Найти в Дзене

Лучшие книги из прочитанных в 2024 году

По традиции расскажу о своих книжных открытиях и радостях, случившихся в 2024 году. Для удобства использую номинации, придуманные в прошлом году при подведении читательских итогов, и добавлю новые. В этом году у меня случился «толстячок-дубль» — это двухтомник Эдуарда Веркина «снарк снарк», книга загадочная и затягивающая. И очень продуманная: второй том зеркально отражает первый, хотя разница во времени между событиями в первом и втором томах — 17 лет. Но все то же место действия — город Чагинск, и те же главные герои. Редко читаю книги с продолжениями, хотя исключения бывают — в этом году им стала трилогия Фредрика Бакмана о Бьорнстаде и хоккее. «Медвежий угол» для меня стал произведением, после которого началась моя безусловная любовь к этому автору. Потом я запоем проглотила «Мы против вас» и еле дождалась, когда же у меня в руках окажется завершающая трилогию книга «После бури». Не хотелось расставаться с героями — слегка невротизированными, запутавшимися в жизненных передрягах,
Оглавление

По традиции расскажу о своих книжных открытиях и радостях, случившихся в 2024 году. Для удобства использую номинации, придуманные в прошлом году при подведении читательских итогов, и добавлю новые.

За иллюстрацию спасибо боту Kandinsky.
За иллюстрацию спасибо боту Kandinsky.

«Толстячок» года

В этом году у меня случился «толстячок-дубль» — это двухтомник Эдуарда Веркина «снарк снарк», книга загадочная и затягивающая.

Смотрятся внушительно!
Смотрятся внушительно!

И очень продуманная: второй том зеркально отражает первый, хотя разница во времени между событиями в первом и втором томах — 17 лет. Но все то же место действия — город Чагинск, и те же главные герои.

Цикл года

Редко читаю книги с продолжениями, хотя исключения бывают — в этом году им стала трилогия Фредрика Бакмана о Бьорнстаде и хоккее. «Медвежий угол» для меня стал произведением, после которого началась моя безусловная любовь к этому автору. Потом я запоем проглотила «Мы против вас» и еле дождалась, когда же у меня в руках окажется завершающая трилогию книга «После бури». Не хотелось расставаться с героями — слегка невротизированными, запутавшимися в жизненных передрягах, страдающими, но не теряющими надежды.

Байопик года

«Шолохов. Незаконный» Захара Прилепина. Несмотря на пугающий объем (более 1000 страниц) книга читается легко. Прилепин хорошо погружает в эпоху, хорошо раскрывает Шолохова с разных сторон и показывает масштаб его личности. Не стала после прочтения книги относиться к Шолохову как-то по-другому — я всегда с большим уважением относилась к его таланту. Просто узнала о нем больше.

Триллер года

Это, безусловно, «Тоннель» Яны Вагнер. Погружение получилось мощным. Читая роман, я представляла себе все настолько ярко, что порой мне казалось: я тоже заперта внутри тоннеля вместе с этими людьми, и мне тоже надо делать выбор — кому можно доверять, кого нужно поддержать, а кого следует опасаться.

Ностальгия года

Мощное чувство ностальгии навеяла книга Шамиля Идиатуллина «Возвращение «Пионера» — сразу вспомнились детские фантастические фильмы «Москва — Кассиопея» и «Отроки во Вселенной». Вспомнилось, как волновали тогда возможности покорения космоса. Мы, советские дети, и правда верили, что, когда вырастем — уж точно полеты на Марс и на Луну станут реальностью для всех желающих. Что пошло не так?

Антиутопия года

«Возможность острова» Мишеля Уэльбека я читала долго в силу особенностей текста — к нему нужно было привыкнуть. Но зато примерно с середины роман понесся на всех парусах. Когда я разобралась в пластах повествования, Даниэлях, и внутренних переживаниях Даниэля1, многое стало понятнее, а к финалу удалось оценить и задумку автора, и его боль за человечество, выраженную в романе.

Разочарование года

Книга обманутых ожиданий — так бы я назвала роман Нади Алексеевой «Полунощница». Обманутых — потому что я думала, исходя из названия, что книга будет о духовных исканиях, а она оказалась исключительно о мирском. Тем не менее, для дебютного романа «Полунощница» написана прилично, не случайно она вошла в короткие списки и «Большой книги», и «Ясной поляны».

Семейная сага года

В этой номинации побеждает «Рассечение Стоуна» Абрахама Вергезе. Несмотря на то, что пришлось читать про медицину и про хирургию с обилием физиологических подробностей, в итоге все же книга оказалась про людей, которым досталась непростая судьба в непростое время.

Удивление года

Книгой-удивлением для меня стала «Страна вина» Мо Яня. Ожидала, что будет нечто в духе соцреализма. Особенно с учетом того, что Мо Янь — не только нобелевский лауреат, но еще и чиновник от литературы — он занимает крупный пост в китайском Союзе писателей. Была поражена уровнем творческой свободы, иронии и самоиронии, узнала, что постмодернизм по-китайски существует.

Новое имя

Им стал для меня Михаил Турбин. Наконец-то нам показали положительного героя, который не ноет, а действует. Человек пережил трагедию и оказался в жизненном тупике. И он ищет выход — вот что главное в этом произведении. Дебютную книгу Михаила Турбина «Выше ноги от земли» называют мрачной и депрессивной, но без мрака не бывает света.

А вам какие книги запомнились из прочитанных в 2024 году?

Прошлогодняя подборка здесь:

Ставьте лайки, комментируйте, автору это приятно)