В соответствии с указом, изданным Петром I 20 декабря 1699 года, в России был введён новый календарь, основанный на юлианском. Это означало, что теперь новый год начинался с 1 января, а не с 1 сентября, как было принято ранее.
До указа Петра I летоисчисление велось от Сотворения мира, а после — от Рождества Христова. Таким образом, очередной 7208 год от Сотворения мира начался, как обычно, осенью. Однако уже через четыре месяца было отпраздновано наступление 1700 года.
При Петре I празднование также стало проводиться по-новому. Дома украшались еловыми ветками, устраивались фейерверки, ассамблеи проводились на европейский манер.
Почему Петр I решил ввести новый календарь?
Пётр I не стал создавать новый праздник, а лишь перенёс уже существующий на другую дату. Это было сделано по инициативе государя с целью укрепления дипломатических связей с западноевропейскими странами, которые рассматривались как потенциальные союзники в военных кампаниях.
За год до реформы летоисчисления 26-летний монарх впервые посетил Европу с дипломатической миссией. Он стал первым русским правителем, который отправился в европейские государства с мирным визитом. Царь путешествовал инкогнито в составе Великого посольства и посетил города Пруссии, Голландии, Англии и Священной Римской империи.
Когда в стране отмечали начало нового года?
Пётр, изменяя дату празднования Нового года, ориентировался на традиции народов, проживавших на территориях современных Румынии, Молдавии, Сербии, Хорватии, Черногории, Болгарии, Греции и Кипра. В этих странах Новый год отмечали на восьмой день после Рождества Христова. Однако Пётр не мог перейти на григорианский календарь, который был распространён в католических странах Европы. Это могло вызвать недовольство духовенства и населения, придерживающегося православной веры.
Какие новогодние традиции ввел Петр I?
В далёком прошлом Новый год отмечали не в ночь с 31 декабря на 1 января, как это происходит сейчас, а 1 января. Пётр I даже установил это в своём указе «О праздновании Нового года». Однако указ касался только жителей Москвы. Как отмечали Новый год в других частях страны — неизвестно.
Жителям столицы было предписано поздравлять друг друга, благодарить Бога молитвами и украшать свои дома еловыми, сосновыми и можжевеловыми ветвями. Даже люди с небольшим достатком должны были поставить хотя бы по ветке или деревцу на воротах или над своим домом. Эти украшения должны были оставаться на всю следующую неделю.
Именной указ Петра I "О праздновании Нового года", 20 декабря 1699 года. После того как будет вознесена должная благодарность Богу и проведено молебное пение в церкви, а также по желанию можно провести его и дома, знатным людям, живущим на больших и проезжих улицах, а также представителям духовенства и мирским чинам следует украсить свои дома ветками и хвоей сосны, ели и можжевельника. <...> А тем, кто не может позволить себе большего, следует поставить хотя бы по одному деревцу или ветке на ворота своего дома или над ним.
В канун Нового года, 31 декабря 1724 года, Пётр I издал указ, который вводил новые правила для жителей столицы. Теперь дворы должны были быть украшены фонарями. В то время только начали появляться фонари «голландского образца». Они представляли собой камеры из редкого и дорогого материала — стекла, которые заправлялись маслом и устанавливались на специальные столбы. Свет от таких фонарей был тусклым и едва освещал путь в темноте.
По указу Петра, фонари должны были зажигаться в ночь с 31 декабря на 1 января.
В начале XVIII века появилась традиция запускать фейерверки в честь Нового года. Первые «огненные потехи», как их тогда называли, появились на Руси ещё при царе Алексее Михайловиче, но только при его сыне Петре Алексеевиче они стали регулярными.
Фейерверк уже тогда был не просто яркой вспышкой в небе, а настоящим представлением с надписями и движущимися фигурами. Сюжеты новогодних представлений были не сказочными, а в основном военными. Пётр приглашал на новогодние празднества иностранных дипломатов, и фейерверк был удобным способом показать им и народу свои военные и политические победы. Царь даже сам придумывал сценарии фейерверков и проводил часы в пиротехнических лабораториях.
Когда начинался фейерверк, его приветствовали залпами из небольших ружей. Это предписание касалось в основном знати, которая служила царю. Это были чиновники, входившие в Боярскую думу (бояре, окольничие, думные), военные и купцы.
А как сам Петр Алексеевич отмечал Новый год? И кто был на пирах вместе с царем?
Пётр праздновал по-разному. Благодаря дневникам датского посла Юста Юля, который служил в России в 1709–1711 годах, мы точно знаем, как царь встретил 1710 год.
1 января Пётр отправился в Успенский собор Кремля. Это было традицией для Романовых — встречать Новый год в этом соборе, а также отмечать церковный праздник Обрезание Господне.
Во время службы Пётр пел так же уверенно, как священники, монахи и псаломщики, которые читали молитвы по книге. Он снял с себя парик, чтобы голова не мёрзла, хотя обычно не любил парики.
Датский посол в России Юст Юль, 1 января 1710 года Царь стоял посредине церкви вместе с протчею паствой, и хотя обыкновенно он носит собственные волосы, однако в тот раз имел на голове старый парик, так как в церкви, когда ему холодно голове, он надевает парик одного из своих слуг, стоящих поблизости. <...> На [царе] был орден Святого Андрея, надеваемый им лишь в редких случаях. Он громко пел наизусть так же уверенно, как священники, монахи и псаломщики имевшие перед собою книги, ибо все часы и обедню царь знает, как "Отче наш".Датский посол в России Юст Юль, 1 января 1710 года
После завершения службы Пётр в сопровождении приближённых отправился на пир. В зале были накрыты два стола, а рядом стояли небольшие шкафы с драгоценной посудой. Царь занял место за столом, а рядом с ним расположились офицеры гвардии и другие высокопоставленные лица.
На такие праздники часто приглашались иностранные министры и послы — это было нововведением Петра, до него «иноземцы» на царских пирах бывали редко. Митрополит и священники сидели за отдельным столом, а супруга царя Екатерина и другие женщины находились в отдельной комнате. Это удивило датского посла, ведь в Европе XVIII века нравы были более свободными — за столом не разделяли мужчин и женщин. Всего на празднике присутствовало 182 гостя.
Они с Петром веселились за новогодним столом весь день: сели в 10 часов утра, а встали уже затемно. По традиции праздник завершился фейерверком.
В 1709 году русская армия одержала победу над шведами в Полтавской битве, и Пётр не мог не отметить это событие. В фейерверке лев (символ шведской армии) выходил из-за каменной горы и направлялся к «столпу с короной» (символизирующему Польское государство), чтобы опрокинуть его. Это означало завоевание Польши: отречение Августа II от престола Речи Посполитой и воцарение Станислава Лещинского, ставленника Карла XII.
Затем лев приближался с тем же намерением к другому столбу с короной (символизирующему Российское государство). Орёл (символ русской армии) появлялся, чтобы защитить этот столб и «разшип» льва «Перуном [или огненными стрелами] с великим громом». В конце фейерверка первый столб выпрямлялся, символизируя избавление Польши и возвращение Августа II на престол благодаря русской армии.
В это время Пётр показывал гостям гравюру с изображением фейерверка и объяснял его аллегорический смысл.
Когда Санкт-Петербург стал главным городом страны, новогодние торжества перенесли туда. Из походного журнала Петра и дневниковых записей камер-юнкера Фридриха Берхгольца известно, что 1 января 1724 года Пётр I, как обычно, отправился на богослужение в Троицкую церковь, а после обеда поехал на ассамблею в Сенатский зал. На балу присутствовали герцог Голштинский, князья Гессен-Гамбургские, супруга Петра I Екатерина Алексеевна с дочерьми и другие знатные гости.
Ассамблеи в то время были новым явлением: Пётр I ввёл их специальным указом только в 1718 году. Это были светские вечера, которые устраивались не только для развлечения, но и для обсуждения важных вопросов. На таких балах можно было не только потанцевать, поиграть в карты или шахматы, пообщаться с дамами, что было новшеством, но и обсудить дела — гостями были дворяне, офицеры и знатные купцы.
Иногда случалось, что Пётр I практически не отмечал Новый год: он был в поездках за границу, подписывал указы, отправлял письма и планировал военные кампании. Государь, который, по свидетельствам современников, вставал в пять часов утра, работал и в праздничные дни.
А что подавали на царский стол? Хочу рецепт новогоднего блюда!
Достоверно неизвестно, какие именно блюда и напитки были на новогоднем столе императора. Однако есть информация о царских застольях в целом.
Например, в XVII веке на государевых пирах обязательно подавали пироги. На стол ставили десятки солёных, кислых и сладких пирогов. Их начиняли кашей, овощами (капустой, горохом, репой, морковью), грибами (рыжиками, груздями), ягодами, маком, мясом, птицей, рыбой, творогом и яйцами.
Одним из необычных блюд, с которого обычно начинался царский пир, был пирог с лебедем. Мелко нарезанное мясо птицы запекали в форме из ржаного теста и украшали фигурой лебедя, сделанной из сахарной массы. Иногда фигуру покрывали настоящими перьями. Блюдо подавали с лебедиными яйцами и взваром.
Известно, что Пётр I предпочитал простую еду: щи, жаркое, свинину в сметанном соусе, солонину (мясо, выдержанное в соли) и ветчину, холодное мясо с солёными огурцами или лимонами, острые соусы с пряностями, студень, паштет, каши, овощи и зелёный горошек. Однако рыбу он считал вредной для здоровья и не ел даже в пост. Исключением была только солёная сельдь, которую он попробовал во время путешествия в Голландию.
Как приготовить пирог из говядины по рецепту XVII века
Все эти блюда сопровождались водкой, пивом, брагой и квасом.
При Петре I появились новые напитки, которые стали популярными: кофе, который раньше можно было купить только в аптеке, и красное сухое вино «Эрмитаж». К последнему напитку царь пристрастился во время своего визита во Францию в 1717 году, а затем организовал его поставки в Санкт-Петербург.
По описаниям современников, на царских пирах употребляли большое количество алкоголя — его измеряли сотнями вёдер.
В петровскую эпоху впервые начали подавать разнообразные желе и «конфекты», или «комфети». Под этим названием подразумевались не только привычные нам конфеты, но и пирожные.
Получается, Новый год во времена Петра Великого не был народным праздником?
Вероятно, в эпоху Петра I Новый год был одним из дворцовых праздников, и его отмечали лишь немногие. Лишь жители Москвы и Санкт-Петербурга, составляющие всего 1% от 15 миллионов жителей Российской империи, могли принять участие в новогодних торжествах: посмотреть фейерверк или присоединиться к гуляниям на центральной площади, где их ожидало подношение от царя. Народ мог насладиться жареным быком, вином и самогоном.
О том, как отмечали Новый год крестьяне, которые составляли основную часть населения страны в то время, почти ничего не известно. Однако есть сведения о том, что в народе ходили слухи о том, что Пётр I своими указами о праздновании Нового года и другими мерами, такими как бритьё бород и ношение иностранной одежды, разрушает православную веру. Вероятно, чтобы успокоить своих подданных, Пётр I подчеркнул в своих указах, что Новый год празднуют не только православные народы, такие как греки.
Кто отмечал Новый год при Петре I?
Значение Нового года при Петре было иным. Как уже говорилось, для императора этот праздник был возможностью напомнить своим подданным, иностранным дипломатам и министрам о военных победах России. Иными словами, Новый год при Петре скорее напоминал современный День защитника Отечества, когда чествовали воинскую славу.
Современные атрибуты Нового года — детские утренники, новогодняя ёлка и шампанское — появились уже в XIX веке.