Найти в Дзене
Строительный мир

Построен самый длинный из новых мостов БАМа

В Приамурье завершился очередной крупный проект в рамках второго этапа модернизации Восточного полигона. Менее чем за два года «Бамстроймеханизация» и «Мостоотряд-43» (Дивизион «Железные дороги» Нацпроектстроя) возвели мостовой переход через Нюкжу, который при длине 392 м стал самым большим подобным объектом на Байкало-Амурской магистрали, введенным с советских времен.

© ГК 1520 / 1520.ru (Новый мост через Нюкжу)
© ГК 1520 / 1520.ru (Новый мост через Нюкжу)

Соответствующие работы на перегоне Талума – Дюгабуль линии Хани – Тында стартовали в самом начале 2023-го. Отечественным специалистам в ходе кампании пришлось столкнуться с рядом трудностей, включая сильные зимние морозы (до 55° со знаком «минус») и особые гидрологические условия, когда уровень воды в реке из-за сильных дождей за короткое время поднимается на несколько метров.

© ГК 1520 / 1520.ru (Строительство нового моста через Нюкжу, январь 2024 г.)
© ГК 1520 / 1520.ru (Строительство нового моста через Нюкжу, январь 2024 г.)

Проект был реализован в срок и теперь на данном участке (одном из самых грузонапряженных на БАМе) пропускная способность магистрали увеличится с 30 до 44 пар поездов в сутки, а по новому переходу смогут проходить тяжеловесные составы до 7,1 тыс. тонн.

Строили мост с учетом местных особенностей. В частности, его конструкции спроектированы так, чтобы выдержать землетрясение магнитудой до 9 баллов по шкале Рихтера. А с учетом колебания уровня воды в Нюкже, опоры моста подняли на 15 м. В целом, последний состоит из пяти пролетов (по 23 м крайние и по 110 м центральные). Как заверяют проектировщики, по назначению переход прослужит не менее столетия.

© ГК 1520 / 1520.ru (Строительство нового моста через Нюкжу под вторые пути, январь 2024 г.)
© ГК 1520 / 1520.ru (Строительство нового моста через Нюкжу под вторые пути, январь 2024 г.)

Примечательно, что БАМ при общей протяженности 4,3 тыс. км суммарно насчитывает порядка 4 тыс. мостов. То есть примерно на каждом километре приходилось возводить капитальную переправу через ту или иную водную преграду. В рамках третьего этапа модернизации Восточного полигона в 2025 году в районе Комсомольска начнется строительство второго моста через Амур протяженностью около 1,5 км. Действующий объект открыли в 1975-м. До того на протяжении трех десятилетий в зимнее время рельсы укладывали прямо по льду, а в летнее между берегами курсировали паромы.

© public domain (Мост через Амур, 2012 г.)
© public domain (Мост через Амур, 2012 г.)

При строительстве перехода в сложнейших климатических и геологических условиях советские специалисты применили тогда ряд уникальных технологий, которые ранее не использовались в мире. Сегодня железнодорожники и мостовики идут по стопам своих старших товарищей и пишут новую историю БАМа на наших глазах.

«Уникален он не своей длиной... уникален метод его строительства»: как возводили крупнейший мост БАМа
Строительный мир30 июля 2023

Изображения в статье — ГК 1520 (Дивизион «Железные дороги» Нацпроектстроя) / 1520.ru