В этом году исполнилось 155 лет главному историку Волги Ивану Шубину, первому исследователю, который выбрал предметом своих научных изысканий зарождение и развитие судоходства на великой русской реке.
«Волжская» книга Шубина и сейчас пользуется популярностью, раскрывая секреты и разрушая мифы.
Где ошибся Репин при создании картины «Бурлаки на Волге», как выглядели старинные суда первобытных людей и что известно о судьбе самого Ивана Александровича?
Рассказываем на канале «История Волжского пароходства».
С Вятки на Волгу
Иван Александрович Шубин родился в 1869 году в семье учителя в Вятской губернии (ныне Кировской области). После окончания школы поступил в Варшавский университет, учился на филфаке, правда, из-за болезни его не закончил, ушел с 4-го курса. 20-летний Шубин вернулся в родную губернию, работал в казенных учреждениях.
Был видным чиновником — служил начальником отделения Казенной палаты, в Вятской Губернской земской управе. Был назначен председателем Нолинской уездной земской управы. Но за свою революционную деятельность и активную политическую позицию был выслан с Вятки и перебрался в Нижний Новгород. Устроился коллежским секретарем, служащим губернской земской управы и городской земской управы.
С 1911 года работа Шубина тесно связана с Волгой и судоходством. Он начал общаться с волжскими пароходчиками.
«Он получил предложение от одного из крупнейших судостроителей и судовладельцев России, главы Нижнего Новгорода в 1913-1918 гг. Дмитрия Сироткина, поступить на работу в Совет съездов судовладельцев Волжского бассейна на должность управляющего делами. Шубин до этого с Сироткиным даже знаком не был. Но одновременно с этой работой фактически стал его личным секретарем до 1918 года», — рассказал доктор исторических наук Алексей Халин, который продолжил дело Шубина и написал книгу «Историю Волжского речного пароходства середины XIX - начала ХХ вв.».
Историк восстановил биографию Ивана Шубина. В 1919 году Иван Александрович поступил на службу в Управление водного транспорта Центросоюза, с 1925 года работал инструктором Центрального правления речных пароходств. Впоследствии Шубин был экономистом в Верхне-Волжском государственном речном пароходстве и старшим экономистом в Управлении водных путей Волжского бассейна. Кроме того, входил в городской совет Нижнего Новгорода. Жил со своей семьей на Большой Печерской, 14-7, в бывшей усадьбе Рудинского-Сергеева.
От древнего челнока до Юлия Цезаря
Несколько лет Иван Александрович собирал материалы для главного труда своей жизни — книги «Волга и волжское судоходства», которая вышла в 1927 году. Это была его давняя творческая мечта, рассказал историк Халин. Шубин писал книгу по истории Волги и речного флота, а также по развитию волжского флота в XX веке. По словам самого автора, историческая часть должна была стать кратким очерком, но так увлекла Шубина, что заняла целый том. Поэтому труд получился таким капитальным, на 1000 страниц.
«До сих пор более или менее основательных работ о волжском судоходстве у нас совсем нет. За последние годы многие судоходные архивы, а за ними и исторические материалы безвозвратно погибли на Волге», — писал И.А. Шубин.
Книга Шубина и почти 100 лет спустя интересует исследователей и любознательных читателей. Сегодня ее можно найти в открытом доступе. В томе подробно рассказано о древних судах и первобытном судоходстве, с картинками и схемами. Отдельно Шубин разобрал зарождение судоходства на Волге, описал старинные суда, на которых ходили славяне, изучил первые судостроительные пункты Поволжья.
Старейший челнок был найден на Ладоге, но, по мнению Шубина, на таких судах первобытные люди плавали и в Поволжье. Это ложкообразная лодка, сделанная из 200-летнего дуба, длиной до 350 см и шириной 63 см. У этого судна была оригинальная деталь, отличавшая его от лодок, найденных в других странах: «полукруглое, утолщающееся книзу ребро в виде поперечной перегородки», сделанной при самой выделке судна, а не изготовленной и вставленной отдельно. За перегородкой идет самая глубокая часть судна.
Ученый был уверен, что первые племена, населявшие Поволжье, «хорошо усвоили искусство судового плавания, о чем можно судить по одному расселению их вдоль рек». Но он не согласен со своими коллегами, утверждавшими, что славяне не заимствовали разные хитрости у иноземных судостроителей. На Руси охотно внедряли интересный опыт, совершенствовали идеи и адаптировали к своим речным условиям. Шубин приводит описания речного и морского судоходства древних славян, которые оставили римляне, в частности, Юлий Цезарь.
➡️Кстати, на канале «История Волжского пароходства» создан отдельный раздел, в котором выходит цикл статей о древних судах.
Шубин подробно рассказал о самых разных типах судов, которые были на Руси, о происхождении их названий. Например, при появлении грузового флота появилось исключительно русское название судна — «струг», старинная плоскодонка для перевозки грузов и людей.
В книге описан зарубежный опыт строительства судов в допетровской России, рассказано о становлении флота во времена правления Петра I, которое стало целой эпохой в судостроении. Флот был сначала любимой игрушкой, а потом и любимым проектом императора. Именно Петр I соединил Волгу с Балтийским морем. Подробнее об этом читайте в нашей статье:
⚓ Мариинская водная система Петра I: как Волгу соединили с Балтикой?
Где напутал Репин?
В книге «Волга и волжское судоходство» приведены многочисленные опыты по совершенствованию судовых двигателей, описан рассвет парового и железного судостроения: рассказано о водоходах Кулибина и коноводках Сутырина, кабестанах и первом железном пароходе на Волге, о многочисленных пароходных обществах и удивительных пароходах-гигантах Зевеке…
Завершается история волжского судоходства Шубина национализацией флота и его развитием после революции. В книге много справочной информации, ссылок на других исследователей, таблиц, технических данных, экономических и статистических сведений, позволяющих оценить работу речного транспорта в каждый исторический период.
По словам Алексея Халина, Шубин развенчал миф о бурлаках, который создал в своей картине Илья Репин. Это полотно сразу после создания у многих вызывало вопросы из-за «отступления от жизненной правды».
Шубин утверждал, что труд волжских бурлаков на самом деле выглядел так: на баржах устанавливали большой барабан с намотанным на него тросом. Люди садились в лодку, забирали с собой конец троса с тремя якорями и плыли вверх по течению. Там они бросали в воду якоря поочередно. Бурлаки на барже тянули трос от носа к корме, наматывая его на барабан. Таким образом они подтягивали баржу вверх по течению: они шли назад, а палуба у них под ногами двигалась вперед. Намотав трос, они вновь шли на нос судна и проделывали то же самое. По берегу тянуть приходилось лишь тогда, когда судно садилось на мель. Получается, изображенный Репиным эпизод не носил регулярный характер, а был, скорее, единичным случаем. Но образ уже навсегда укоренился в сознании людей.
Подарок читателям к юбилею Волжского пароходства
Масштабный труд Шубина был переиздан в 1993 году к юбилею Волжского пароходства. Как рассказал в предисловии руководитель компании Владимир Нефедов, книга имеет несомненную историческую ценность, но ее в те годы сложно было найти, поэтому и приняли решение выпустить новое издание к такой знаменательной дате.
«Главной гордостью Волги были и остаются ее труженики. Те, кто однажды выбрал нелегкую профессию речника, остаются ей верны на долгие годы. Сколько знаменитых фамилий капитанов, штурманов, механиков, диспетчеров, докеров, судоремонтников и людей других специальностей можно было бы назвать! Сложились целые династии волгарей — это уникальная особенность нашей профессии… Речники верны славным традициям, одна из которых — умение трудиться, с полной отдачей сил. Истоки этой же традиции — в характерах наших предков, в могучей силе великой русской реки, в чем можно убедиться, если прочитать удивительную книгу И.А. Шубина», — написал В.В. Нефедов.
О самом Владимире Васильевича Нефедове, который был на Волге личностью легендарной, читайте в нашей статье👇🏻
⚓ Владимир Нефедов — человек и «Метеор». История руководителя речного транспорта на Волге.