Даже в его деле не осталось фотографии. Но он был, этот, когда-то человек, а потом отличившийся во многих концлагерях верный пёс оккупантов. Таких, как он немцы называли «вахманами» - добровольными помощниками по уничтожению своих соотечественников. И даже среди них он сумел отличиться особым старанием.
Когда освобождались от оккупантов новые территории, сотрудники СМЕРШ сразу начинали поиски пособников нацистов. Изучали документы, внимательно разговаривали с местным населением, допрашивали военнопленных. Когда в разные годы удалось взять трёх бывших охранников концлагерей Треблинка и Собибор, двое из них описали ещё одного «сослуживца», отличавшегося усердием. Звали его Фёдор Брик. Осуждённые описали его внешность, упомянув о наколке на руке. Это же имя встречалось в ряде трофейных архивов концлагерей…
Фёдор Брик был родом из западноукраинского села Медцы, что в Каменецк-Подольской области. В армию был призван за две недели до начала Великой Отечественной войны. Далеко его служить не отправили – оставили в своей области на военном аэродроме. Ко второму июля немцы продвинулись настолько, что часть, в которой служил Брик, отошла к Киеву. В начале августа рота у деревни Сквира попала в окружение, и Фёдор без боя сдался в плен.
До октября он находился в лагере советских военнопленных в городе Холм на территории Польши. Но быстро выразил желание служить фашистам и принял присягу. Стал в строй охранников концлагеря, которые активно участвовали в массовых расправах над узниками. Сначала их обучали в особом лагере СС в Травниках, затем он приступил к своим обязанностям.
Первым местом «работы» стал концлагерь Собибор. По разной информации здесь погибли до 810 тыс. человек. От многих узников, особенно из Европы, скрывали, куда и зачем их везут. Были разработаны целые методики обмана, чтобы без сопротивления загонять людей сначала за колючую проволоку, а затем в газовые камеры, которые маскировались под душевые. Большая часть прибывших ликвидировалась в первый же день. Оставляли лишь способных на тяжёлые физические работы.
После Собибора рьяного вахмана перевели в Треблинку. Здесь также действовали газовые камеры и отдельные экзекуции, на которые только хватало воображения охранников. Здесь они обеспечивали ещё большее спокойствие при прибытии узников. Им объясняли необходимость помывки после дороги и отправляли в «баню», где заключённые сами снимали все вещи и отдавали их «на хранение» в «раздевалку. Пятеро подобранных евреев на родном языке объясняли своим соплеменникам, что после «бани» они все вещи получат в целости и сохранности, как и деньги или ценности.
До февраля 1944 года Брик успел активно поучаствовать в уничтожении узников Заксенхаузена и Штуттгофа. К этому времени ценного работника фашисты перебросили в лагерь города Белиц. Здесь за своё верное служение нацистам он уже был поставлен командиром – обервахманом. Где бы он ни служил нацистам, себя не забывал – мародёрничал, как только можно.
К апрелю 1945 года в связи с быстрым наступлением советских войск Брика переправили в Гамбург. Там у фашистов тоже был концлагерь. Прошло меньше месяца, и город заняли английские войска. Фёдор Брик попал в плен и вскоре был репатриирован в СССР, но как освобождённый военнопленный. Так он быстро прошёл фильтрацию. В том наплыве народа, который освобождался из немецкого плена, до его реальных дел контрразведчикам докопаться не удалось.
Он некоторое время поработал сначала слесарем, потом кочегаром в войсковой части вблизи Бреста. А в 1946 году решил, что лучше будет отправиться подальше от тех мест, где он губил людей. Записался в состав рабочего батальона, формируемого для отправки на строительные работы в Иркутскую область. На месте его распределили на слюдяную фабрику, где бывший надзиратель концлагеря продолжал спокойно работать кочегаром. Здесь он создал семью, родился сын.
…Все собранные материалы по новым открывшимся именам пособников фашистов, включая Брика, чекисты разослали по Союзу. Руководство УКГБ по Иркутской области отработало профессионально – прибывший в регион на стройку Фёдор Брик был вычислен и быстро арестован в 1952 году по статье «измена Родине, совершённая военнослужащим». Начались допросы. Дело от местных чекистов курировал заместитель начальника УНКГБ Сазонов. Предатель отвечал спокойно и рационально. В ответ на вопрос, почему он скрывал свою службу в концлагере надзирателем, он ответил, что в этом случае получил бы серьёзное наказание за свои преступления. А ему хотелось этого избежать. Брик полностью признал свою вину и в подробностях рассказывал о том, как участвовал в уничтожении людей, что отражено в протоколах допросов.
Ещё больше интересных историй в моём 📕Телеграм-канале. Обязательно загляните
Невзирая на свидетельства «сослуживцев» и подробные личные признания, предатель просил о снисхождении. Приговором трибунала Восточно-Сибирского военного округа Фёдор Иванович Брик 23 сентября 1952 года был приговорён к высшей мере наказания, с конфискацией всего имущества. 20 ноября того же года приговор был приведён в исполнение. Ещё один предатель своего народа понёс заслуженное наказание.
Дорогие друзья, спасибо за ваши лайки и комментарии, они очень важны! Читайте другие интересные статьи на нашем канале.