У разных народов женщина издревле считалась символом ведичества, ассоциировалась с магией и нечистой силой. Во времена инквизиции прекрасному полу пришлось особенно нелегко: за рыжие волосы, наличие черного кота и любовь к книгам можно было запросто отправиться на костер...
К счастью, все эти поверья остались в далеком прошлом – наука, технический прогресс и эмансипация сделали свое дело. Однако память о прежних суевериях в народе сохранилась. Так, фразу о том, что "женщина на корабле – к несчастью", можно услышать и сегодня. Но откуда взялось это выражение? И что такого ужасного вытворяли женщины на кораблях? Попробуем разобраться.
По одной из версий, сочетание слов "женщина" и "корабль" вызывало настороженность еще в древние времена. Авторами суеверия вполне могли быть древние греки и финикийцы. Все дело в том, что главными покровителями моряков считались боги Нептун и Посейдон, а, согласно легендам, большинство несчастий им приносили именно женщины.
Еще одна версия связана со страхом моряков перед русалками и сиренами. Легенда гласит, что русалки в одно время пробирались на борт корабля под видом обычной женщины и утягивали весь экипаж на морское дно. Моряки настолько сильно верили в сирен и боялись этих существ, что решили полностью запретить женщинам подниматься на борт.
Интересно, что в Европе действовал реальный законодательный запрет на пребывание женщин на борту судна. Так, в 1562 году король Дании Фредерик II издал весьма суровый указ, который гласил:
"Для женщин и свиней доступ на корабли Его Величества запрещен; если же они будут обнаружены на корабле, незамедлительно следует выбросить оных за борт".
История знает множество случаев бесчеловечного обращения с женщинами, попавшими на корабль. Особенно отличился в этом деле известный португальский мореплаватель Васко да Гама.
Как многие первооткрыватели, он был жесток с коренным населением земель, к берегам которых причаливали его суда. Но и европейцев он не слишком щадил. Один из таких случаев описывает в своей книге "Призрак на палубе" писатель-маринист Владимир Шигин...
Отправляясь в знаменитый поход, завершившийся открытием пути в Индию, Васко да Гама объявил своей команде, что "ради заблудших женских душ, а также во избежание ссор и интриг" запрещает брать в море женщин. И пригрозил: если хоть одна "юбка" появится на его корабле, ее тотчас прилюдно высекут, а ее мужа в кандалах отправят назад, в Португалию.
Однако совсем скоро на судне были обнаружены три женщины. По приказу да Гамы, их схватили и посадили под замок. Когда же корабль прибыл в Калькутту, путешественник, как и обещал, устроил женщинам публичную экзекуцию.
Немало дам было и на печально известной "Непобедимой армаде", которую в 1588 году сокрушил флот британской королевы Елизаветы I. В своей книге Шигин описывает весьма курьезную историю о девицах легкого поведения, которые решили подзаработать на скорби побежденных испанцев.
Несколько десятков куртизанок наняли на свои деньги небольшое судно и повсюду следовали за испанским флотом, пока тот не был разгромлен. Несмотря на поражение испанцев, представительницы древнейшей профессии заработали уйму денег. Очевидно, измученные тяготами длительного похода моряки, как никто другой, нуждались в женской ласке и сочувствии...
Существует еще один любопытный факт, который помогает пролить больше света на эту проблему. Английские моряки с давних пор давали своим кораблям женские имена. Кроме того, любые слова, связанные с кораблем долгое время относились к женскому роду.
Многие моряки до сих пор называют свои корабли местоимением she – "она". Это связано с тем, что корабль для любого мореплавателя всегда имел очень большое значение. Моряки "одушевляли" корабль, считали его женщиной – матерью и защитницей в опасных морских путешествиях.
Также они верили, что, если на борт их дорогого судна ступит женщина, корабль начнет "ревновать" к незваной гостье, и это грозит бедой всему экипажу. Согласитесь, явная несправедливость: женщин под страхом смерти не пускали на корабли, названные в их же честь... Что за исторический абсурд?!
Тем не менее, моряки не боялись размещать на своих кораблях фигурки женщин. Зачастую фигура обнаженной девушки крепилась на нос корабля. Но почему? Во-первых, потому что женщины считались прекрасными штурманами, во-вторых, обнажённой грудью моряки пытались "пристыдить" природу, таким образом, усмирив её пыл.
Тем не менее, находились женщины, которые не представляли свою жизнь без морских приключений и битв. До нас даже дошло имя первой женщины-флотоводца. Историки считают, что ею была правительница Галикарнаса Артемизия, жившая в V веке до нашей эры и бывшая подданной персидского царя Ксеркса.
Артемизия командовала флотилией, в которую входили лучшие корабли персов. Мировую славу ей принесло Саламинское сражение с греками в 480 году до н. э. Даже когда остальные части персидского флота были разбиты и бросились в бегство, корабли Артемисии продолжали отчаянно сражаться. Заметив это, царь Ксеркс, наблюдавший за сражением, вскричал: "Сегодня мужчины были женщинами, а женщины мужчинами!".
Были прекрасные дамы и в числе пиратов. Одной из первых пираток считают полулегендарную готскую принцессу Алфилду, жившую на рубеже VIII-IX веков. Упоминание о ней впервые встречается у датского историка-хрониста Саксона Грамматика, автора многотомного сочинения "Деяния данов".
Спасибо, что дочитали до конца! ✅ А как вы считаете, женщина на корабле - к беде?
❗️ОФОРМЛЯЙТЕ ПРЕМИУМ-ПОДПИСКУ НА КАНАЛ ВСЕГО ЗА 99₽ В МЕСЯЦ ❗️Вас ждут уникальные выпуски о знаменитых художниках в формате онлайн-журнала.
Если вам понравилась статья, ставьте лайк и не забудьте подписаться:)
Еще больше интересного про искусство простым языком в запрещенграме и тг-канале. А для аудиалов - подкасты :)
Мои статьи, которые могут вас заинтересовать: