«Его лицо было усталым и осунувшимся, его голос был негромок, но когда он смотрел людям в глаза и говорил, то казалось, что внезапно возникает, растёт и ширится неудержимая, великая и благородная сила, сломить которую невозможно».
Эту характеристику дал журналист газеты «Советская культура» главному герою фильма «Родины солдат», вышедшего к 30-летию Победы в 1975 году. Этим героем был генерал Дмитрий Карбышев, имя которого навсегда осталось в истории Второй мировой. И тем удивительнее, что «Родины солдат», хоть и собравший отличную аудитории в год выхода, довольно быстро исчез из поля зрения и сегодня о нём помнят мало. И в очередной раз скажу, что напрасно. Сейчас картина более чем актуальна, и я считаю, что её необходимо, именно необходимо смотреть и знать.
Клуб «Советские фильмы» в Telegram
Генерал Дмитрий Карбышев, выпускник кадетского училища, подполковник царской армии, обладатель царских наград, после революции перешёл на сторону новой власти и продолжил начатую им ещё до Первой мировой активную работу по совершенствованию оборонительных рубежей. В 1940 году Карбышев отметил 60-летие, но это не помешало ему с началом войны включиться в военные действия. К сожалению, уже через два месяца в бессознательном состоянии генерал попал в плен и до 1945 года находился в концлагерях.
Немцы неоднократно пытались склонить Дмитрия Карбышева к сотрудничеству. И как военачальника, и как учёного-фортификатора, но мужчина так и не согласился. Он погиб в концлагере Маутхаузен за несколько месяцев до победы.
Но и в лагерях, которых он сменил несколько, Дмитрий Карбышев не бездействовал, а вёл агитационную работу, организовывал группы сопротивления, спасал других и ежедневно поддерживал веру людей и в Советскую армию, и в победу. Именно он был автором «Памятки военнопленного». Её знали наизусть большинство узников концлагерей, к которым были обращены его главные слова:
«Плен это тот же фронт, и мы — те же солдаты».
Эта памятка, написанная в бараке голодающим немолодым человеком, сохранившим, тем не менее, присутствие духа и уверенность в собственной силе и силе Родины, поразила в своё время режиссёра Юрия Чулюкина, который задумал снять фильм о Карбышеве.
Подготовка сценария заняла у Юрия Чулюкина не один год. Вместе с писателем Александром Гороховым Юрий Чулюкин неоднократно побывал в Польше в бывших концлагерях Майданек и Освенцим, где содержался Карбышев. Месяцы ушли на общение с людьми, лично знавшими генерала и бывшими с ним в плену. Воспоминания ветеранов наряду с историческими фактами легли в основу сценария, написание которого заняло около восьми лет (на последнем этапе к созданию основы подключился писатель Георгий Кушниренко). Итогом работы стала история последних лет жизни Дмитрия Карбышева, которые он провёл в плену. И начинается она весной 1942 года, когда герой находится в лагере Замостье. Пожилой мужчина не особо выделяется на фоне других заключённых, охранники не знают, что на самом деле это военный и учёный с мировым именем. Правда вскрывается лишь после ЧП, после которого мужчину сильно избивают, и в нём один из приехавших в лагерь чинов узнаёт Карбышева. С этого момента начинаются попытки вербовки мужчины, в том числе с помощью другого генерала — Андрея Власова, перешедшего на сторону фашистов.
Власов встал во главе Русской освободительной армии и по наущению нового начальства уговаривает Карбышева последовать его примеру, предлагая ему должность начальника штаба РОА.
Первая попытка завербовать проваливается, и генерал отправляется в вербовочный лагерь РОА, где содержат тех, кто уже согласился стать членом РОА, и колеблющихся. Но даже там, в среде потенциальных коллаборационистов, генерал ведёт агитацию и под его влиянием часть пленных отказывается от вступления в армию генерала Власова. Ещё не раз фашисты попробуют переманить генерала Карбышева, используя разные, в том числе самые отвратительные и грязные методы, но каждый раз будут наталкиваться на его непоколебимую веру в советскую власть, за что даже нарекут фанатиком. Генерал сменит несколько лагерей, пока не наступит последний для него февраль, февраль 1945 года.
На главную роль в фильме Юрий Чулюкин утвердил актёра Воронежского драматического театра Владимира Седова. Актёру на тот момент 47 лет, но фильмография у него скудная, поскольку больше внимания Владимир Седов уделял работе на сцене. Да и дебютировал он в кино уже взрослым, когда его пригласила сниматься Татьяна Лиознова в фильм «Им покоряется небо» (1963). Интересно, что в той ленте Владимир Седов сыграл персонажа, у которого был исторический прототип — лётчик-испытатель Марк Галлай.
Роль генерала Карбышева стала одной из самых мощных и заметных для Владимира Седова, после этой работы он стал сниматься намного чаще, чем прежде.
Роль генерала Власова получил другой театральный актёр — Юрий Померанцев, игравший в Алма-Атинском драмтеатре и бывший уже тогда знаменитостью республиканского масштаба. Впервые примерить образ генерала-предателя ему пришлось чуть раньше — того же персонажа Юрий Померанцев играл в эпопее Юрия Озерова «Освобождение» (1968-1971). Стоит отметить, что Юрий Чулюкин с самого начала отказался от идеи изображать фашистов недалёкими и карикатурными, поэтому
в фильме «Родины солдат» враг (и коллективный, и отдельные личности) по-настоящему умён, силён, прозорлив и тоже борется изо всех сил.
Очередных отрицательных героев сыграли Николай Прокопович (отличное попадание в образ Генриха Гиммлера!)
и Олег Голубицкий (узник лагеря, коллаборационист и предатель, согласившийся на сотрудничество с РОА).
В других ролях Борис Гусаков, Виктор Шульгин, Юрий Дуванов, Владимир Осенев, Владимир Маренков, Юрий Назаров, Константин Григорьев.
Съёмки картины были масштабными. Часть эпизодов, в том числе лагерных, создавали на киностудии «Мосфильм», где выстроили целый барачный городок. Бараки, снимаемые с разных сторон, изображали разные концлагеря. Но ради съёмок других эпизодов группа отправилась за границу — в Польшу, а затем в Австрию.
Советские кинематографисты получили разрешение работать на территориях тюрьмы в Легнице и концлагерей Маутхаузен и Освенцим.
Юрий Чулюкин отмечал, что в Польше и сотрудники тогда уже ставшего мрачным музеем Освенцима, и обычные люди много помогали в работе над фильмом, и рассказал такую историю:
«Когда мы снимали в Освенциме, <...>, мы столкнулись с неожиданным затруднением: вся территория бывшего концлагеря заросла высокой, густой травой. Чтобы восстановить внешний вид Освенцима времён войны, польские товарищи за сутки скосили всю траву и утрамбовали землю так, как она много лет назад была утрамбована ногами тысяч заключённых».
Польские же коллеги помогли и с организацией массовых сцен: в качестве других пленников в них снимались самые обычные люди.
Картину «Родины солдат» авторы посвятили 30-летию победы над фашистской Германией, фильм вышел в августе 1975 года и завершался съёмками из современности: возложением венков к месту гибели генерала Дмитрия Карбышева в лагере Маутхаузен, тоже превращённом в музейный комплекс.
По необъяснимым причинам «Родины солдат», который после премьеры посмотрело почти 19 миллионов человек, на годы пропал и не входит в число популярных и часто показываемых военных фильмов. Найдите его в Сети и посмотрите, это важно.
В финале небольшая личная история. Довольно долго я была поклонницей одной известной на Ютубе дамы-блогера, историка. У неё всегда были захватывающие сюжеты и рассказчик она отличный, так что видео я смотрела с удовольствием, если не сказать с наслаждением. Но пару лет назад она сделала видео о генерале Власове в том духе, что человек оговорён, а на самом деле в СССР его обижали, не ценили и проходу не давали. А у него была идея Россию спасти, вот так и появилась «замечательная» Русская освободительная армия, как сказали в фильме «Родины солдат», «армия русских, готовых стрелять в русских». После этого видео, которое я не смогла досмотреть, захотелось помыть руки. Чтобы такого не было, и нужен «Родины солдат».
Знаете этот фильм?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296
В новых выпусках:
Какая реальная история легла в основу детектива «Два билета на дневной сеанс»? Кто снабдил нарядами Людмилу Чурсину, сыгравшую аморально-роскошную Инку-эстонку? Чем прославился Владимир Кенигсон, ставший в фильме главным злодеем? Всё, что вы не знали о знаменитой картине — в выпуске подкаста:
Почему сценарий фильма «Выйти замуж за капитана» несколько лет пылился в архивах и чем не нравился чиновникам главный герой, после премьеры ставший мечтой всех советских женщин? Историю создания знаменитой мелодрамы раскроет выпуск подкаста: