«Есть ситуации, автор которых — сама жизнь. Есть ситуации, авторы которых — сами авторы», — так написал журнал «Советский экран» о фильме «Поиск» (1968).
Это не самая известная картина, вышедшая в шестидесятые, но снятая в очень оттепельном (возможно, поздноотттепельном) духе. Критики того времени фильм встретили средне, отметив, что задумка-главная идея была неплоха, но слишком уж много накрутили сценаристы, чтобы подвести зрителей к кульминации. Сейчас, спустя почти 60 лет, лента вызывает кое-какие вопросы, но всё равно смотрится интересно, особенно если отбросить некоторые сюжетные ходы.
Клуб «Советские фильмы» в Telegram
Сценарий «Поиска» создал Евгений Хринюк, начинающий кинематографист. У Евгения Хринюка тогда в активе был только один сценарий, дипломный, для дипломной же короткометражки Леонида Осыки, в будущем — знаменитого режиссёра.
«Поиск» стал для Евгения Хринюка первым шагом в большом кино, и не только как сценариста, но и как режиссёра.
Всего он снял четыре картины, и все — по своим сценариям (ну а самая известная его работа — мелодрама «Анна и Командор» 1976 года).
Героем «Поиска» стал своего рода герой своего времени — архитектор Северин Середа, молодой, но уже очень успешный, автор перспективного проекта, принятого к реализации. Всё складывается у него и в личной жизни — у Северина есть любимая девушка Женя, и именно по её настоянию он едет к отцу, хотя изначально не планировал. Дело тут сложное:
Северин получил известие, что отец умирает, но даже это для него не повод отправиться к родителю: тот когда-то бросил мать Северина и завёл другую семью, оскорбив тем самым жену и сына.
Но Женя настаивает на поездке, поэтому пара всё же едет в посёлок, где жил отец. Там он знакомится со второй женой отца Галиной и узнаёт, что отец много лет боролся за идею, которым многим казалась сомнительной:
в посёлке нет воды, отец Северина вроде бы нашёл её, но не успел найти и доказать, что провести водопровод можно.
Северин берётся сам доделать дело, но это не так-то просто: против почти все. И даже Женя, устав ждать, оставляет любимого. Но Северин во что бы то ни стало хочет доказать, что отец, к которому он всегда так жестоко относился, был прав.
На главную роль в «Поиске», сопостановщиками которого стали Константин Жук и Игорь Старков, утвердили молодого, но уже сыгравшего несколько ролей Владимира Корецкого. Актёр тогда был артистом московского театра им. Ленинского комсомола, где прослужил до конца жизни. Владимир Корецкий вообще предпочитал театр,, хотя запомнился и отличными ролями, причём с одинаковым успехом играл как героев положительных, так и негодяев. Правда, озвучил Владимира Корецкого в фильме почему-то коллега Родион Нахапетов (не нашла информации, почему это произошло).
Роль Жени получила Людмила Черепанова (голос героине дала Антонина Кончакова), в роли Галины, второй жены отца Северина, — Раиса Куркина.
В других ролях Лев Прыгунов, Борис Зайденберг, Виктор Чекмарёв, Юрий Гусев.
Небольшую, но яркую и любопытную роль подруги Жени сыграла Екатерина Васильева: её героиня Нора скора на суждения и резка в решениях.
Ну и, конечно, нельзя не отметить второе появление в кино, пусть и в крошечном эпизоде, ещё пока брюнета Александра Пороховщикова (раньше он снялся лишь в чувственной короткометражке Никиты Михалкова «И эти губы, и глаза зелёные…» (1967), которую отдельно очень рекомендую посмотреть).
Для съёмок была выбрана Донецкая область, а основным местом стал город Славянск. Кстати, примерно в том же районе Евгений Хринюк будет снимать и свой следующий фильм «Адрес вашего дома» (1973). И вот интересный факт:
в кадре часто видна канатная дорога. Но это не развлекательный аттракцион, а часть логистической линии: по канатной дороге на Славянский завод по производству соды транспортировали мел из мелового карьера. Протяжённость канатной дороги была чуть менее 10 км, сейчас она не существует.
Заканчивали работу на фильмом в Москве, и занятно, что поблизости от столицы, во Владимире и рядом, снимали первые сцены, тогда как основная часть уже была отснята. В прокат «Поиск» вышел летом 1968 года.
Сценарный и режиссёрский успех Евгения Хринюка был скромен, особого внимания лента не удостоилась, зато киноведы задались вопросом, не пора ли отказаться от придуманных сюжетов и обратиться к реальности. «Советский экран» прямо обратился к создателям «Поиска» и зрителям:
«Не пора ли окунуться в жизнь? Нет, не в аморфный «поток жизни», а в жизнь мускулистую, деятельную, с её невыдуманными, точными ситуациями. И оставить романтическую бутафорию со внезапными смертями, благородными вдовами, демонами-начальниками, непонимающими девушками и подтасованными ситуациями за пределами экрана».
Не пора ли, как вы думаете?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296
В новых выпусках:
Какая реальная история легла в основу детектива «Два билета на дневной сеанс»? Кто снабдил нарядами Людмилу Чурсину, сыгравшую аморально-роскошную Инку-эстонку? Чем прославился Владимир Кенигсон, ставший в фильме главным злодеем? Всё, что вы не знали о знаменитой картине — в выпуске подкаста:
Почему сценарий фильма «Выйти замуж за капитана» несколько лет пылился в архивах и чем не нравился чиновникам главный герой, после премьеры ставший мечтой всех советских женщин? Историю создания знаменитой мелодрамы раскроет выпуск подкаста: