Найти в Дзене

Антиутопия с элементами фантастики. О книге Мишеля Уэльбека «Возможность острова»

Главный герой — Даниэль1 — наш современник, он пишет дневник, который спустя тысячелетия читают его генетические потомки. Потомки в данном случае условные — это клоны, или неолюди.

Читать дневники своих далеких генетических предков им завещала Верховная Сестра, видимо, чтобы они не повторяли ошибок своих предшественников, чье поведение привело Землю к глобальной катастрофе.

Но это все не очень понятно, пока не дойдешь до финала книги. До него еще надо добраться, а это ох как непросто. «Возможность острова» относится к философской французской интеллектуальной прозе, чьи предшественники — рационалисты Дидро и Вольтер, а отнюдь не Гюго и Флобер с их психологизмом.

Поначалу книга читается тяжело, потому что Даниэлей будет несколько, и в них легко запутаться. Но по мере знакомства с Даниэлем1 остальные более поздние Даниэли слегка дистанцируются, и роман воспринимается в первую очередь как история первого Даниэля — нашего современника.

-2

Главный герой — стендапер-комик, пишущий разнузданные скетчи на разные сомнительные темы, «среднее звено» шоу-бизнеса, широко известный в узких кругах. Даниэль внутренне опустошен — его попытки писать киносценарии терпят провал.

«Мне было сорок семь, и последние 30 лет я смешил себе подобных; теперь я кончился, выложился, оцепенел. Последняя искра любопытства, еще вспыхивающая в моих глазах, когда я смотрю на мир, скоро погаснет, и меня будет отличать от булыжника разве что какая-то смутная боль».

Даниэль сразу вызывает антипатию — почти такую же острую, как и герой произведения другого француза, Фредерика Бегбедера «99 франков». Даниэль — циничный эгоист, ведущий богемный образ жизни, потребительски относящийся к окружающим. Видя, что его подруга Изабель, в которую он был влюблен, стареет, Даниэль расстается с ней и заводит роман с юной, раскрепощенной, искрящей эротизмом Эстер — начинающей актрисой фильмов для взрослых.

В книге много размышлений о природе любви и секса, причем описания отношений очень откровенные и физиологичные, французы вообще любят все части тела и происходящие с ними процессы называть своими именами, поэтому если вас такое коробит — лучше сразу не брать эту книгу в руки.

-3

Изучая дневники своих предков, неолюди понимают, что главный страх, владевший их предшественниками, был страх перед наступающей старостью.

Всегда оставаться молодым, красивым и продуктивным, избежать разрушительной старости — этого хотят все, и в первую очередь Даниэль1. На этой волне возникает и быстро раскручивается секта элохимитов — возглавляющий ее Пророк вкладывает собранные с адептов средства в научные исследования, чтобы вырастить «неочеловека» из пробирки, и дать всем, кто оставит свой геном, вечную молодость. Циничный Даниэль, привлеченный в секту как вип-персона, невольно оказывается в эпицентре событий, давших отсчет новой эре — эре неолюдей.

«Люди возродятся в новых телах и впервые в мировой истории будут жить в действительно бесконечной любви. Любовь кончается не потому, что приелась, вернее, она приедается потому, что нас гложет нетерпение, нетерпение тел, которые знают, что обречены, но хотят жить, хотят в отведенный им срок испробовать все шансы, не упустить ни одной возможности, использовать по максимуму ограниченное, ускользающее, пошлое время, принадлежащее им, а значит, не могут любить никого…»

Мишель Ульбек объясняет популярность секты укладом, сформированным обществом потребления:

«Элохимизм шагал, так сказать, в ногу с потребительским капитализмом, который, сделав молодость высшей, исключительно желанной ценностью, тем самым постепенно подорвал почтение к традициям и культ предков, поскольку сулил возможность навечно сохранить эту самую молодость и связанные с нею удовольствия».
«Не навязывая никаких моральных норм, сведя смысл человеческого существования к удовлетворению желаний, он в то же время брался исполнить главное обетование всех монотеистических религий и победить смерть».

Уэльбек называет современное общество, где главные кумиры большинства — представители шоу-бизнеса и «глянца», цивилизацией досуга. Роман — злая сатира на современное общество и его нравы (книга была написана в 2005 году). Если поначалу книга читается с неким отвращением, то дальше в ней считывается боль за человечество, верной дорогой идущее к Апокалипсису.

В итоге на планете от всей цивилизации остались лишь неолюди в своих бункерах, общающиеся между собой виртуально.

В комментариях неолюдей можно встретить немало любопытного. Например, они не понимают природы смеха — что это за странная судорога и чем она могла быть вызвана у предков? Неолюди не способны ее воспроизвести, способность смеяться отмерла, как атавизм.

Или вот еще интересное из заметок неолюдей:

«Что есть собака, если не устройство для любви? Ей дают человека и возлагают на нее миссию любить его; и каким бы мерзким, гнусным, кособоким или тупым он ни был, собака его любит. Эта ее особенность вызвала у человеческих существ прежней расы такое изумление и потрясение, что большинство — в этом сходятся все свидетельства — начинали отвечать собаке взаимностью. Таким образом, собака являлась устройством для любви с обучающим эффектом, который, однако, имел место только применительно к собакам, и никогда — к людям».

Спустя тысячелетия на планете помимо неолюдей, так и ожидающих пришествия загадочных Грядущих, остались совершенно деградировавшие, пожирающие друг друга потомки людей прежней расы, каким-то чудом уцелевшими после глобальной катастрофы.

Но счастливы ли неолюди и чего им не хватает для счастья?

Уверена, что поклонникам Виктора Пелевина книга точно понравится!

Благодарна каналу "Библио Графия" и его хозяйке Галине за этот подарок
- книга была получена за победу в розыгрыше призов для участников книжного марафона. Такие события делают нашу читательскую жизнь веселее и интереснее!

Читайте также на канале:

Благодарю за подписку, комментарии и 👍!