Беляны: история одноразовых судов размером с футбольное поле

22K прочитали

Построенные без единого гвоздя гигантские барки производили неизгладимое впечатление. Они степенно шли от Ветлуги по Волге до Царицына (ныне Волгоград), совершая свой единственный рейс. Почему же их сразу разбирали после доставки груза?

В год 180-летия Волжского пароходства рассказываем об уникальных волжских судах XVII-XIX в. — белянах.

Почему «беляны»?

Беляна — большая плоскодонная барка (деревянная баржа). От других волжских судов она отличалась огромными размерами, серьезной грузоподъемностью и большой осадкой. На постройку одной беляны уходило около 240 сосновых и 200 еловых бревен. Эти деревянные суда могли перевозить до 12 тысяч тонн груза.

У историков есть несколько версий, откуда пошло название.

📌 От внешнего вида: судно не смолили и не красили, со стволов деревьев снимали кору, поэтому лодка выглядела совершенно белой.

📌 Беляны строили не только на Ветлуге, но и на Каме и Белой. Именно последнюю называют причиной возникновения такого наименования.

Построенные без единого гвоздя гигантские барки производили неизгладимое впечатление. Они степенно шли от Ветлуги по Волге до Царицына (ныне Волгоград), совершая свой единственный рейс.

Почему беляны были одноразовыми?

Лесозаготовка — с древних времен одна из самых крупных отраслей промышленности на Руси. Переправка груза осуществлялась по реке, из одной части страны в другую. Отличавшиеся особой смекалкой умельцы придумали собирать суда из бревен, которые были и транспортом, и самим товаром. Так появились беляны, которые предназначались исключительно для перевозки леса, дров, пиломатериалов.

Барки строили в местах, где велась заготовка древесины. Материал готовили зимой, рабочие проводили в лесу по 3-4 месяца. Заготовленные бревна стаскивали к сплавной речке (притоку Ветлуги), затем их связывали в звенья, и, когда начиналось половодье, гнали к Ветлуге. Плыли беляны самосплавом, без буксира. По прибытии в пункт назначения их полностью разбирали и продавали на месте.

Аналогов в мире нет!

Народная молва гласила: «Разберешь беляну одними руками, не соберешь беляны всеми городами». Такое судно — чудо ремесленного мастерства. Сконструировать беляну, не имеющую аналогов в мире, было непросто, нужны были знания и сноровка.

Размеры белян:

· длина — от 60 до 100 и более метров,

· ширина по днищу — от 17 до 25 метров,

· ширина больших белян с роспусками достигала 30 метров.

Беляна. Начало XX в.
Беляна. Начало XX в.

Конструкция судна:

🪓Днище белян было плоским, строилось из толстых еловых брусьев толщиной 11*18 см. Борта сосновые.

🪓 Прочность корпуса обеспечивалась частой укладкой шпангоутов (поперечных ребер). Шпангоуты размером 30*35 см укладывали с уклоном наружу.

🪓Продольное крепление состояло из 5 и более толстых кильсонов (продольных брусьев прямоугольного сечения).

🪓В дополнение к кильсонам укладывали внутренние бархоуты 23*36 см (усиленный ряд досок), а снаружи 7–8 рядов привальных брусьев (22–35 см), которые в белянах назывались порубнями.

🪓Поперечными креплениями служили озды (нетолстые бревна) — от 3 до 12 штук, в зависимости от размера беляны.

🪓Швы днищевой и бортовой обшивки затыкали мочалом и паклей (в две пряди) и покрывали лостами (тонкими досками), которые прибивали первоначально железными скобками, а позднее — загнутыми гвоздями.

После завершения постройки корпуса в беляну начинали укладывать лес штабелем с многочисленными пролетами. Это делали с большим искусством для проветривания груза и на тот случай, если понадобится заделать течь в днище. Древесина не гнила, не была подвержена грибку и плесени.

Как только лес начинал превышать по высоте борт беляны, бревна укладывали с выступами по ширине судна. Роспуски, которые иногда достигали более 4 метров, использовались для размещения груза. Главное при погрузке беляны — не допустить нарушения равновесия груза. Погруженные бревна не касались бортов, между ними устанавливали специальные клинья, чтобы уравновесить давление.

На палубе возвышались дома, поэтому беляны напоминали плавучую деревню. Это были помещения для жилья рабочих и хранения припасов. Особое внимание уделяли лоцманской будке, она могла быть резной и окрашенной золотой краской. Как свидетельствуют историки, когда беляны достигали конечного пункта назначения, и лес разбирали, эти красивые дома продавали отдельно.

Трудная навигация

Сплав белян был делом чрезвычайно трудным. Требовались большое напряжение сил и богатый опыт, чтобы вести большое и грузное судно. Беляна шла по весенней воде со скоростью, порой превышавшей скорость течения. Любой крутой поворот или приближение к берегу представляли серьёзную опасность. Судоводитель беляны должен был знать реку на отлично, каждое опасное и сомнительное место. Для управления беляной нанимали 300-400 рабочих.

⚓Изначально беляны шли вниз носом на веслах, а при попутном ветре — под парусом, для этого соорудили большую мачту. Судно управлялось рулем, подвешенным на корме, а с носовой части двумя потесями (весло из целого бревна для управления баркой). В опасных местах беляну разворачивали вниз кормой, опускали на дно якорь с канатом для замедления хода судна.

⚓ В начале 1870-х годов для управления белянами придумали лот — большой кусок чугуна, отлитый в виде призмы или плоского прямоугольного параллелепипеда. Широкие плоскости лота были снабжены выступающими шипами. Лот крепился кольцом и короткой цепью к канату, закрепленном на судне. Кроме того, лот был снабжен двумя снастями меньшей толщины — вожжами.

Беляны начинали свой рейс от Ветлуги вскоре после вскрытия реки, шли до Козьмодемьянска группами по 5-10 штук, делали остановку, готовясь к ходу по Волге. В Козьмодемьянске обычно происходила смена судовых рабочих, ведь ветлужане не знали условий хождения по Волге. В небольшой уездный городок собиралось довольно много народа — преимущественно бурлаки, промышлявшие сплавом белян.

Путь от Ветлуги до Царицына барки проходили обычно за месяц. Также беляны направлялись в Камышин, Дубовку и Астрахань. У Царицына — главного лесного рынка Поволжья — ежегодно в начале лета скапливался целый караван белян. На разгрузке работали тысячи человек, далеко оглашая окрестности песнями-запевками.

Автор: Горбатов Константин Иванович.
Автор: Горбатов Константин Иванович.

Находка мирового значения

В 2014 году туристы, которые сплавлялись по Ветлуге, увидели торчащие из воды части деревянного судна. Они рассказали о своей находке, и уже на следующий год нижегородские ученые под руководством директора Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника Юрия Филиппова отправились на это место в экспедицию.

Специалисты установили, что найденные остатки принадлежат знаменитой ветлужской беляне. Раскопки позволили освободить часть конструкции судна. Перед учеными предстал памятник деревянного судостроения внушительных размеров: корпус около 80 метров в длину и 20 метров в ширину, высотой более 1.5 метра.

Почвоведческий анализ показал, что возраст беляны — около 350 лет: она была построена во второй половине XVII века. Когда точно появились беляны на Ветлуге, неизвестно, всегда считалось, что в начале XVIII века. Но, как показывает найденный артефакт, еще раньше. Нижегородские ученые до сих пор исследуют это судно.

Эксперты называют событие находкой мирового значения. На данный момент это единственное дошедшее до наших дней судно такого типа.

Макет беляны можно увидеть в выставочном пространстве «Река-Река», расположенном в здании Волжского пароходства.

Макет беляны в выставочном пространстве "Река-река"
Макет беляны в выставочном пространстве "Река-река"

Читайте также:

Речной исполин: самый большой в мире сухогруз «Волго-Дон–1»

Как по Волге пошли первые в мире теплоходы — судостроение в начале XX века

Один за всех и все за одного! Что связывает бурлаков и мушкетеров?