Итак, вам 10 лет. Или 12, 14, 15 - словом, вы ещё школьник, у которого на уме развлечения, беззаботность и грядущие контрольные. Дано ли вам понять переживания Раскольникова и других героев русской классики?
Привет!
Сегодня хочу продолжить тему, которую как-то уже затрагивал: нюансы образования.
В этот раз речь снова пойдёт про школу, а точнее - про предмет, который, я уверен, запомнился абсолютному большинству как "тот-самый-предмет-где-нельзя-иметь-своего-мнения". Литература.
Пыльные книжки
Разрешите представиться: я тот самый человек, который успешно пропустил большую часть школьной программы по литературе мимо ушей (глаз?). И именно поэтому я считаю себя абсолютно компетентным в этом вопросе.
Да, я начинал читать книги, которые давались по программе. Осилил целых сто страниц "Войны и мира", сто пятьдесят страниц "Тихого Дона", дочитал до сцены убийства старухи-процентщицы в "Преступлении и наказании" и даже целиком прочёл "Отцов и детей" и "Мастера и Маргариту" - но лишь по той причине, что самому стало интересно.
Всё остальное я успешно освоил по программе сокращённого изучения в виде кратких пересказов, а что-то сумел постичь исключительно по рассказам одноклассников (и даже ухитрился написать на "отлично" эссе по "Герою нашего времени", ни разу не открыв книгу).
Вместо этого я читал то, что было интересно мне: Стругацких и Лема, Жюля Верна и прочих.
Мнение учителя и неправильное мнение
Самое лютое негодование всегда возникало именно тогда, когда нужно было истолковать произведение именно так, как его "видел автор". Пусть даже автор никогда и не говорил, что он что-то "видел" именно таким образом - важно, что такое "мнение автора" заложено в образовательную программу и голову учителя литературы, а значит - должно спроецироваться и в головах учеников.
И здесь я хочу остановиться на самой важной детали. В школе ученикам ставят оценки за знания. И в данном случае "знание", достойное положительной оценки, - это трансляция только того мнения, которое хочет заложить учитель в голову ученика. Если же ученик выражает собственное мнение - он получает плохую оценку.
То есть, напрямую: наличие собственного мнения гарантирует ученику плохие оценки по литературе. Ну...
Концентрат страдания
Попробуйте вспомнить хотя бы одно произведение русской классики, которое закончилось бы счастьем. И повествовало о чём-то хорошем. Не знаю, как вы, а я вот лично не могу: складывается ощущение, что писатели целенаправленно обращались только к страданиям героев.
А теперь вопрос: насколько вообще приятно читать про страдания? Особенно когда ты школьник, в голове ветер, хочется веселиться. Да к чёрту эти страдания! Я бы и сейчас не стал погружаться во всё уныние, которым пропитаны страницы этих старых книжек. В жизни и так слишком много печали - так зачем ещё сильнее вгонять себя в тоску, переживая печаль героев?
Взросление на страницах
Ещё одна важная проблема возникает из-за несоответствия уровня литературы, которую дают школьникам, уровню их сознания. Как может подросток понять всю глубину переживаний взрослых людей?
Для примера - тому же Родиону Раскольникову на момент начала романа "Преступление и наказание" 23 года. А проходится это произведение в 10 классе - в 16 лет. Да, Родион тоже молод, но его переживания и жизненный опыт совсем не такие, какие они у 16-летнего школьника, которого заставляют читать это произведение.
А ещё стоит упомянуть, что взросление в то время, когда был написан этот роман, и взросление сейчас - это две совершенно разные вещи. Нынешние дети растут в гораздо более тепличных условиях, чем даже 50 лет назад - что уж говорить о середине 19 века - Достоевский дописал эту книгу в 1866 году. Смеха ради - "гадкой старушонке", старухе-процентщице, которую зверски убивает Родион, всего-навсего 42 года - возраст, который сейчас и зрелым-то толком не назовёшь, не говоря уже о старости.
Словом, большая часть классической литературы, преподаваемой в школе, абсолютно не соответствует тому возрасту, в котором она даётся. Школьники просто не могут понять переживаний героев и того, почему они совершают те или иные решения - потому что жизнь сейчас другая, жизненный опыт у них другой и возраст другой.
Литература - не нужна?
Конечно, нужна. Чтение - это один из самых простых способов развития речи (хотя иногда и приводит к курьёзным последствиям), расширения кругозора и - важно! - аналитического мышления. Но не так, как его преподают сейчас, ведь самое аналитическое мышление душится на корню "мнением автора".
Кроме того, методички, по которым учат детей, писались хорошо если в этом веке - от которого уже прошла почти четверть. И по этой причине они изобилуют литературой, которую в юном возрасте читать категорически невозможно. Ну не может школьник в полной мере осознать переживания героев, а если и сможет - погрузится в какую-нибудь депрессию, и доставай его оттуда потом. А оно вам надо?
К сожалению, проблема преподавания литературы тянется годами и тоже являет системную ошибку. Учителя должны давать знания по программе - без шагов влево и вправо. А те, кто программу эту составляет, - уже обладают довольно костным мышлением, которое неохотно воспринимает что-то новое.
И хотя я согласен с тем, что школьников нужно приучать к чтению и ознакомить с шедеврами классической литературы - я считаю, что нужно именно что ознакомить, а не заставить прочитать, пережить и выдать мнение, предусмотренное учебным планом. Такой подход только убивает любовь к чтению.
Спасибо за внимание!
Если понравился материал - бахни ему лайк!
Также подпишись на канал - тут ещё много интересного: