Честно сказать, ожидания от этой книги были большие — во-первых, сама тема Русского Севера с его святыми местами мало раскрыта в современной литературе. Во-вторых, само название «Полунощница» — по наименованию ночной службы в православии, тоже намекало на то, что в книга будет о духовных поисках, о том, как люди приходят к вере в Бога, о соприкосновении или даже столкновении мирского и духовного.
Но книга получилась исключительно о мирском.
Главный герой — москвич Павел, представитель высокооплачиваемого «офисного планктона», едет волонтером на Валаам. Ему не дает покоя давняя семейная история. Брат бабушки Петя Подосёнов считался погибшим в Великой Отечественной войне, но случайно найденное уже после ее кончины письмо позвало Павла в дорогу.
В письме говорилось, что Петя не погиб, что он жил на Валааме в доме инвалидов и у него остался сын. Этого своего родственника и едет искать Павел.
Причем отправляется молодой человек на Валаам в самое необычное для православного мира время — на Страстной неделе, предшествующей Пасхе.
Что понравилось
Сама тема и сюжет. Он охватывает несколько временных пластов, и мы узнаем сразу несколько драматичных семейных историй, которым начинаем сопереживать. В первую очередь, это истории семьи Павла и семьи инвалида Петра Подосёнова.
Понравилось погружение в атмосферу православного паломничества и знакомство с разными людьми, которых разные причины привели на Валаам. Прежде всего, это Ася, излечившаяся от алкоголизма, для которой Валаам стал духовной поддержкой.
Пожалуй, это самый живой и хорошо выписанный персонаж — ее легко представить, потому что такие люди действительно есть. Она такая же противоречивая, как и ее речь.
«Дык я на Иисусовой молитве. Это, знаешь, тема!» — объясняет она Павлу, почему ей легко дается переносить качку во время путешествия по Ладоге, когда выворачивает наизнанку даже бывалых.
И загадочный прозорливый старец Власий с его очень непростой судьбой, и регент Иосиф, выпускник консерватории, потерявший голос и обретший его только на Валааме, и разнообразные паломники с их причудами — это все хорошее погружение в атмосферу книги.
Что было сложно
Действие разворачивается нелинейно, флешбэки периодически переносят нас то в 1970-е на Валааме, чтобы мы больше узнали о сыне Пети — Семене Подосёнове и его окружении, то в Москву к бабушке и деду Павла, с которыми он жил после трагической гибели родителей.
Сначала сложно переключаться, но по мере чтения и узнавания героев проблема уходит. Но поскольку главы внезапно обрываются и продолжаются спустя определенное количество страниц, приходилось возвращаться, чтобы вспомнить — где и с кем мы в прошлый раз оставили Семена, Павла, Асю или кого-то еще.
Порой герои вызывали отторжение со словом «Не верю!» Например, мне сложно было поверить, что Павел во время своего кратковременного паломничества воспылал нежной страстью к Асе. Безусловно, что-то резко меняющее жизненные установки и ориентиры должно было с ним случиться на острове. Но совершенно опереточная страсть — как-то перебор, на мой взгляд.
Где святость, там и искушения, паломников об этом предупреждают, и Павел, в силу своей рациональности вполне способен был об этом подумать. Но автору, видимо, надо было столкнуть лбами Павла и его родственника Семена, которому тоже нравилась Ася!
И еще было несколько подобных моментов, которые делают сюжет завлекательнее и ярче, но доверия не вызывают. Это касается и тех фрагментов, где описана жизнь безногих-безруких инвалидов («самоваров» и «обрубков») в интернате в 1970-е годы. Удивило неожиданное отмечание ими не Дня Победы, а дня начала войны 22 июня.
Честно сказать, не слышала никогда о такой традиции, мне наоборот, казалось, что прошедшие войну люди не хотели ничего праздновать, для них и День Победы был праздником со слезами на глазах и поводом вспомнить погибших друзей.
Почему роман неоднозначный
В книге происходят трагические события, показано много всего грязного-низменного (обратите внимание на то, с чего начинается роман) и мало высокого. Если идет разговор о земном и небесном, то здесь земное и низменное явно перевешивает и не уравновешивается ничем.
Иногда даже непонятно, причем тут Валаам — те же события могли произойти хоть в Подмосковье, хоть где. Порой Валаам — просто красивая экзотичная декорация.
Тема духовного поиска и духовного роста — очень сложная. «Полунощница» — дебютная книга Нади Алексеевой. Она сама была волонтером на Валааме, и свой опыт вложила в книгу.
Чувствуется, что атмосферой автор напиталась и вдохновилась, но не слишком глубоко проникла в суть этого места. Хотя сложно требовать от молодого автора зрелости рассуждений.
В 2023 году жюри отобрало этот роман в шорт-лист VII сезона литературной премии «Лицей», а сейчас эта книга - в коротком списке премии "Большая книга".
Читали, будете?
На канале есть обзоры книг молодых и начинающих писательниц: