Найти в Дзене
Толкачев. Истории

Мистическая история заказа часов с обратным ходом мастеру Нюрнберга воскресным утром августа 1541 года (Начало)

Оглавление

Новелла. Части №1-2.

1.

Воскресным утром августа 1541 года, когда за каштанами едва пробивались первые лучи солнца, конный экипаж, запряженный четырьмя вороными в два ряда, с гербом на дверях остановился на улице Вайссгербергассе города Нюрнберга, славившейся как кожевенными мастерскими, так и несносным устойчивым запахом необработанной кожи, который въедался в одежду так, что даже после стирки можно было его учуять. Видимо, это обстоятельство не смущало того, кто сидел за шторкой кареты. Выйти он не пожелал. Экипаж еще постоял некоторое время, а потом тронулся и вскоре скрылся из виду.

Кожевники, а особенно их подмастерья как раз в 10 утра, во время приезда экипажа, разгружали привезенные из скотобойни шкуры. Но прошел час-другой, а они, сгорая от любопытства, так и не дождались того, кто должен был поставить ногу на ступеньку кареты, и войти в нее или, наконец, выйти.

Между тем один странный господин в черном плаще, достающем до каблуков его сапог, свернул в указанный выше промежуток времени с улицы кожевников в маленький переулок, громко простучал по брусчатке железными набивками каблуков, и приударил тростью медную вывеску часовщика над лестницей, ведущей в подвал.

В мастерской, наполненной запахом масла бразильского ореха для смазки часов, старых шкафов и керосина, слышались звуки напольных часов. казалось, они озвучивают движение пыли под лучом света, падающего в единственное окно. В углу помещения, был яркий свет лампад. Там работал Петер Ренляйн, старик-часовщик, известный на весь город мастер своего дела. Его руки, покрытые вздутыми венами, его пальцы в мелких шрамах, создавали чудеса миниатюрной механики.

Гостю не хотелось его прерывать. Он тихо расположился в кресле, окруженном столбиками напольных часов, и стал терпеливо ждать, когда часовщик обратит на него внимание.

–Вы желаете сделать заказ?

–Сначала я желаю пожать Вам руку. Часы, выходящие из Ваших рук, не просто показывают время – они рассказывают истории. Я пришел преодолеть эти двенадцать ступеней в ваш подвал и пожать Вам руку. Как я понимаю, под старым домом опасно работать, я восхищен Вашим мужеством.

Мастер Петер сразу понял, что дело тут нечисто, и стал искать повод быстрее отвязаться от навязчивого гостя. Хотя мастера не оставляло и любопытство, что привело сюда этого господина, приехавшего издалека, если судить по его черному дорожному плащу (хотя за окном лето) и запыленным сапогам.

Гость быстро разгадал намерения Петера.

–Я понимаю, у Вас много работы. Но я не уйду, пока не сделаю заказ.

–Простите, господин, но у меня заказы уже до Рождественских праздников.

–Прекрасно. Года, я полагаю, Вам будет достаточно, чтобы справиться. Летом часы должны быть готовы. Вы получите щедрый аванс. Уже зимой Вы поймете, что не зря приняли заказ.

Но перейдем к делу. Я знаю, Вы ремонтировали часы для Императорской часовни Нюрнбергского замка. Того самого замка, что был построен при императорах Гогенштауфенах несколько столетий назад. Часы идут как новенькие. Поэтому я уверен, что справитесь с моим заказом.

–Слушаю Вас.

Здесь часовщик заметил, что клиент не собирается снимать плащ, да еще встал спиной к окну так, что разглядеть его лицо не представлялось возможным.

–Мне нужен переносной хранитель времени. Достаточно лишь одной стрелки — часовой. Достаточно, чтобы часы показывали лишь приблизительное время.

–Господин, для меня не составит труда сделать минутную стрелку...

–Я сказал: "достаточно одной стрелки". А сколько они смогут идти без подзаводки?

–Максимум от воскресенья до воскресенья.

–Угу, Неделю. Прекрасно. Я полагал, они смогут продержаться всего лишь сутки.

–Я знаю свое дело.

–Да, и еще. Часы должны идти назад.

–Простите?

–Для Вас очевидно привычно, чтобы на часовом циферблате стрелки двигались по направлению с запада на восток. Мне нужны часы с обратным ходом. С востока на запад.

–Могу я узнать, в чем надобность таких часов?

–Нет. Вы не можете этого узнать. Это тайна моего клиента.

–Прошу Вас рассмотреть часы, стоящие в мастерской. Какой формы вы хотите получить? Какие будут пожелания?

–Часы должны быть сделаны в форме яйца ибо поверхности, на которых они будут находиться, покрыты разными бугорками, а возможно это будет даже ниша.

–Простите, если в зале Вашего клиента такой пол, он может поставить часы на полку шкафа или тумбу.

–Видите ли, эти часы предназначены для склепа.

Петер закашлялся. Он вспомнил, что с утра был так увлечен работой, что забыл не только съесть свою яишницу, но и выпить кружку воды.

–Простите, я не ослышался, Вы хотите поставить часы в склепе?

–Я уже объяснял Вам, у меня необычный заказ. Я должен был сделать подарок одному своему клиенту. Но он скоропостижно умер год назад. Как раз 12 августа 1540 года. Мне хочется, чтобы в его склепе стояли часы, они должны громко идти, чтобы он слышал их тиканье. Но их ход должен быть в обратном порядке. Зачем в обратном? Напоминать ему его славные дела. 12 августа 1540 года он обязательно получит подарок от меня.

–Простите, а как к Вам обращаться?

–Да, наконец Вы спросили. Я бы хотел сохранить все в тайне. Поэтому обращайтесь ко мне "Господин Никто".

–Простите?

–Да-да, Вы не ослышались. И еще. На часах должна быть надпись: " «, чтобы ее никто не мог разглядеть.

–Будет исполнено. Но какая гарантия, что Вы примете мой заказ, ведь аванс не покрывает всю работу.

–Будьте уверены, ровно через год 12 августа 1542 года часы будут стоять в склепе покойника. Но показывать они по известным причинам будут 12 августа 1540 года.

В этот момент с потолка посыпалась пыль.
В этот момент с потолка посыпалась пыль.

–Это проснулись жильцы первого этажа.

–Да, хороший знак! Когда ты наблюдаешь жизнь из глубины подземелий. Пусть она бушует. Главное: ей не поддаваться.

И гость рассмеялся своим стальным смехом.

–Не надо меня провожать, – только сказал он и скрылся. Петер выскочил следом. И как не высматривал улицу – по ней никто не шел ни на Запад, ни на Восток. Гость просто исчез так же внезапно, как появился.

В полной тишине Петер увидел, как по мастерской ходит курица, их в переулке сроду не было, а еще стрелки часов в мастерской почему-то показывают 9 часов 59 минут. Хотя время приближалось к полудню. В 9.59 как раз заявился этот гость, стало быть, все часы, которые были в мастерской, встали. Петер погонял курицу, пока птица, преодолевая ступени не выбралась наверх, но там произошло нечто неслыханное, она вспорхнула, как голубица и улетела.

-3

2.

Часовщик с энтузиазмом взялся за заказ. Изделие такого рода и формы ему предстояло сделать впервые. Но после работы, в часы заката, когда протирал онемевшие от усталости пальцы, он все думал о клиенте.

Клиент странный. Экипаж остановил на другой улице. Деньги передал не сам, а через посыльного, который подкинул увесистый мешок с золотыми монетами. Теперь владелец дома не сможет выселить Петера: мастер оплатит долги по аренде и даст еще на год вперед. Это ж надо было этому жадному скряге придумать причину, что в доме трещина.

До Петера доходили слухи, что по какой-то нелепой случайности, у других часовщиков дела пошли похуже. Конечно, у всех на слуху был дорогой заказ Петера. Слухи о том, что он знается с Нечистой силой, что все часы: которые попадают в его руки, заговоренные и приносят несчастье, – слухи, как тараканы разбежались по городу. Все шептали: "Дьявол, дьявол".

«Завидуют», – объяснил себе Петер.

Ему не разрешили посетить Гильдию часовщиков, пока он не объяснит кто к нему приходил и какого рода был сделан заказ. Правда, один из заседателей шепнул, что Петера в любом случае исключат. Считают, что он продал душу дьяволу, но они хотя бы потрудились объяснить хоть один признак, указывающий на это. Правда, Петеру все чаще стали рассказывать о том, что его часы стали останавливаться у клиентов, но это еще что, они встают и клиент умирает. Когда это случилось с советником бургомистра, – все посчитали остановку часов совпадением со смертью советника, но когда другая смерть унесла полного сил заседателя городского совета, скончавшегося прямо на заседании в Ратуше и в его доме в тот момент тоже остановились часы – всем стало страшно.

Арестовывать Петера Ренляйна не было причин. Но заказы были прекращены.

Мастер был увлечен своим единственным оставшимся заказом – невероятно сложными часами, в которых он мог воплотить свою мудрость, изобретательность и опыт.

Ему еще не приходилось создавать железные часы (horologia) с таким невероятным множеством мельчайших колесиков, и эти часы в любом положении, естественно без гирь, показывают время в течение 168 часов, до следующей заводки.

Эти часы, казалось, обладали собственной жизнью, их механизм издавал тихий, завораживающий шепот, от которого трещины на потолке и стенах становились все больше.

Как не пытался мастер разобрать смысл этого шепота, – ничего не выходило.

Как-то засиделся он ночью до того, что явственно услышал шаги по лестнице, звук был как от сапог с железными набивками. Петер притаился в тени шкафов, но гость не показывался. Петер терпеливо ждал, несмотря на поздний час, и наконец бросился в противоположный угол, где притаился незнакомец. Оттуда выскочила собака с драной шерстью, буквально похожая на гиену. Собака быстро преодолела двенадцать ступеней лестницы и скрылась из виду.

(Окончание следует)

-4

Заключительную часть новеллы "Мистическая история заказа часов..." читайте по данной ссылке.

Читайте роман о борьбе с ведьмами в Средневековье Хьюго Борх "Падший ангел"

-5

Толкачев. Истории | Дзен