Наверное, можно было остановиться и на книге «Медвежий угол», но так хотелось знать, что там дальше с героями! И то же самое чувство было после знакомства с «Мы против вас» — продолжением «Медвежьего угла».
Поэтому «После бури», завершающая часть трилогии, тоже прочитана. И немного жаль расставаться с Мирой и Петером, их дочерью Маей и ее безбашенной подругой Аной, флегматиком Бубу и хоккейным самородком Аматом. И многими-многими другими.
В книге «После бури» Фредрика Бакмана хоккейная сага продолжается, ведь в Бьорнстаде все завязано на хоккее. Правда, в третьей книге действие происходит сразу в двух соперничающих городках — Бьорнстаде и Хеде. Отношения между жителями накаляются, и в третьей книге появляются свои Ромео и Джульетта — влюбленные из противоборствующих городов.
В человеческие взаимоотношения вмешивается стихия — разыгравшаяся буря. В «медвежьих углах» бури — обычное дело. И жители Бьорнстада и Хеда обязательно сплотились бы, чтобы вместе преодолевать последствия бурелома.
Но в бой вступают скрытые силы:
Желание местного предпринимателя Фрака решить свои проблемы под видом заботы о детях Бьорнстада и Хеда (на самом деле — под шумок).
Амбиции женщины-редактора местной газеты и желание ее отца, прожжёного журналиста (даже, я бы сказала, журналюги) хоть раз в жизни побыть хорошим отцом и предоставить дочери сенсационный материал.
Козни политика Тео, который в очередной раз намерен оседлать политическую волну и посрамить своих оппонентов.
И даже личная трагедия подростка Мэттью, потерявшего старшую сестру и случайно нашедшего ее дневник. И Мэттью теперь знает, кто виновен в смерти сестры, и готов мстить.
Словом, пружин для развития действия много. В локальном пространстве все герои тесно связаны друг с другом.
«В местах по соседству с дикой природой людей связывают не только невидимые нити, но и острые крючья, так что, когда один человек поворачивается слишком резко, он может не только сдернуть с другого одеяло. Он может вырвать сердце у него из груди».
Что понравилось
В первую очередь — встреча со старыми знакомыми спустя два года. Было интересно узнать, что изменилось в их жизни, какими стали вчерашние подростки.
В «После бури», как и в других книгах, много места отведено теме родительства.
«Когда ты слышишь первый крик своего ребенка, любовь стремительно увеличивается в объеме, взрывая грудь, все чувства, которые ты когда-либо испытывал, выкручиваются на полную мощность, дети открывают тебе дверцу и в ад, и в рай».
Потеря ребенка — самая страшная трагедия, которая только может случиться с родителями. И хотя это случилось с главными героями — Петером и Мирой — еще до того, как развернулись события, описанные в первой книге, Андерссены до сих пор переживают потерю.
Но подняты и другие темы — общение с детьми, которые становятся подростками, отношения с вырастающими детьми, покидающими семейное гнездо, умение отпускать и не переставать любить.
«Никто не предупреждал тебя, когда ты собрался размножаться, что самое трудное для хорошего родителя — в том, что ты себя таким никогда не чувствуешь. Если ты не участвуешь в жизни ребенка, ты совершаешь большую ошибку, а если участвуешь, то много маленьких, причем подростки считают каждый твой промах».
Мне всякий раз импонирует отношение Бакмана к своим героям — он их не рисует только розовыми красками. Его герои, даже самые положительные, чего уж говорить о «злодеях» — способны и на неправильные поступки. Но при этом он всегда их прощает и любит.
Идеальных людей не бывает, но в душах даже самых закоренелых злодеев, чья совесть отягощена серьезными злодеяниями, находится место для добрых ростков. И даже самые благонамеренные люди порой ошибаются — ведь любой выбор имеет двоякий результат, если он сделан в пользу одного, то он причинит косвенный вред другому. Так произошло с Петером и Мирой.
«Теперь у них будет много лет, чтобы спорить со своей совестью и раз за разом спрашивать себя: виноват ли ты, если не совершал преступления, а просто молча стоял рядом? Если не остановил то, что мог. Не сопротивлялся, хотя у тебя был шанс. Можно ли в этом случае остаться невиновным? Остаться хорошим человеком?»
Что смутило
Смутило начало книги, из которого стало понятно, что с мятежным Беньи, парнем с горячим сердцем и молниеносной реакцией, произойдет трагедия. Подспудное ожидание трагедии немного подпортило впечатление от чтения.
В «После бури» уделено гораздо меньше внимания бунтарству и «нетрадиционности» Беньи, чем в «Мы против вас». Зато сделан акцент на чрезмерном употреблении подростками и молодежью слабоалкогольных напитков и легких, но тем не менее, запрещенных веществ. Я бы не возражала, если бы этого было поменьше.
Хотя сама идея, что в жизни больше никогда не будет такой дружбы, как в подростковом возрасте, мне нравится. Это на самом деле так, такой эмоциональный возраст больше не повторится.
И еще начало немного раздражать, если обратиться к языку и стилю, что герои очень часто «шепчут». Но, наверное, это претензия к переводу — у глагола «шептать» наверняка есть синонимы.
Ну а в целом, если Бакман — ваш автор, читать однозначно!
Читали, будете?
О первых частях трилогии - здесь: