В 2024 году в России в эксплуатацию ввели десятки мостов на автомобильных и железных дорогах. В этой статье мы вспомним три крупнейших перехода, построенных за прошедшие двенадцать месяцев. К слову, все они вошли в ТОП-20 по протяженности среди аналогичных объектов на территории страны и преодолели отметку 2 км.
Третью строчку в нашем списке и девятнадцатую в общем национальном рейтинге занимает переправа через реку Суру на федеральной трассе М-7 «Волга». Это сооружение длиной 2416 м начали строить в 2021 году в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги». В общей сложности было потрачено 17 млрд руб. бюджетных средств. Объект имеет важное стратегическое значение, обеспечивая связь западных регионов с Уралом.
Новая дорога через водную преграду между Нижним Новгородом и Чебоксарами дополнила действующий двухполосный переход, открытый четырьмя годами ранее (непосредственно мост через Суру возвели в 2012 г., однако строительство ведущей к нему эстакады завершили лишь спустя восемь лет). Таким образом, было ликвидировано одно из «узких горлышек» на М-7 «Волга».
В общей сложности в рамках кампании построили 5 км новой дороги, половина из которых пришлась непосредственно на переход через Суру, возведенный на 65 опорах. Последний по факту состоит из моста (пролетное строение выполнено из металла общей массой 3,5 тыс. тонн) и двух эстакад из сборного железобетона. Длина русловой части — 450 м. Реализован проект АО «ДиМ» (Дивизион «Дороги и Мосты» Нацпроектстроя).
Аналогичный объект в 2024-м открыли и в районе Уфы. Он стал частью «Восточного выезда» — многострадального проекта, стартовавшего еще в 1992-м. Стройка с самого начала из-за нехватки средств продвигалась крайне медленно. В 2004-м ее и вовсе остановили, «законсервировав» незаконченные объекты. Возобновили работы только через пятнадцать лет. Проект, как неоднократно подчеркивалось, играет крайне важную роль для дальнейшего роста транспортно-логистического потенциала Башкортостана.
Протяженность новой дороги, связавшей М-5 «Урал» и М-7 «Волга» и позволившей разгрузить городские улицы в восточной части республиканской столицы, составила 14 км. Из них 1276 м — тоннель и 2670 м — четырехполосный переход через Уфу. Последний состоит из железобетонного моста (470 м) на шести опорах с основным пролетом 126 м и эстакады (2179 м) на 66 опорах переменной высоты, пересекающей в частности озеро Долгое. Стоимость проекта превысила 40 млрд руб.
Самым же большим искусственным сооружением построенным в прошлом году стал мостовой переход через Волгу (3750 м) в составе Обхода Тольятти суммарной протяженностью почти 100 км. Активные обсуждения данного проекта начались еще в позапрошлом десятилетии. Будущая трасса по задумке должна была стать частью маршрута «Европа – Западный Китай». Меморандум о развитии транспортного коридора Москва и Пекин подписали в 2008-м.
Концессионное соглашение на строительство объездной заключили только в 2019-м. Тогда же стартовали подготовительные мероприятия на площадке, а в следующем году, после одобрения необходимой документации профильным учреждением, начались основные работы. Стоимость проекта превысила 120 млрд руб. (частные инвестиции + бюджетные средства — 50/50). Мост решили возводить в районе села Климовка, хотя ранее рассматривались и другие варианты трассировки.
В общей сложности в рамках кампании построили порядка 40 различных искусственных сооружений, крупнейшим из которых и стал переход через Волгу. Сегодня он замыкает ТОП-10 самых протяженных мостов России. При возведении объекта, состоящего из 25 пролетных строений (ширина по каждому направлению дороги — по 14,4 м) и 26 опор, ушло свыше 120 тыс. тонн металлоконструкций.
Появление новой дороги позволило повысить пропускную способность трассы М-5 «Урал», вывести транзитный транспорт за пределы города, а также значительно уменьшить нагрузку на плотину Жигулевской ГЭС. Более того, проект, как подчеркивается, окажет положительное влияние на экспортный потенциал Поволжья и поспособствует открытию ряда новых предприятий.
В статье использованы изображения с сайтов Правительства Республики Башкортостан / pravitelstvorb.ru, Правительства Самарской области / samregion.ru, Росавтодора / rosavtodor.gov.ru и Дорожно-строительной компании "АВТОБАН" / dskavtoban