Найти в Дзене
Илья Duke

Являлся ли Новгород частью Руси?

Существует довольно распространенное (особенно в сети интернет) мнение, что дескать Великий Новгород вовсе не являлся частью Руси, а представлял из себя совершенно обособленное государственное образование с собственно Русью никак не связанное. И только потом проклятый московит Иван III силой захватил гордую и независимую Новгородскую землю, а потом кровавый тиран Иван Грозный вырезал почти все население и заселил прекрасные новгородские земли представителями фино-угорских народов, окончательно похоронив тем самым надежду Великого Новгорода на независимость и культурное возрождение. В этой статье сие мнение я и разберу.

Для начала стоит отметить, что речь естественно идет о времени феодальной раздробленности на Руси. И явно не о временах скажем князя Владимира. Ибо как это Новгород не часть Руси, если собственно сам новгородский князь со своей дружиной и союзными варягами захватил всю остальную Русь. То же самое после проделал кстати и его сын Ярослав Мудрый. Т.е. ни о каком "нерусском" Новгороде в те времена не может быть и речи. Во времена же феодальной раздробленности не может быть речи и о Руси как едином государстве.

А только о культурно-языковой общности и самоидентификации людей. И здесь опять таки о "нерусском" Новгороде вроде и речи быть не может. Все говорили на русском языке (хотя диалекты могли различаться в зависимости от территории). Все были одной веры - православные. Серьезных культурных различий также не наблюдалось. Если говорить о выходцах из фино-угорских племен, то на севере их и так всегда было больше и принудительно заселять ими новгородскую землю вовсе не требовалось.

Ну и наконец дадим слово самим людям того времени:

До нас дошел текст грамоты новгородского князя Мстислава 12 века. Новгород в ней помещен в Русской земле:

"Се азъ Мьстиславъ Володимирь сынъ, дьржа Русьску землю, въ свое княжение повелѣлъ есмь сыну своему Всеволоду отдати [Буи]цѣ святому Георгиеви съ данию, и съ вирами, и съ продажами, [и вено во...кое]. Да же которыи князь по моемь княжении почьнеть хотѣти отъяти у святаго Георги[я, а] богъ буди за тѣмь и святая богородица, и тъ святыи Георгии у него то отимаеть. И ты, игумене [Исаие], и вы, братиѣ, донелѣ же ся миръ състоить, молите бога за мя и за моѣ дѣти, кто ся изоостанеть въ манастыри, то вы тѣмь дължьни есте молити за ны бога и при животѣ и въ съмьрти. А язъ далъ рукою своею и осеньнее полюдие даровьное, полътретиядесяте гривьнъ святому же Георгиеви. А се я Всеволодъ далъ есмь блюдо серебрьно въ [30] гривнъ серебра святому же Георгиеви; велѣлъ есмь бити въ не на обѣдѣ, коли игуменъ обѣдаетъ. Да же кто запъртить или ту дань и се блю[до, да судить ему богъ в день пришьствия с]воего и тъ св[ятыи Георгии]."

Договор князя новгордского Ярослава Владимировича с шведскими и готландскими ( в договоре они названы варяжскими) и немецкими послами, 1189 год. Новгородцы в договоре - русины:

"Се яз, князь Ярослав Володимеричь, сгадав с посадникомь с Мирошкою, и с тысяцкым Яковомь, и с всеми новгородъци, потвердихом мира старого с посломь Арбудомь, и с всеми немьцкыми сыны, и с гты, и с всемь латиньскымь языкомь. Послал есмь посла своего Григу на сеи правде...Оже тяжа родится бес крови, снидутся послуси, и русь и немци, то вергуть жеребьее; кому ся выимьть, роте шед, свою правду възмуть.

Оже емати скот варягу на русине или русину на варязе, а ся его заприть, то 12 мужь послухы, идеть роте, възметь свое.

Оже родится тяжа в Немцех новгородцю, любо немчину Новегороде, то рубежа не творити, на другое лето жаловати; оже не правять, то, князю явя и людем, взяти свое у гости, оже тяже родится в Новегороде; оже тяжа родить в ыное земли в рускых городех, то у тех свое тяже прашати, искати Новугороду не надобе, а тяжа на городы, а немчин свободь и новгороци..."

Список русских городов. Новгород помещен в нем в Русской земле:

"А СЕ ИМЕНА ВСЕМ ГРАДОМ РУСКЫМ ДАЛНИМ И БЛИЖНИМ

...Новгород Великий, детинец камен..."

Есть и иностранные источники относящие Новгород именно к Руси. Например в трактате Константина Багрянородного "Как управлять империей" Новгород (Немогард) отнесен к "внешней россии" и упомянуто что в юности там княжил русский князь Святослав. Т.е. и в те времена Новгород был неотъемлемой частью русской земли.

Ну и наконец у нас есть Новгородская первая летопись. Специалисты считают, что ее начальная часть содержит древнейший из известных вариантов летописного текста. И вот что мы там можем прочитать:

"И от тѣх Варягъ, находникъ тѣхъ, прозвашася Русь, и от тѣх словет Руская земля; и суть новгородстии людие до днешняго днн от рода варяжьска."

Т.е. современные летописцу новогородцы названы прямыми потомками варягов - Руси. Т.е. можно сказать это вообще чистокровная первородная Русь, а тут пытаются Новгород аж вообще из русского мира вычеркнуть.

Альтернативщики также любят приводить аргумент: А почему тогда в новгородских берестяных грамотах часто встречается фраза "поехал на Русь" или "приехали с Руси"? Тут надо учитывать нашу русскую ментальность и семантику языка. У нас даже и сейчас, некоторые коренные жители мегаполиса, находясь дома, употребляют выражение "Пойдём в город". Мало того, иногда говорят "Пойдём в центр" или "Пошли, по центру прошвырнемся", при этом живя в самом, что ни на есть, центре города.

Безусловно, в зависимости от места проживания, люди использовали местные самоназвания: тверичи, новгородцы, рязанцы и т.д. Но это было чисто внутреннее явление и, очевидно, что каждый все равно считал себя частью русского мира. Для обозначения же неславяноязычных и не православных жителей Европы в русских текстах надолго укореняется термин "немец", постепенно сменивший и использовавшийся ранее термин "варяг". Признаков же обозначения новгородцев как инородного, чужого народа русские тексты не содержат.

P.S. Кстати если вспоминать Ивана III, то значительная часть новгородцев изначально выступала за переход города под его власть. Иван Грозный же казнил лишь небольшую часть новгородской знати (которая подбивала горожан перейти под руку польского короля) с их подручными. Об этом я как-нибудь напишу отдельную статью.