Продолжаю восстанавливать утраченный дневник проекта "Забытые крепости ХХ века", посвященному изучении фортификации ХХ и не только века.
Как вы уже знаете из предыдущего репортажа, 12 июня в одном из ДОТов Ново-Псковского укрепрайона так называемой "Линии Сталина" мы кое-что нашли, но не придали этому особого значения и оставили находку там, где она была обнаружена. После возвращению в Псков и консультаций с экспертом проекта Олегом Тульновым мы осознали свою ошибку и через двое суток вновь проложили маршрут по лесам и болотам в районе деревни Улкино, чтобы осмотреть новые объекты Сергинского узла обороны Ново-Псковского УРа и забрать оставленное. В этот раз случилось невероятное - нам повстречался призрак военного строителя, который не хотел отдавать свое имущество. Про этот эпизод будет в конце репортажа.
Оставив машину в деревне Улкино мы с Дмитрием Артамоновым углубились в лес. Первым осмотренным объектом был трехамбразурный 2-х этажный ДОТ в котором я на тот момент еще ни разу не был. ДОТ примечателен оставленными в нем артефактами военных строителей, навечно законсервированными в бетоне. Про находку воротока от куртки военного строителя во время экскурсии в другом ДОТе № 60 Дуловского узла обороны я уже как-то рассказывал:
Здесь же находки были курьезнее и разнообразнее.
Пару слов про методику восстановления репортажей. Я восстанавливаю максимально близко к оригиналу, исправляя только откровенные ляпы и ошибки. Нумерация сооружений отсутствует, по причине того, что на момент написания этого поста 14 июня 2009 года она нам была неизвестна, равно как и многое другое.
По всей видимости кто-то из строителей штыковал бетон во время его подачи, лопата застряла, зацепившись за арматуру. А может быть просто было лень лезть в опалубку и доставать брошенную там лопату. Вариантов может быть несколько. Так или иначе бетонная масса намертво законсервировала для будущих поколений шанцевый инструмент образца 1939 года.
Обратите внимание на плохое качество заливки в месте нахождения лопаты (см. фото выше). Вероятно, бетон был слишком густой или температура воздуха во время отливки была слишком низкой и получился непролив бетоном конструкции сооружения.
На дальнем плане водяной колодец и выгребная яма туалета. По логике вещей это должна быть цистерна для технической воды, а я должен был стоять над выгребной ямой, но мы почему-то изначально определили яму рядом с колодцем как выгребную. Возможно на то были причины. Буду писать про этот ДОТ отдельный репортаж - разберусь. На фото видна арматура так и не отлитой переборки.
На нижнем этаже поднимаем головы вверх и находим еще ряд артефактов.
Вы можете спросить, как же все эти предметы оказались впечатаны в бетон на потолке нижнего этажа. Все очень просто. Нерадивые строители бросали всякий мусор вовнутрь опалубки, потом залили ее бетоном, а когда опалубку сняли, предметы остались прилепленными к потолку. На фото хорошо видно какого низкого качества отливка да и сам бетон. Примечательно, что строительство Ново-Псковского укрепрайона с такими историями не одиноко, хотя это ДФС по количеству брака сильно выделяется на общем фоне. Включение посторонних предметов в отливку и ее низкое качество это был настоящий бич советского оборонительного строительства по линии государственной границы как в 1939 году, так и в другие периоды.
Покидаем "ДОТ с лопатой" и отправляемся дальше к переднему краю укрепрайона.
Принимаем чуть в сторону, чтобы выйти к одному из самых крупных и интересных сооружений переднего края. Это одноэтажный полукапонир на одну установку ДОТ-4 (45-мм противотанковая пушка спаренная с пулеметом Максим) и одну установку НПС-3 (пулемет Максим). Сооружение интересно своими большими размерами (примерно в 1,3 раза больше стандартного), своеобразной "раздутой" формой и выбоинами от снарядов в амбразурной стене.
Если видимая мощь сооружения объясняется его выносом практически к линии государственной границы и большой вероятностью обстрела прямой наводкой крупными калибрами (на территории бывшей Эстонии в этом месте и сейчас развита сеть дорог), а одноэтажность - высоким уровнем грунтовых вод, то следы снарядов на амбразурной стене сооружения это загадка.
Мы знаем, что боев в полосе Ново-Псковского укрепрайона практически не было. Вермахт обошел его со стороны Палкино и Изборска по Рижскому шоссе, стремясь к переправам через Великую и не встречая по пути почти никакого сопротивления. Но эти отметины заставляют взглянуть на историю по другому, если только это не послевоенные следы обстрелов. Ведь мы находимся на известном "полигоне" псковских десантников и грушников. Здесь многие сооружения носят следы послевоенных подрывов и следов обстрела.
Зайдем во внутрь полукапонира. Фотографии ниже позволяют представить внутренний объем сооружения и его размеры.
Покидаем одноэтажный полукапонир и отправляемся к следующему сооружению вдоль старой границы.
Двухэтажный полукапонир под одну установку ДОТ-4 и одну пулеметную установку НПС-3. Котлован у этого сооружения не зарыт. По внешнему виду полукапонир на первый взгляд аналогичен тому что на пляже у Могильного озера, но во внутренней планировке есть небольшие отличия.
Колодец достаточно большого диаметра, а обсадные кольца отсуствуют. Под бетонным полом вырытый в песке котлован и... все. Это позволяет предполагать, что, возможно, в дальнейшем планировалось соединить некоторые огневые точки в минную группу. В пользу этого свидетельствует наличие классического водяного колодца в этом сооружении.
Мы заканчиваем свой маршрут и идем к ДОТу, осмотренному два дня назад.
Вообще это достаточно загадочная находка. Когда мы достигли этого ДФС два дня назад, в его "предбаннике", а точнее сквознике, валялось два сильно изношенных кирзовых сапога со следами ремонта и галифе из х/б. Сквозник был достаточно сухой и вещи неплохо сохранились. Нижний этаж ДОТа был на тот момент затоплен. Мы решили, что это какая-то советская позднятина и так как тащить ее на себе в жару всем было лень, то и оставили там же где и нашли отфотографировав в деталях. Именно по деталям Олег Тульнов определил, что галифе относятся к форме военного строителя образца 1928 года. Не у каждого коллекционера униформы есть такие оригинальные галифе. Сейчас они вместе с сапогами хранятся в фондах Изборского музея-заповедника.
Дак как же они попали в ДОТ и сохранились до нашего времени?
Наиболее вероятной представляется следующая история. Кто-то из местных шарился в ДОТе и нашел пару сапог и штаны в трубе воздуховода. Там обычно сухо и в 1939 или 1941 году строители укреплений вполне могли заныкать это хозяйство до лучших времен. Вытащил, посмотрел, - не понравилось и тут же бросил. Зато понравилось нам.
Вторая версия заключается в том, что сапоги и галифе были подняты с затопленного нижнего этажа сооружения. Но так как нижний этаж периодически обсыхает я не уверен, что они пролежали бы там в целости и сохранности столько времени и потом не сгнили бы выброшенные мокрыми в сквознике. Хотя сапоги могли быть и с нижнего этажа, они сильно рассохлись.
В любом случае это находка униформы в ДОТе уникальная и аналогов не имеет. В отличии от поисковиков-мародеров у нас все задокументировано и передано на госхранение.
На этом пока прервемся, нам с Дмитрием в этот день предстоит посетить еще один интересный объект, про него в следующем репортаже. А пока мы забираем сапоги со штанами и отправляемся в Улкино к машине.
Предыдущий репортаж про работы 12 июня здесь:
Благодарность всем кто был с нами и поддерживал проект "Забытые крепости ХХ века".
Не забывайте подписываться на мой канал, starcom68, чтобы не пропустить продолжение, спасибо!
Оригинал поста был опубликован в группе Живого журнала "Забытые крепости ХХ века", но потом фото там утратились. Сейчас он в восстановленном виде в моем ЖЖ здесь.