханбаля был собран его сыном, так вот его сын передает нам, что его отец на смертном одре сказал ему: «Удали из моего сборника риваятов такой-то риваят, потому что, этот риваят противоречит другим сахих риваятам».
Смотрите, по другими «сахих» риваятами, он имел ввиду хадисы, повествующие нам, что «если к власти придет несправедливый тиран, то нельзя противостоять ему, и можно продолжать читать намаз за ним». А, риваят, который он попросил удалить, противоречил этим риваятам.
Я взялся проверить это, и нашел следующее, что риваят, который Ахмад ибн Ханбаль попросил удалить из своего сборника – проходит и в Сахихе Бухари и в Сахихе Муслима, причем в точности, как и по иснадам, так и по тексту.
Все это я указал в своей статье, кому интересно, тот пусть прочтет.
Что это означает?!
Смотрите, Имам Бухари и Имам Муслим – оба были учениками Имама Ахмада ибн Ханбаля. Имам Ахмад удалает из своего сборника хадис, который признан, как «сахих» Имамами Бухари и Муслимом. И подобных примеров много, и все они приведены Гольдциером.
Что мы выводим из этого?!
Отсюда вывод, что ярлык и оценка «Сахих» – основывался на (якобы) достоверности только по иснаду.
Если в иснаде риваята не было причин для критики, то данный риваят принимали, как «сахих».
Однако, разве есть на свете люди, которые на все 100% знают науку иснад и риджаль?!
Конечно же, нет!
Я прочел труд «ат-Джарх ва-таадиль» Ибн Абу Хатима ар-Рази (умер в 938 году) он начала до конца, и там проходят сведения по тысячам рави (передатчикам хадисов), о которых неизвестно ничего! Все они рави, но никому не известен их статус.
Справка от автора блога: Полное имя: Абу Мухаммад Абдуррахман бин Мухаммад бин Идрис ар-Рази, умер в 938 году. Хафиз хадисов, известный своим трудом «аль-Джрах ва-т-таадиль», муфассир и факих. В своем известном труде, передаёт сведения о 16 040 различных рави.
Поэтому, каким должен был главный критерий достоверности хадиса?!
Главным критерием для оценки достоверности хадиса, должно быть – его соответствие Корану, и соответствие принципам Ислама.
Комментарий от автора блога:
Нужно отметить, что ни один из авторов «Кутуб-и-Ситта» (шесть самых значимых сборников хадисов) нигде и никогда не разъяснял, и не писал про свои критерии отбора риваятов. Ни Бухари, ни Муслим и ни другие авторы, нигде не отмечали детали свой системы оценки риваятов. Как они лично оценивали и на чем основывались, мы не знаем.
Все комментарии по системе оценке достоверности риваятов этими учеными, не более чем умозаключения последующих или современных ученых, которые изучая Бухари или Муслима, пытались вывести их критерии оценки.
Когда, вы основываясь на этих принципах пытаетесь вывести тот или иной хукм (решение), то с чем вы сталкиваетесь?
Вы столкнетесь со следующей критикой: «Кто ты такой, чтобы отвергать хадис из Сахиха Бухари?!»
Вот так до сих пор обстоят дела.
У меня была диссертация, когда я получал степень профессора на тему: «Об условии принадлежности к Курайшитам для квалификации должности халифа».
Данная тема, всегда занимала мой ум.
Как вы знаете, есть неверное утверждение, основанное на хадисах, что главной Исламской уммы может быть только человек происходящий из племени Курайшитов и точка.
Может ли быть халиф тюрком?!
Нет, не может!
Может ли халиф быть не арабом?!
Нет, не может!
Хорошо, а куда тогда нам девать последнюю проповедь пророка (с.а.с), где проходят его следующие слова:
«Араб не имеет никакого превосходства над неарабом, и неараб не имеет никакого превосходства над арабом; белый не имеет никакого преимущества перед чёрным, чёрный не имеет преимущества перед белым; (никто не имеет превосходства над другим), кроме как в благочестии и хорошем нраве. Знайте, что каждый мусульманин – брат мусульманину, и что мусульмане составляют единое братство.»
Отрывок из прощальной проповеди пророка (с.а.с)
Разве в Коране, есть намеки на происхождение пророка (с.а.с) и указание на его национальность?!
Нет, в Коране, нигде не подчеркивается арабская национальность пророка (с.а.с).
Однако, позже были выдумано множество риваятов, восхваляющих Арабов и принадлежность к Арабам, как некое достоинство.
Данная тема, всегда беспокоила меня и занимало мой ум.
Почему это, никто кроме Курайшитов (отдельное племя Арабов) не может быть халифом?!
Если вдруг появится, способный и достойный кандидат не из Арабов и не из числа Курайшитов, то почему он не может быть главой мусульман?!
Разве такое противоречит Корану?!
Нет!
Что от нас требует Коран в качестве главного принципа?
Сура Ниса, 58
58. «Воистину, Аллах повелевает отдавать (передавать в руки) “аманат” ответственным профессионалам (людям, соответствующим этому по всем параметрам)»
Комментарий автора блога: Здесь, требуется вставить длинное пояснение.
Комментарий от автора блога:
Выше приведен верный Турецкий перевод. Привожу вам неверный Русский перевод.
Сура Ниса, 58
58. Воистину, Аллах велит вам возвращать вверенное на хранение имущество его владельцам и судить по справедливости, когда вы судите среди людей. Как прекрасно то, чем увещевает вас Аллах! Воистину, Аллах — Слышащий, Видящий.
58. 'Inna Al-Laha Ya'murukum 'An Tu'uaddū Al-'Amānāti 'Ilá 'Ahlihā…
Ссылка: https://quran-online.ru/4:58
Русские переводы неверны, так как, они переводят как будто речь идет о каком-то имуществе, отданном на хранение и якобы его владельце.
Нет! Здесь речь не об имуществе и не о владельце.
Верный перевод таков:
«Воистину, Аллах повелевает отдавать (передавать в руки) “аманат” ответственным профессионалам (людям, соответствующим этому по всем параметрам)»
Что такое «аманат»?
Слово «аманат» проходит в Коране: 2 раза в единственном числе и 4 раза во множественном числе. В зависимости от контекста муфассиры по-разному трактуют его содержание и смысл.
В 283-м аяте суру Бакара, например, применено узкое смысловое значение в виде вещи отданной на хранение:
283. …«Но если один из вас доверяет другому, то пусть тот, кому доверено, вернет доверенное ему и убоится Аллаха, своего Господа»… (Fa'in 'Amina Ba`đukum Ba`đāan Falyu'uaddi Al-Ladhī A'utumina 'Amānatahu Wa Līattaqi Al-Laha Rabbahu)
В 72-м аяте суры аль-Ахзаб, например, применено более широкое значение в виде некой метафоры:
72. Мы предложили небесам, земле и горам взять на себя ответственность, но они отказались нести ее и испугались этого, а человек взялся нести ее… (Innā `Arađnā Al-'Amānata `Alá As-Samāwāti Wa Al-'Arđi Wa Al-Jibāli Fa'abayna 'An Yaĥmilnahā Wa 'Ashfaqna Minhā Wa Ĥamalahā Al-'Insānu)
Ученые и муфассиры, широко обсуждали значение слова «аманат» в этом аяте, и выдвигали версии, что здесь имеется ввиду: «умение читать и писать, религиозные обязанности, физические и духовные способности, познание Аллаха (марифатуллах)».
Имам ат-Табари, пишет, что слово «аманат» в этом аяте означает: «истинную религию, посланную Аллахом своим рабам, и весь спектр ответственностей, которые возлагает эта религия».
Такие ученые, как аз-Замахшари и Фахруддин ар-Рази и некоторые другие муфассиры пишут, что слово «аманат» в этом аяте означает – «обязательства / ответственность» (предложенная человеку или возложенная на него). Потому что, согласно их мнению, возлагать на кого-то ответственность означает требование противоположного поведения своей натуре. Это, именно та ответственность, которую не взяли на себя горы и земля. Потому что, все созданное кроме человека, не может выйти за границы своей натуры (фитры).
В 58-м аяте суры ан-Ниса, например, термин (концепция) «аманат» использовано вкупе с термином «адалат» (справедливость / правосудие).
В аяте говорится:
«Аллах повелевает вам передавать «аманат» (во временное владение) достойным людям (то есть, профессионалам в своем деле – мин ахлиха) и судить по справедливости, когда судите среди людей».
Согласно муфассирам данный аят, указывался как один из самых основных и правоустанавливающих аятов, потому что, он охватывает весь шариат и всю религию. Согласно имаму ат-Табари, данный аят указывает на обязательность соответствия государственных чиновников (правителей) необходимым профессиональным должностным требованиям, а также на обязательность их бытия из числа ахлю-адалат (то есть, они обязаны быть справедливыми).
Поясняю, Имам ат-Табари, указывает, что данный аят, требует, чтобы правители (чиновники) были и справедливыми (достойными) и профессионалами в своем деле. Хотя, Имам ат-Табари указывает на связь аята и слова «аманат» в этом аяте с властью, тем не менее, здесь говорится о профессионализме в общем.
Настоящий смысл аята, следующий:
«Воистину, Аллах повелевает передавать в руки “аманат” (власть, дело, секрет, знание, ответственность, обязательство, задания, работу и т.д.) ответственным (достойным) профессионалам» … то есть, справедливым и порядочным людям, соответствующим возложенному на них “аманату” (делу, ответственности, заданию, работе) по всем параметрам.
Заключение: в исламской литературе слово «аманат» несет в себе очень широкое значение. Все это идет из контекста применения слова «аманат» в Коране и хадисах. Хотя, первичное значением слова является: физическое имущество или нефизическое право (обязательство), переданное на временное хранение с последующим возвратом его хозяину.
Помимо этого, слово «аманат» несет в себе следующие смысловые значения: оплата, аренда, право на пай, находка и такие более абстрактные вещи, как: иман, религиозные обязательства, физическое и душевное здоровье, капитал, должность, должностные позиции–требующие определенных способностей, договора, соглашения, уважения права на недвижимость и приватную жизнь, благодарность за блага, ответ на приветствие, хранение секретов и включает в себя все религиозные и моральные нормы.
перевод все еще не закончен, завершу скоро иншаллах
Prof. Dr. Mehmed Said Hatiboğlu "İmam Buhârî"
Дополнительно от автора блога:
Важно, прошу вас прочесть нижеуказанные статьи связанные с данной темой, и на которые я ссылался в статье: