Найти в Дзене
Поддержите автораПеревод на любую сумму
Культовый статус без содержания: что не так с фильмом «Маленькая Вера».
Факт, что я почти никогда не досматриваю фильмы, которые мне откровенно не нравятся. Если только это не признанный шедевр мирового кинематографа, который можно рассматривать не только на уровне содержания, но и технических характеристик. Обычно выключаю такого рода фильмы — и иду дальше или просто включаю что-то, что мне очень нравится. Однако, бывает, что я досматриваю фильмы, повинуясь какому-то странному принципу и надеясь, что станет лучше. И как-то раз мной был досмотрен до конца фильм, который был причиной моего усиливающего раздражения с каждой минутой, точнее сказать недоумения...
1 неделю назад
Неграмотный пророк, изменивший мир: 7 фактов о Мухаммеде, о которых редко говорят.
Его имя — самое распространённое на планете. Он родился среди песков Аравии и не умел ни читать, ни писать, но именно с ним связана религиозная традиция, которой сегодня следуют миллиарды людей. Кто такой пророк Мухаммед — историческая личность, реформатор или же духовный лидер? И почему спустя 1400 лет его фигура по-прежнему вызывает восхищение, страх и ожесточённые споры? Ниже — факты, которые обычно остаются за пределами школьных учебников. Неграмотный — но самый влиятельный «автор» в истории Согласно исламской традиции, Мухаммед был неграмотным...
2804 читали · 1 неделю назад
Отлучён за Бога-Природу: почему философия Спинозы расколола еврейский мир.
Барух Спиноза — один из самых радикальных мыслителей XVII века — вошёл в историю не только как автор фундаментальных трудов по метафизике, но и как философ, бросивший вызов религиозной традиции своего времени. Его идеи подорвали устоявшиеся представления об иудаизме и привели к открытому конфликту с еврейской общиной, частью которой он был с рождения. В этой короткой статье мы с вами разберём, в чём заключался спор Спинозы с иудаизмом, почему он оказался столь болезненным и какое влияние оказал на дальнейшее развитие религиозной и философской мысли...
462 читали · 1 неделю назад
Доброго времени суток! Напоминаем читателям данного канала, что у нас есть канал и в ТГ. Ссылка будет ниже. Кроме того, нас интересуют темы интересные нашим читателям. Расскажите о том, что вам интересно: интересуют ли вас посты более личного характера или же, наоборот, более строгие и информативные. Ну и не забывайте, что создателей и авторов канала можно поддерживать донатами, это необязательно, но авторам приятно, когда их поддерживают, как и любому другому из человеков. Благодарим вас за то, что вы с нами и читаете нас. Следующий месяц - это месяц дедлайнов, мы не исчезаем насовсем, но, возможно, новые посты будут выходить реже. Благодарим ещё раз.
1 неделю назад
Почему индийская традиция называет дом «полем дхармы»: философия ответственности за пространство.
Согласитесь, что современный человек привык рассматривать дом утилитарно — как место отдыха, набор функций, социальный маркер или просто территорию, которую нужно содержать в порядке. Однако в индийской философии — от ведических текстов до поздних дхармических трактатов — пространство, которое нас окружает, является куда более значимой категорией. Оно мыслится как некое поле действия, kṣetra, а значит — как территория, на которой совершаются поступки, формируется характер и проявляется дхарма человека...
1 неделю назад
Арджуна на Курукшетре: древний эпос как зеркало современного выбора.
Введение: когда древнее становится личным Стоя на поле Курукшетра, Арджуна смотрит на тех, кто стоит перед ним, но... не видит перед собой врагов. Он видит свою семью, своих друзей, своих учителей, всех близких ему людей. Он прекрасно понимает, что любое действие, которое он совершит, непременно изменит всё. Этот момент — не просто эпическая сцена; это практически иллюстрация для, так называемой, философии выбора, переживаемой каждым человеком в определённый момент его жизни. Современный читатель...
171 читали · 2 недели назад
Тревога как форма мышления: что говорил Хайдеггер и почему это актуально сегодня.
Сегодня тревога стала универсальным переживанием, почти новой грамматикой повседневности. Однако философия XX века — и прежде всего Мартин Хайдеггер — предлагает более тонкий взгляд: тревога, или страх, (Angst) не является эмоциональной «ошибкой» или случайным сбоем психики. Хайдеггер утверждает, что именно тревога открывает человеку самого себя, как если бы она мягко, но безжалостно убирала привычные декорации мира. Ведь в тревоге мы ощущаем не просто «мне плохо», а скорее «я не знаю, кто я в этом мире, но именно это незнание и есть моё подлинное положение»...
567 читали · 2 недели назад
Греческое понимание времени: чем «кайрос» отличается от «хроноса» — и почему современный человек утратил чувство правильного момента.
Идея о том, что время не является однородным потоком, а состоит из качественно различных «типов», принадлежит не только современным феноменологам. Уже античная мысль фиксировала различие межу количественным временем, которое можно измерить, и временем качественным, которое переживается. И если античные греки считали, что человек способен различать эти структуры темпоральности и действовать в соответствии с ними, то современный индивид чаще всего ощущает лишь давление бесконечного «хроноса» — пустого, механического движения часов...
168 читали · 3 недели назад
Книги, которые невозможно экранизировать: почему литература нередко превосходит кино в работе со смыслом.
Вопрос о том, почему часть литературных произведений практически не поддаётся экранизации, затрагивает не только сферу культуры. Это вопрос о границах человеческого восприятия, о том, каким образом разные медиумы — текст и изображение — структурируют опыт. Кино, несмотря на свой выразительный потенциал, а первую очередь, конституируется как визуально-событийный медиум: оно объективирует происходящее, переводя любую внутреннюю динамику в последовательность внешних действий. (Опустим тут тему экспериментального и авангардного кино...
933 читали · 3 недели назад
Почему мы сталкиваемся с внутренним сопротивлением: структура психического конфликта в теориях Фрейда и Юнга.
Феномен внутреннего сопротивления традиционно рассматривается в рамках психоаналитической парадигмы как выражение динамического конфликта между различными системами психики. Несмотря на популяризацию термина в повседневной психологии, его теоретическое содержание значительно глубже. Зигмунд Фрейд и Карл Густав Юнг интерпретировали сопротивление как структурный механизм, обеспечивающий сохранение психического равновесия и регулирующий отношения между сознанием и бессознательным. В данной статье предпринимается...
124 читали · 4 недели назад
Почему мы разрушаем сами себя: феномен тени в аналитической психологии К. Г. Юнга.
Вопрос о том, почему человек способен систематически вредить собственным интересам, всё также, остаётся на сегодняшний одним из ключевых в психологии. В аналитической традиции Карла Густава Юнга внутренние механизмы саморазрушения объясняются действием тени — структурного элемента психики, представляющего собой совокупность вытеснённых, неприемлемых или непризнанных сторон личности. Юнг рассматривал тень не как моральную категорию и не как набор «плохих» черт, а как комплекс бессознательных содержаний, не интегрированных в сознательное «я»...
533 читали · 4 недели назад
Почему нам трудно перестать сравнивать себя с другими: мысль Лао-цзы, которой недостаёт современному человеку.
Внешнее сравнение стало одной из наиболее устойчивых когнитивных привычек современного субъекта действия, или попросту, человека. Мы оцениваем себя через чужие достижения, опыт, траектории развития — и тем самым утрачиваем способность мыслить свою жизнь изнутри. Лао-цзы, основатель даосской философии, сформулировал эту проблему проблему удивительно рано: стремление сравнивать себя — не просто психологическая склонность, а признак отчуждения от собственной природы (自然, цзы жань). Для даосов вопрос...
284 читали · 1 месяц назад