В Приамурье завершился очередной крупный проект в рамках второго этапа модернизации Восточного полигона. Менее чем за два года «Бамстроймеханизация» и «Мостоотряд-43» (Дивизион «Железные дороги» Нацпроектстроя) возвели мостовой переход через Нюкжу, который при длине 392 м стал самым большим подобным объектом на Байкало-Амурской магистрали, введенным с советских времен.
Соответствующие работы на перегоне Талума – Дюгабуль линии Хани – Тында стартовали в самом начале 2023-го. Отечественным специалистам в ходе кампании пришлось столкнуться с рядом трудностей, включая сильные зимние морозы (до 55° со знаком «минус») и особые гидрологические условия, когда уровень воды в реке из-за сильных дождей за короткое время поднимается на несколько метров.
Проект был реализован в срок и теперь на данном участке (одном из самых грузонапряженных на БАМе) пропускная способность магистрали увеличится с 30 до 44 пар поездов в сутки, а по новому переходу смогут проходить тяжеловесные составы до 7,1 тыс. тонн.
Строили мост с учетом местных особенностей. В частности, его конструкции спроектированы так, чтобы выдержать землетрясение магнитудой до 9 баллов по шкале Рихтера. А с учетом колебания уровня воды в Нюкже, опоры моста подняли на 15 м. В целом, последний состоит из пяти пролетов (по 23 м крайние и по 110 м центральные). Как заверяют проектировщики, по назначению переход прослужит не менее столетия.
Примечательно, что БАМ при общей протяженности 4,3 тыс. км суммарно насчитывает порядка 4 тыс. мостов. То есть примерно на каждом километре приходилось возводить капитальную переправу через ту или иную водную преграду. В рамках третьего этапа модернизации Восточного полигона в 2025 году в районе Комсомольска начнется строительство второго моста через Амур протяженностью около 1,5 км. Действующий объект открыли в 1975-м. До того на протяжении трех десятилетий в зимнее время рельсы укладывали прямо по льду, а в летнее между берегами курсировали паромы.
При строительстве перехода в сложнейших климатических и геологических условиях советские специалисты применили тогда ряд уникальных технологий, которые ранее не использовались в мире. Сегодня железнодорожники и мостовики идут по стопам своих старших товарищей и пишут новую историю БАМа на наших глазах.
Изображения в статье — ГК 1520 (Дивизион «Железные дороги» Нацпроектстроя) / 1520.ru