Найти в Дзене
Клуб «Советские фильмы»

Первая девушка на деревне стала презренной городской «Жучкой»

Актриса Лидия Смирнова называла роль в этой ленте своей любимой, хотя положительной её героиню никак не назвать. Да и сам фильм не входит в число очень уж популярных, это 40-минутная короткометражка, снятая в 1956 году, которая, однако, напрасно забыта. Интересно, что

у фильма два названия: как «Две жизни» он вышел в кинопрокат, а как «Сёстры» показывался на тв. И оба название вполне отражают суть: две такие разные жизни, два очень разных выбора, два пути, которые за 20 лет прошли родные сёстры.
Кадр из фильма «Две жизни»
Кадр из фильма «Две жизни»

Клуб «Советские фильмы» в Telegram

Для Лидии Смирновой «Две жизни» стали ещё и в известной мере судьбоносными: на съёмках она познакомилась с начинающим кинорежиссёром Константином Воиновым.

Несколько десятилетий их будут связывать сложные и мучительные личные отношения, но именно в работах Константина Воинова Лидия Смирнова раскроется уже как зрелая и опытная актриса, и именно он как никто другой умел показать, насколько прекрасна его муза.

Кстати, для самого Воинова, которому было уже под 40, «Две жизни» стали дебютом в кино. Раньше он работал постановщиком в театре и лишь к концу пятидесятых решился связать себя с кинематографом, в немалой степени и потому, что кино его позвал сам Иван Пырьев.

В основе фильма — рассказ «Жучка» писателя Павла Нилина, в своё время невероятно популярного. По его книгам были созданы советские кинохиты «Большая жизнь» (1939), «Жестокость» (1959), «Испытательный срок» (1960), «Единственная» (1976). Проза Нилина отличается особой реалистичностью, герои в ней узнаваемы, потому и читателям, а потом и зрителям были близки. Рассказ «Жучка» он написал в 1955 году, и почти сразу же Константин Воинов переработал его в сценарий в соавторстве с молодой коллегой-дебютанткой Элеонорой Миловой и пришёл с ним на «Мосфильм».

Итак, в центре сюжета — сёстры Настя и Даше. Они выросли в деревне, но Настя ещё до войны уехала в город, а Даша осталась в деревне. С момента расставания прошло 20 лет, отгрохотала война, и вот Настя возвращается на малую родину. Её встречает Филимон. Когда-то они были влюблены друг в друга, но амбициозная Настя всё-таки уехала. А Филимон, так уж получилось, влюбился в Дашу. Они поженились совсем молодыми, родили троих детей (старшей уже 18!), Даша, всю войну пропахавшая в поле, дождалась любимого с фронта, и сейчас они — обычная деревенская семья.

Настя же — настоящая городская красавица, она идеально выглядит, носит модные наряды, явно обеспечена и живёт припеваючи. Даже имя она сменила на городской манер — теперь она именуется Нонной.
Кадр из фильма. Мария Пастухова в роли Даши и Лидия Смирнова в роли Насти
Кадр из фильма. Мария Пастухова в роли Даши и Лидия Смирнова в роли Насти

Но постепенно становится ясно, что за блестящей ширмой — не самая удачная судьба. Настя всю жизнь металась между мужчинами, пытаясь найти тёплое местечко, но профессию так и не обрела, замуж не вышла, от беременности в своё время избавилась, а сейчас занимается спекуляцией. Филимон, поначалу очарованный обаянием такой новой и такой роскошной Насти, теперь полностью разочарован и называет её жалкой Жучкой, которая тянется за любым, кто хоть чем-нибудь её приманит.

Кадр из фильма. Лидия Смирнова
Кадр из фильма. Лидия Смирнова

Роль Насти сыграла Лидия Смирнова. Актриса уже начала переходить от ролей задорных девушек к ролям возрастным, и для многих её коллег этот переход был (и есть) очень болезненным. Но для Лидии Смирновой он был, вероятно, не столь тяжёлым: её любили режиссёры, для неё находились сценарии, а Константин Воинов неизменно снимал её в своих картинах, и в них она сыграла одни из лучших ролей.

Роль Даши получила Мария Пастухова. В первых кадрах, когда зрители видят Дашу, она смотрится совсем старушкой, даже Настя отмечает, что сестра, которая младше на три года, стала бабушкой.

Кадр из фильма. Мария Пастухова. Вот такой после двадцатилетней разлуки видит Настя свою младшую (!) сестру
Кадр из фильма. Мария Пастухова. Вот такой после двадцатилетней разлуки видит Настя свою младшую (!) сестру

Не знаю, была ли в этом задумка режиссёра, но гримёры, мне кажется, немного перестарались. К счастью, позднее Мария Пастухова предстаёт в менее депрессивных нарядах и выглядит значительно моложе.

Кадр из фильма. Мария Пастухова
Кадр из фильма. Мария Пастухова

Роль Филимона получил Евгений Буренков. Интересно, что в следующем фильме Константина Воинова «Трое вышли из леса» (1958) между героями Лидии Смирновой и Евгения Буренкова тоже будут отношения, но и там не сложится.

Кадр из фильма. Евгений Буренков
Кадр из фильма. Евгений Буренков

В других ролях ищите Светлану Харитонову, Любовь Соколову, Алевтину Румянцеву, Анатолия Кубацкого, Александра Лебедева.

Кадр из ильма. Светлана Харитонова и Александр Лебедев
Кадр из ильма. Светлана Харитонова и Александр Лебедев

В маленьком эпизоде в начале появился едва узнаваемый, тогда ещё совсем молодой актёр Вадим Захарченко.

Кадр из фильма. Вадим Захарченко. и Лидия Смирнова
Кадр из фильма. Вадим Захарченко. и Лидия Смирнова

Премьера фильма состоялась в начале 1957 года на тв под названием «Сёстры», через несколько месяцев его выпустили в прокат уже как «Две жизни» (из-за этого даже сегодня есть некоторая путаница). Без колебаний советую картину посмотреть, это совершенно замечательная история, безупречно разыгранная талантливыми актёрами-представителями старой классической школы. Безусловно, солирует тут Лидия Смирнова, но все остальные участники составляют очень гармоничный ансамбль, показывающий абсолютно реальную жизнь.

А какие роли Лидии Смирновой больше нравятся вам: довоенные или периода Константина Воинова? Или все?

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296

-9

В новых выпусках:

Какая реальная история легла в основу детектива «Два билета на дневной сеанс»? Кто снабдил нарядами Людмилу Чурсину, сыгравшую аморально-роскошную Инку-эстонку? Чем прославился Владимир Кенигсон, ставший в фильме главным злодеем? Всё, что вы не знали о знаменитой картине — в выпуске подкаста:

Почему сценарий фильма «Выйти замуж за капитана» несколько лет пылился в архивах и чем не нравился чиновникам главный герой, после премьеры ставший мечтой всех советских женщин? Историю создания знаменитой мелодрамы раскроет выпуск подкаста: