Переход второго столетия XXI века в третье ознаменовался событием, всколыхнувшим весь мир. Не известная ранее форма вируса начала стремительно распространяться по планете, забирая здоровье и жизни... Но мы не об этом. Ведь это стало только началом масштабной трансформации общества в сторону уединения каждого его члена.
Сегодня поговорим о том, как трансформировалось общество в разрезе взаимоотношений между людьми и инфраструктуры, претерпевшей сильнейшие изменения.
Чума XXI века
Вспомним, как все началось?
Пять лет назад, на излете 2019 года, появились первые слухи о необычном вирусе, распространяющемся в Китае, а уже в начале 2020 вирус вовсю зашагал по миру, забирая здоровье и жизни людей в самых разных частях света.
Вообще тут много о чём есть поговорить: с момента последнего появления какой-то масштабной заразы уже прошло достаточно много лет, и человечество успело подуспокоиться: новой "чёрной смерти" и испанки не будет, ведь правда? Оказалось, нет.
Но в рамках данного материала не буду останавливаться на ковиде подробно: уверен, многие и так хорошо помнят, как развивались события, хотя по прошествии всего нескольких лет уже кажется дикостью, как такое могло произойти.
Основной мерой, призванной предотвратить распространение заразы, стала самоизоляция - сидите, мол, дома, и будет вам счастье. С точки зрения нераспространения вируса это действительно так, но вместе с этим общество претерпело весьма значимые изменения. И сейчас, когда с описываемых событий прошло уже более четырех лет, тренд на уже-не-само-изоляцию сохраняется.
И хотя вирус уже позади (как нам кажется - на самом деле, ковид ещё вовсю шагает по планете, просто стал уже привычен как нам, так и нашим организмам, сроду обычной простуде), связанные с ним процессы, запущенные в обществе, продолжаются по сей день.
Удаленная работа
Первым на ограничения отреагировал бизнес, начав переводить своих сотрудников на работу из дома. В экстренном порядке всем, кого можно было перевести на дом, была поставлена вся необходимая техника - все ради обеспечения бесперебойного производства на рабочих местах.
И увидели люди, что это хорошо.
В самом деле! Можно не толпиться в общественном транспорте и не стоять в пробках, не вставать за три часа до работы, чтобы успеть принять душ и добраться до офиса - можно просыпаться за считанные минуты до начала рабочего дня и быть молодцом. В любую погоду, хоть даже на улице разверзается настоящий ад - вы всегда красавчик и успели начать работу вовремя. Это экономит работодателю деньги на аренду помещения, а вам - драгоценные часы жизни, иначе потраченные в пробках.
Подробнее про удаленку я уже писал здесь (и поверьте, на эту тему там изложено сильно больше):
Что ж, работать уже можно не выходя из дома - круто? Круто, да вот только это снова изолирует людей друг от друга. Казалось бы, эпоха эпидемии давно позади, а возвращаться в офисы никто особенно не стремится.
Маркетплейсы
Сложно не согласиться с тем, что маркетплейсы - это невероятно удобно. Не нужно тратить полдня на поход по магазинам - все нужное привезут прямо к дому. В то время как в обычный магазин нужно ещё идти, толпиться в очередях... Словом, снова тратить время и силы.
Мало того - покупки на маркетплейсах подчас и дешевле (если не закупаться ко всяким черным пятницам), поскольку в цену товара включено меньше издержек (и особенно дорогостоящей аренды помещений).
Мало и этого! Ведь зачастую ради каких-нибудь покупок нужно не просто выйти из дома и пройти пару сотен метров до универсама - нужно ехать в гипермаркеты и часами бродить с тележкой... Брр. Вместо этого можно набрать корзину прямо не выходя из дома и забрать через пару дней сразу всё. Удобно? Удобно!
К тому же, современные кварталы буквально изобилуют пунктами выдачи заказов, поэтому за всем необходимым зачастую не нужно идти даже в соседний дом - достаточно спуститься на лифте.
Но доставки товаров в пункт выдачи было недостаточно. Поэтому появилась...
Доставка на дом
Мало было одних лишь пунктов выдачи, коих только в моём дворе четыре штуки! Нет, серьёзно, в каждом доме по две штуки. Назрели ещё вопросы:
- Зачем идти в пункт выдачи заказа, если можно заказать товар с доставкой на дом?
- Зачем идти за едой, если можно заказать ее на дом?
- Зачем идти в кафе, если можно заказать блюдо на дом и уютно посидеть в родных четырех стенах?
- Зачем вообще для чего-либо выходить из дома?
И вот, на спрос потребителей отреагировал бизнес, породив буквально новый класс населения: курьеров. Курьеры сейчас - это боль российской экономики, буквально, но на старте доставок, совпавшем с ковидными ограничениями, курьеры стали просто спасением. Пользу от хмурого вида доставщиков сложно было переоценить: никуда не надо идти, не надо надевать маски и рисковать буквально здоровьем и даже жизнью. Удобно же!
Кстати, я уже как-то писал про типичный способ передвижения курьеров - самокаты. Заглядывай!
Как мы видим сейчас, доставки цветут и пахнут. Структура потребления существенно изменилась, как изменились и цены: сейчас в ряде случаев заказать готовую еду на дом будет даже дешевле, чем набирать корзину продуктов и готовить самому - и это не говоря уже о потерях времени на готовку.
Примечательно, что доставка еды затронула не только такую нишу, как бизнес-ланчи и готовые завтраки, но и ресторанную пищу. Как по мне, это достаточно странно, ведь в ресторане вдобавок к еде полагается ещё и атмосфера, да и сам по себе поход в заведение - это своего рода мероприятие и развлечение. Но люди, тем не менее, охотно заказывают еду на дом.
Проблемы социализации
И казалось бы - это же всё позитивные изменения, верно?
С одной стороны, да. С другой стороны, этот раздел я неспроста назвал именно так.
Ведь получается, что теперь для закрытия буквально всех потребностей человеку не нужно покидать дом. Заработать на проживание можно, не выходя из дома. Поесть можно, не выходя из дома. Купить всё необходимое можно, не выходя из дома. Про индустрию онлайн-развлечений я молчу: уж она-то не первый год не даёт покоя политикам, в гонке за рейтингом год за годом старающимся протолкнуть запреты игр. Эх, а ведь только недавно казалось, что накаты на видеоигры закончились...
Но вся беда в том, что человек - существо очень социальное. Так уж повелось, никуда не денешься: древний мозг у нас ещё не эволюционировал, и глубоко внутри черепной коробки мы точно такие же, какими были сорок тысяч лет назад - а уж тогда без соратников было просто не выжить. Поэтому и в наши дни у каждого человека сохраняется потребность в общении с себе подобными.
И казалось бы - есть же всякие соцсеточки и мессенджеры, общайся не хочу, даже видеозвонки есть! Но всё это вряд ли поможет получить действительно искренние эмоции от общения с людьми и является скорее суррогатом настоящего общения, который лишь подсвечивает изоляцию и одиночество.
Последствия
Конечно, когда мы говорим о любом видоизменении общества, стоит сразу затрагивать вопрос того, какие последствия это за собой понесет.
Про социализацию - как главный аспект, который претерпел изменения - уже поговорили: разумеется, изоляционизм крайне негативно влияет на навыки коммуникации и общее ощущение людей, склонных просиживать целые дни дома. Из личного опыта работы из дома могу сказать, что со временем очень сильно привыкаешь видеть людей только на экране компьютера, и навыки общения с реальными, живыми людьми страдают: становится труднее инициировать разговоры, проявлять эмоции и прочее. Не говоря уже о том, что потребность в живом человеческом общении никуда не девается.
Так прорастает одиночество, с которым приходится очень вдумчиво бороться: проблема, которой, казалось бы, не возникло бы, проводи мы больше времени в социуме - хотя бы в рабочем коллективе. То же самое касается и знакомств, в том числе романтической направленности.
Также сложно переоценить изменения в структуре потребления людей, которым теперь проще и приятнее заказать что-нибудь на дом, нежели идти или даже ехать куда-либо. Ну а уж колоссально выросший интерес к профессии курьера не даст соврать - сейчас улицы буквально пестрят зелёными, жёлтыми, голубыми квадратными сумками и их перевозчиками, резво маневрирующими на электросамокатах по тротуару.
Популяризация профессии курьера и востребованность этих кадров на рынке труда перетягивает рабочие руки из других сфер экономики высокими заработными платами: зачем работать больше и получать меньше, если можно развозить еду и получать хорошие деньги. В итоге образованные, закончившие высшие учебные заведения кадры вместо занятия своей профессиональной деятельностью зарабатывают курьерским извозом, не производя реального продукта, но при этом являясь востребованными на рынке труда.
Ввиду этого (если смотреть совсем уж долгосрочный аспект) некоторые ниши экономики начинают испытывать дефицит кадров: научная отрасль, производственная, образовательная, здравоохранительная. Для людей хорошо, что появилась рыночная ниша, в которой можно хорошо зарабатывать, но для экономики это плохо.
Было интересно? Ставь лайк и подписывайся: впереди ещё много интересного!
А пока - вот несколько материалов с канала: