Найти в Дзене
Ars et Sapientia

Алексей Герман и философия жизни Анри Бергсона: связь кинематографа и философии.

Алексей Герман старший – знаменитый российский кинорежиссёр, в работах коего можно найти всё. Порой эти работы сложно смотреть, поскольку они обладают предельно честным взглядом на жизнь и выхватывают то, что мы предпочитаем не замечать. У Германа было удивительно острое философское чутье в плане режиссуры, его работы наполнены размышлениями о жизни, времени и, конечно же, самом человеке.

Как по мне, то одной из важнейших философских традиций, которая, возможно, оказала влияние на его творчество, является философия Анри Бергсона, французского философа, который в начале XX века оказал большое влияние на мысли и искусства своего времени. Это может быть неосознанно, однако это явно прослеживается в его фильмах. Мы попытаемся провести параллели между произведениями Германа и философией Бергсона, и прежде всего, в контексте их представлений о времени и жизни.

Вообще Анри Бергсон был одним из самых влиятельных философов своего времени. Его концепция времени (шире всего предоставленная в «Творческой эволюции»), где важнейшее место занимает понятие «жизнь» которая, по Бергсона, суть непрерывный поток. Бергсон противопоставлял время, как оно воспринимается в механистической науке (время как измеримая величина), и время как внутреннее переживание, его субъективное восприятие. Это внутреннее время, по мнению Бергсона, невозможно уменьшить до простого числового выражения, потому что оно является живым, процессуальным, непрерывно развивающимся.

То есть ВНУТРЕННЕЕ ВРЕМЯ Бергсона – это не линейный процесс, это нечто текущее, пульсирующее и живое, как сама жизнь. Он подчеркивает, что это время не может быть охвачено наукой, а лишь понято через непосредственное переживание и интуицию.

Теперь пора вернуться к фильмам Алексея Германа, которые также насыщены философскими размышлениями, в которых время зачастую играет ключевую роль. Герман, как и Бергсон, воспринимает время не как абстрактную категорию, а как субъективный и перцептивный процесс. В его работах, таких как «Мой друг Иван Лапшин» или «Трудно быть богом», время представлено в его текучести и неуловимости, в его внутренней, невидимой стороне.

Для Германа время не имеет механической привязки, оно может разворачиваться по собственным законам, а не линейно, как мы привыкли. Его персонажи, затерянные в пространствах, где рушатся привычные нормы времени, становятся своего рода иллюстрациями тех глубоких философских вопросов, которые поднимал Анри Бергсон. Герман исследует то, как время влияет на сознание человека, на его восприятие реальности и на его судьбу. В работе «Трудно быть богом» время кажется затянутым, расплывчатым, будто зависшим в некоем состоянии, где жизнь и смерть переплетаются, и это субъективное восприятие времени и есть истинное время.

Как по мне, существует достаточно интересная параллель между философией Бергсона и кинематографом Германа. Бергсон утверждал, что только интуиция и восприятие внутреннего времени могут позволить человеку приблизиться к подлинной реальности жизни. В фильмах же Германа также часто ощущается эта интуитивная способность переживания времени, особенно через замедленные кадры, которые заставляют зрителя погрузиться в психическое пространство героев, и пережить события не как простой линейный, механический процесс, а как бесконечное течение ЗДЕСЬ.

Кроме того, Бергсон утверждал, что настоящая жизнь — это жизнь в изменении, в движении, и Герман также часто использует в своих фильмах динамичные, изменчивые картины, которые не следуют стандартным структурам построения фильмов. Герман в своем подходе к сьемкам стремится показать не только структуру внешнюю, но и внутреннюю, чтобы показать то, как человек, живущий в этом мире, воспринимает мир и время; и как это восприятие меняется в зависимости от внутренних изменений персонажа.

В заключении, хочется снова подчеркнуть, что философия Анри Бергсона и творчество Алексея Германа объединяет глубокий интерес к субъективному восприятию времени и жизни. Оба, философ и режиссёр, подчеркивают важность интуитивного понимания времени, его нелинейного течения и странного влияния на человеческую судьбу. В фильмах Германа можно увидеть, как философские идеи о времени, жизни и памяти Анри Бергсона реализуются через кинематографическое искусство, которое дает возможность зрителю проникнуть в пространство этого внутреннего времени.