Каким рецептом победы над "русскими" поделился Гиммлер со своими преторианцами? Что именно по его мнению не учли немцы при нападении на СССР? И почему призывы "понять и простить" Ваффен-СС являются преступными?
Непростительное невежество
Что-то часто в последнее время стали попадаться статьи, в которых авторы неприкрытым текстом защищают Ваффен-СС, расписывая их эдакими бесстрашными солдатами-фронтовиками, не совершавшими военных преступлений. Дескать, в основном они были заняты войной на передовой, а потому просто физически не могли запятнать свой мундир кровью.
В качестве ширмы для подобных утверждений используется практика советских историков к упрощению и выхолащиванию, когда все без исключения части СС коротко и без конкретики именовались "эсэсовцами". Современные авторы как бы "ловят за язык" советскую историографию, с умным видом объясняя нам (нерадивым), что части Ваффен-СС якобы являлись не карательными, но фронтовыми...
И здесь уже меня каждый раз бросает в испарину. Верите, в "свободном и демократическом" ЕС (в той же Австрии или Германии) авторы подобных утверждений сами бы давно уже попали под статью и внушительный штраф, ну, конечно, за исключением Прибалтики (где по понятным причинам в наши дни хитро осели все гитлеропониматели под предводительством Солонина, заколачивающие тысячи долларов в ютубе).
А ведь на самом деле всё проще простого: так называемые "фронтовые" части войск СС, то есть все эти "лейбштандарты", "дас райхи", "тотенкопфы" и "викинги", не только являлись активными проводниками нацистского геноцида, но и прямо ориентировались на него своим же руководством!
И здесь в качестве наглядного примера я хотел бы сослаться на высказывания главы СС Генриха Гиммлера (куда ещё выше), которые он сделал 24 апреля 1943 года в стенах... харьковского университета. В тот день он специально прилетел в недавно отбитый немцами Харьков и собрал эсэсовцев трёх центровых дивизий СС для очередных словесных излияний (очень уж он любил это дело, о чём сам поиронизировал в своей речи). Выступал рейхсфюрер СС в актовом зале университета, где его слушали десятки командиров "Лейбштандарта", "Дас Райха" и "Мёртвой головы". Как всегда, выступление Гиммлера писалось на пластинку, причём запись до наших дней сохранилась в очень чётком и хорошем качестве. Всё никак не дойдут руки слепить из неё видео с субтитрами, ибо для этого нужно много сосредоточения и времени (речь длится час и подгонять каждый субтитр под голос Гиммлера достаточно муторно). Но когда-нибудь обязательно сделаю это и выложу в разделе "Видео". Пока же давайте посмотрим на что именно "шеф германской полиции" ориентировал своих "фронтовичков":
...Я хочу сказать, и думаю, что те, кому я это говорю, и без того понимают, что мы должны вести нашу борьбу и наш поход с мыслью о том, как лучше всего отнять у русских людские ресурсы — живыми ли, или мертвыми. Мы это делаем, когда мы убиваем их или берём в плен и заставляем по-настоящему работать, когда мы стараемся овладеть какой-нибудь новой областью, и когда мы оставляем неприятелю обезлюженную территорию.
Люди в этой борьбе либо должны быть угнаны в Германию и стать её рабочей силой, либо умереть. Оставлять противнику людей, чтобы он получил рабочую силу и мог рекрутировать солдат, было бы, на мой взгляд, абсолютно неправильным. Этого нельзя допускать. И если в войне будет последовательно проводиться эта линия на уничтожение людей, в чем я убежден, тогда русские уже в течение этого года или следующей зимы потеряют свою силу и истекут кровью....
Как видите, всё просто и лаконично.
Такими неприкрыто-людоедскими наставлениями глава СС в открытую пичкал командный состав трёх самых одиозных формирований Ваффен-СС. Делал он это отнюдь не впервые (в этой статье мы с вами на днях разбирали другую гиммлеровскую речь). Уже в выступлении перед (тогда полком) "Лейбштандартом" после польской кампании 1939-го Гиммлер заострил внимание на том, что Ваффен-СС — это, в первую очередь, "политические солдаты" национал-социализма, призванные контролировать завоёванные территории и держать в повиновении покорённые народы (опять же, всё говорил с такой же прямотой, неприкрыто). Вот почему я каждый раз прямо-таки по-детски удивляюсь дзеновским статьям "о мифах Ваффен-СС". Какие к чертям собачьим "обычные фронтовики" в беспримерной "войне на уничтожение"? Вы реально ошалели что-ли, развенчатели "мифов"?
На то, что призывы Гиммлера не являлись пустой риторикой (которой так часто грешила наша номенклатура на бесконечных съездах и пленумах, приучив нас пропускать речи трибуных вождей мимо ушей), указывает беспримерное количество мирных советских людей, истреблённых во время гитлеровского нашествия. И Ваффен-СС были пионерами в деле совершения чудовищных военных преступлений.
Взять хотя бы приказ того же Гиммлера о "выжженной земле" при оставлении советских территорий. Ниже самая обыкновенная фотография из материалов ЧГК, сделанная после столь же стандартного немецкого отступления в Вяземском районе Смоленской области. Это всё тот же 1943-й (март, если точнее). Что мы видим? Возвратившиеся жители одной из деревень находят лишь своих расстрелянных земляков. К слову, деревня не партизанская — здесь квартировал немецкий гарнизон...
Похожим образом немцы отступали на всей огромной оккупированной территории СССР от Крайнего Севера до Кавказа. Трудоспособное население, как правило, либо угонялось, либо "пускалось в расход" (разумеется, далеко не всегда это получалось, а часто, слава богу, банально не успевали в суматохе бегства). Целенаправленная политика "выжженной земли" активно проводилась всеми без исключения немецкими частями, и, в первую очередь, снова повторюсь, Ваффен-СС. При этом совершать массовые военные преступления они начали еще в Польше и во время Французской кампании, уже ступив на территорию СССР 22 июня 1941-го матёрыми головорезами. И здесь части Ваффен-СС под одобрение своего шефа Гиммлера развернулись во всю ширь. С первых дней "русской кампании" они нещадно расстреливали военнопленных и гражданское население, разрушая и сжигая всё, что только сопротивлялось по пути. И заикаться о проблесках какой-то там эсэсовской фронтовой порядочности войск СС не просто глупо, а преступно. Даже если не все из них персонально участвовали в злодеяниях.
К сожалению, подобные вещи происходят из-за того, что глубоко тему Ваффен-СС в нашей стране никто и никогда не изучал, а необъятная западная историография малоизвестна (не переведена). Причем у меня есть подспудное ощущение, что замалчивается это в страхе перед современными неонаци и "любителями баварского". Сейчас, слава богу, спохватились и создали несколько приличных тематических сайтов с обширной коллекцией документов (например, "Нюрнберг" или "Без срока давности"). Регулярно выходят серьезные сборники документов и интересные документальные фильмы. Так что, кому нужно, тот найдет.
Ну а сейчас мы с вами снова ненадолго вернёмся в Харьков образца 1943-го,чтобы послушать стенания Гиммлера о недооценке русских...
Фэнтези от Гиммлера
Знаете, и это я уже однажды писал, из Гиммлера вполне мог получиться прелестный писатель фэнтези мирового уровня. Вероятно, сложись судьба иначе, и он бы стал не рейхсфюрером кровавейшей организации, а одним из столпов писательского мира в этом жанре, наряду с Толкиеном или Кингом. Ведь миры, в которых жил и которыми вдохновлялся этот мегаубийца, воистину грандиозны!
В них фэнтезийные расы "белокурых ариев" и "азиатов-унтерменшей" переплетены в эпичных битвах за обладание властью над земным шаром. Фронты этих битв разламывают времена и целые континенты, а оборонительными линиями выступают моря, океаны и целые горные хребты.
Кстати, знаете чего недоучли немцы готовя нападение на СССР по мнению Гиммлера? Так давайте же послушаем...
Почему-то подумалось, что за всю свою богатую историю стены харьковского университета не слышали ничего подобного, как в день выступления в актовом зале тщедушного очкарика с впалой грудью и ровным и проникновенным голосом учителя географии:
Мои командиры СС!
Возможно, это очень странно, что мы сегодня встречаемся в здании университета русского города, здесь в Харькове, который сыграл и еще по-настоящему сыграет такую важную роль в военной истории. До прошлого года он не имел особенного значения. А в этом году он стал – подобно Сталинграду, но только в обратном смысле – судьбоносным городом для немецкой военной истории, немецкой истории в целом. Я собрал здесь вас, командиров из трех дивизий СС, которые приняли участие в этом походе от Днепра до Харькова, которые осуществили этот поход более или менее в одиночку и сыграли в нем решающую роль, чтобы по многолетней традиции, существующей со дня основания охранных отрядов, снова встретиться и снова констатировать некоторые вещи о прошлом и будущем.
Скажу пару слов об общем положении на фронтах и о ситуации в целом.
Сегодня Германия стоит повсюду на границах Европы. Эти границы тянутся от мыса Нордкап, по норвежскому побережью, через Данию, Нидерланды, Бельгию, Францию и дальше в Африку, до Туниса, идут дальше по морю, от Греции и Крита до границ нейтральных государств Турции и Болгарии, чтобы затем снова вернуться сюда на Восток. Я бы назвал это — великая крепость Европа.
Несомненно, когда-нибудь случится так, что противник – сегодня, завтра, послезавтра, в какой-то другой момент – предпримет попытку тут или там вломиться в эту крепость Европу. Это обязательно случится. Возможно также, что некоторых местах – там, где мы недостаточно ответственно защищаем наши границы с оружием в руках, – у него получится осуществить прорыв, на короткое или на долгое время. Одно несомненно: если мы позволим противнику, где бы он ни появился, ступить ногой на континент там, где мы не зависим от снабжения морем, в этом нет ничего страшного. Но именно здесь, на Востоке, решается все. Крепость Европу с ее границами необходимо удерживать так долго, как необходимо, и мы будем удерживать ее. Здесь, на Востоке, решается все, и здесь русский противник, этот 200-миллионный народ русских, должен быть в военном и человеческом отношении уничтожен и обескровлен.
Нет сомнения, что все в Европе, не исключая как раз и нас, немцев, недооценили этих русских. Мы недооценили их в их грубой организации. Мы не сразу заметили, что в этой России произошло то, что 700 лет назад происходило несколько дальше, в Монголии. Что один родившийся в каком-то уголке Азии жестокий диктатор, гигант, называйте его хан, каган или великий хан, за короткий период мобилизовал огромные силы, в азиатской форме организовал и вооружил их, чтобы начать победоносный поход на Запад.
На этом я хочу коротко остановиться. Это нужно неустанно повторять, втолковывать в наши головы и наши сердца, сегодня и на будущее. Потому что мы должны запомнить, что это не последняя война, которую мы ведем с Азией, это одна из войн, которые мы за всю историю вели и будем вести с Азией. Все началось с гуннов, продолжилось столетиями борьбы против мадьяр и аваров, продвинувшихся в самое сердце Германии, до Гарца, до Кведлинбурга, до Аугсбурга, и всегда оставалось источником беспокойства, пока около 1000 года их, наконец, не успокоили. Эта борьба продолжилась с монгольским нашествием. Мы должны – здесь об этом можно сказать – четко осознавать с точки зрения военной истории: не из-за силы немецкого рыцарства остановилось это монгольское нашествие в нижней Силезии у Вальштадта, а только из-за исторической случайности – потому что умер тогдашний хан в Монголии и нужно было избрать нового хана. Тогда все полководцы, все принцы из рода Чингисхана, вынуждены были спешить на курултай, на это выборное собрание. Поэтому они отвели свои армии. В те времена ни одна армия Европы, ни одна армия мира не могла бы противостоять монголам и их способам ведения войны. К этому можно добавить: при всей гордости нашими современными достижениями и стойкостью в боях, ведущихся в невиданных до сих пор масштабах и с невиданной до сих пор жестокостью, нужно проявлять осторожность и скромность. Потому что все-таки примечательно, что эта Азия уже тогда показала такую силу, такую опасную силу – с 200-тысячной армией всадников, каждый из которых имел по 3-4 коня, проскакать 2000 км через пустыню Гоби до Китая и там вести победоносные сражения. Организационное достижение, перед которым любой немецкий генерал-квартирмейстер почтительно снимет шляпу! Организационное достижение, которое должно предостеречь нас, потому что это наследие импровизационного мышления перешло от Золотой Орды к русским. Мы убедились в этом на многочисленных примерах и на собственной шкуре.
И теперь – новое нашествие из Азии в исполнении этого 200-миллионного народа. Мы, конечно, думали, что сможем сломить, прежде всего, материальную часть русских...
И т.д. и т п...
Интересно, в моменте, когда Гиммлер в стенах харьковского университета описывал "злобные нашествия русских", а также призывал безжалостно уничтожать целые народы, у кого-нибудь из эсэсовцев не шевельнулась в голове хотя бы одна извилина? Не возник, как сейчас модно говорить, "когнитивный диссонанс"? (хотя там в голове, наверное, как в известном анекдоте, "мозг не обнаружен").
А вообще, когда на записи своими собственными ушами слышишь, как гудит и переговаривается на немецком зал в ожидании Гиммлера, а сам он вскоре проходит по скрипучему паркету к трибуне и начинает изливать всю эту ересь серьезным тоном — ощущения, скажу вам, ирреальные. С учётом, что эта речь, как и многие другие его выступления, помимо записи на пластинку была оформлена аля толстый журнал (типа "Нового мира"), я и думаю, что в Гиммлере погиб великий фэнтезийный автор. Если бы не обстоятельства, представляете сколько бестселлеров мог выпустить в свет немецкий писатель Генрих Гиммлер? (Так и вижу кричащую рекламу в книжном: "встречайте в продаже новый роман от немецкого "короля ужасов" Генриха Гиммлера!").
Хотя смешного, с учётом совершенного под двумя эсэсовскими рунами, конечно, мало. Но читать нужно обязательно. А то давно доходит до абсурда, когда многие сегодня просто не верят, что немцы могли серьезно вдохновляться подобными планами. В сети на обывательском (то есть самом массовом) уровне идёт их ползучая "нормализация". Предпринимаются активные попытки понять и объяснить всё обстоятельствами (а то и вовсе... советской виной). Недавно один такой "понимающий" заявил мне: "А ты докажи, что Гиммлер приказывал убивать русских" (моя рука при этом потянулась к пистолету... которого, к счастью, нет).
Поэтому, в наши дни очень важно не задвигать речи, прокламации и сочинения нацистских вождей в тень, а сделать переводы и выложить в открытый доступ. Тогда любого отрицателя и "любителя баварского" можно смело брать за шиворот и привлекать к серьезной ответственности, как, например, в Европе за отрицание Холокоста. Но, к сожалению, повторюсь, подавляющая часть подобного рода материала на русском вообще отсутствует. Даже речь Гиммлера в Харькове переведена лишь фрагментарно (мне пришлось найти американскую "красную серию" сборника Нюрнбергских материалов 1946 года (!) чтобы прочитать её полностью). С учётом, что всё это напрямую касается нашего народа, всё это довольно странно.
Напоследок хочу предложить вам свою статью о житомирской речи Гиммлера от сентября 1942 г. Он тоже произносил её перед командирами тех же дивизий, но в ней он говорил совсем о другом. Если в Харькове рейхсфюрер СС настраивал своих головорезов на оборону "крепости Европа" от "Азии" (кстати, именно с этого времени концепция "крепость Европа" станет определяющей и в геббельсовской пропаганде), то всего за полгода до этого он прямо бахвалился о захвате России до Урала и построении у нас немецких поселений. Всего полгода разделяет две эти речи, но какие разительные отличия в мечтах и тоне...
Почему же глава СС сделал столь резкий разворот на 180 градусов?
Ну конечно — Сталинград! Он самый, животворящий, отрезвляющий и в чувство приводящий (если что, читайте эту статью здесь).