Найти тему
Клуб «Советские фильмы»

Фильм, где конкуренток за мужчину сыграли бывшая балерина и бывшая циркачка

Лента «Нам не дано предугадать…» (1985) балансирует на грани производственной драмы и мелодрамы, поскольку главному герою приходится одновременно бороться за профессиональную состоятельность и решать личный вопрос. Оставаться ли середнячком (а по мнению некоторых, и вовсе неудачником) и жить с нелюбимой женщиной или наконец проявить себя и вернуться к так и не забытой юношеской любви? Оказывается, в сорок лет совсем не просто делать такой выбор.

«Человеческое «я» проявляется в поступках. И лишь поступок, который должен совершить Сергей Петрович Нестеров, предъявит нам личность героя во всей полноте, покажет его готовность к непредвиденному»,

— так представил интригу картины журнал «Спутник кинозрителя».

Кадр из фильма «Нам не дано предугадать…»
Кадр из фильма «Нам не дано предугадать…»

Клуб «Советские фильмы» в Telegram

Снимал фильм режиссёр Виталий Кольцов по сценарию Валерия Щербины. Сценарист, кстати, долгое время работал в анимационном кино,

«Нам не дано предугадать…» — это лишь второй и последний его сценарий для кино художественного.

А вот Виталий Кольцов был настоящим многостаночником: снимал документальные ленты, короткометражки, эпизоды для киножурнала «Фитиль» и, конечно же, игровые фильмы. В центре его предыдущего фильма, тоже производственной драмы с лиричным оттенком «Надежда и опора» (1982), тоже был мужчина, но куда более деятельный, активный, решительный, которому не сидится на месте. Главный герой драмы «Нам не дано предугадать…» — человек интеллигентный, склонный к рефлексии, который любит и знает своё дело (он архитектор), но не любит и не умеет высовываться. И как раз поэтому в проектном институте ему не доверяют масштабные проекты:

Нестеров неплох как профессионал, но не способен бороться. И именно поэтому его с лёгкостью обходят конкуренты,

в том числе энергичный конъюктурщик Прошин. А ещё чрезмерная интеллигентность и нежелание ввязываться в борьбу — причина личной драмы Сергея Нестерова. Когда-то в молодости он упустил любимую женщину и почти 20 лет старался её забыть, но не сумел. И теперь, приехав в город своей молодости ради защиты разработанного в его институте проекта новой гостиницы, Сергей неожиданно встречает её, Ольгу, ту самую большую любовь.

Кадр из фильма. Георгий Тараторкин в роли Сергея Нестерова, Людмила Савельева в роли Ольги
Кадр из фильма. Георгий Тараторкин в роли Сергея Нестерова, Людмила Савельева в роли Ольги

Накануне отъезда от Сергея ушла жена, упрекая его в том, что он вечный неудачник. А Ольга, работающая врачом, сейчас одна, хоть к ней питает романтические чувства коллега. У неё есть дочь-студентка, которая учится в другом городе, а муж, когда-то отбивший её у Сергея, скончался. Между Ольгой и Сергеем возрождаются былые чувства, ведь и она, несмотря на брак, всю жзнь продолжала его любить. И это даёт ему силу отстоять архитектурный проект и даже оттеснить Прошина. Мало того,

Сергею предлагают оставить Москву и перебраться сюда, чтобы курировать стройку. Но там, в столице, насиженное место в проектном институте, пусть не самое солидное, но уютное и привычное. И жена, которая, оказывается, решила вернуться.

А здесь — любимая и жизнь, которую фактически нужно начать с нуля. В финале Сергей Нестеров произнесёт слово, которое решит всё.

Кадр из фильма. Людмила Савельева и Георгий Тараторкин
Кадр из фильма. Людмила Савельева и Георгий Тараторкин

На роль архитектора Нестерова как нельзя кстати подошёл Георгий Тараторкин, со времён «Преступления и наказания» (1969) зарекомендовавший себя как актёр, идеально играющий мятущихся интеллигентов, вечно колеблющихся, с трудом принимающих решения, склонных более к философствованию, нежели к поступкам.

Кадр из фильма. Георгий Тараторкин
Кадр из фильма. Георгий Тараторкин

Его любимую женщину Ольгу сыграла Людмила Савельева. Звёздным часом актрисы стала, несомненно, роль Наташи Ростовой в «Войне и мире» (1965-1967) Сергея Бондарчука.

Людмила снималась и после, но ни одна её работа не приблизилась к тому же уровню славы. В восьмидесятые Людмила совсем редко появлялась на экранах, а потом и вовсе ушла из кино.

Кстати, в детстве Людмила Савельева мечтала быть не актрисой, а балериной и поступила в хореографическое училище, откуда, собственно, и попала на съёмки к Бондарчуку.

Кадр из фильма. Людмила Савельева
Кадр из фильма. Людмила Савельева

В роли жены Нестерова предстала Наталья Варлей, которая в юном возрасте тоже грезила не о кино, она осваивала цирковое искусство и даже начала карьеру на арене и только потом попала на съёмочную площадку. Как и Людмила Савельева,

Наталья Варлей прославилась сразу же после первой большой роли:

это была блистательная комедия Леонида Гайдая «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» (1966). И роль Нины тоже навсегда осталась визитной карточкой Натальи, хотя её фильмография весьма обширна.

Кадр из фильма. Наталья Варлей
Кадр из фильма. Наталья Варлей

В других ролях — настоящая россыпь прекрасных советских актёров. Нина Агапова, Евгения Ханаева, Любовь Соколова.

Кадр из фильма. Нина Агапова
Кадр из фильма. Нина Агапова

Проныру Прошина сыграл фаворит зрительниц Евгений Киндинов,

Кадр из фильма. Евгений Киндинов
Кадр из фильма. Евгений Киндинов

во второстепенных ролях — Евгений Шутов, Вацлав Дворжецкий, Алексей Ванин, Владимир Кашпур, Виктор Павлов, Николай Кочегаров, Анатолий Ведёнкин, Иван Савкин.

Кадр из фильма. Владимир Кашпур
Кадр из фильма. Владимир Кашпур

Снимали фильм в Москве, город детства Нестерова, куда его командировали и где сейчас живёт Ольга, изобразил обласканный киношниками Днепропетровск. Композитором стал Алексей Рыбников, и не могу сказать, что написанная им к фильму музыка типична. Обычно в композициях Рыбникова слышатся космические ноты, динамика, ритм, но здесь музыка иная, куда более элегичная, и на сюжет она ложится безукоризненно.

Старт фильма «Нам не дано предугадать…» был средним, зрители отнеслись к нему тепло, но без восторгов. Критики высоко оценили работу Георгия Тараторкина и хорошо отозвались о редкой роли Людмилы Савельевой, но довольно скоро лента стала забываться, и не помог даже набор звёздных имён в титрах.

Кадр из фильма. Евгений Киндинов и Георгий Тараторкин
Кадр из фильма. Евгений Киндинов и Георгий Тараторкин

Сегодня «Нам не дано предугадать…» — ещё один малоизвестный, но очень даже неплохой советский фильм. Завершу обзор чуть изменёнными словами кинокритика Константина Щербакова, сказанными о ленте в 1985 году:

«В фильме «Нам не дано предугадать…» представлен герой неоднозначный, <...>, со своими душевными сложностями, но герой интеллигентный, думающий и стремящийся жить так, чтобы сохранить в себе достоинство работника, труженика. Он способен ошибиться, уступить, даже отступить, но вот к чему никогда не приучится — это работать спустя рукава, плохо, некачественно работать. Здесь его не сдвинуть, при всей его уступчивости и деликатности. Думается, в контексте сегодняшней реальности эти душевные и гражданские качества приобретают особо существенный смысл».

А вы знаете об этой производственно-личной драме?

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296

-11

В новых выпусках:

Какая реальная история легла в основу детектива «Два билета на дневной сеанс»? Кто снабдил нарядами Людмилу Чурсину, сыгравшую аморально-роскошную Инку-эстонку? Чем прославился Владимир Кенигсон, ставший в фильме главным злодеем? Всё, что вы не знали о знаменитой картине — в выпуске подкаста:

Почему сценарий фильма «Выйти замуж за капитана» несколько лет пылился в архивах и чем не нравился чиновникам главный герой, после премьеры ставший мечтой всех советских женщин? Историю создания знаменитой мелодрамы раскроет выпуск подкаста:

Как Георг Отс едва не стал хозяином Эстонии? Как звучит ария Мистера Икса в исполнении Виктора Цоя? Почему не сложилась карьера исполнительницы роли Теодоры Марины Юрасовой? Подробности о съёмках и любопытные факты о музыкальной картине «Мистер Икс» — в выпуске подкаста: