Каждый день, покупая что-то, мы становимся жертвами безумных маркетологов, которые только и ждут, пока наши кошельки откроются. Как защитить себя?
Всем привет! Это Гремлинские Будни.
Уже прочитали ➡первую часть хитрых приёмов?
Было интересно? Тогда мы продолжаем, а если вдруг вы её пропустили - прочитайте обязательно, потому что сегодня мы погрузимся на более глубокий уровень маркетинговых приёмов!
Так как же ещё маркетологи заставляют нас тратить больше денег?
Коллекции
Ещё одна популярная тактика - коллекции. Ещё давно на кассах стали появляться буклеты: собирай наклейки, чтобы получить [сковороду, нож, машину, кусок метеорита]. И народ стал собирать наклейки, и чем дальше в лес - тем толще партизаны: условия получения наклеек стали становиться сложнее, затем на каком-то этапе покупатель обнаруживает, что забесплатно указанный предмет кухонной утвари (разумеется, самый необходимый) никто не отдаст, и даже при полном сборе всех наклеек за него всё равно придётся отдать сколько-то рублей, причём зачастую финальный ценник при сборе всех наклеек будет не сильно ниже того, по которому вы бы купили схожий предмет в другом магазине. Но маркетинг работает - и даже сейчас, в 2024 году, на кассе всё равно выдают пресловутые наклейки.
Условия получения наклеек, в свою очередь, выстраиваются таким образом, чтобы ваш средний чек рос: ведь одну наклейку вам выдадут за каждые 500 рублей, поэтому, покупая необходимого товара на 800 рублей, вы с большой вероятностью постараетесь добить сумму до 1000, чтобы получить на одну наклейку больше.
Другой, более изящной и в то же время хитровымудренной реализацией стали коллекционные фигурки для детей. Однажды вы приходите в магазин со своим ребёнком, и кассир выдаёт вам небольшую упаковку, внутри которой находится дешёвая пластиковая или резиновая игрушка, от которой ваш ребёнок, вероятно, будет в восторге - как же, у всех сверстников уже есть, да не по одной штуке! И с этого момента вам придётся ходить в магазины именно этой сети, ведь ваш ребёнок не успокоится, пока не соберёт все фигурки из коллекции.
Таким образом, здесь хитрый маркетолог бьёт в самую уязвимую точку: в детей, которым вряд ли до определённого возраста удастся объяснить, как это работает и почему в сухом остатке выигрывает только маркетолог, приобретая для сети магазина постоянных покупателей и увеличивая чеки. Что уж скрывать - ➡собирать любые коллекции - это действительно весело, а помериться своей коллекцией с коллекцией соседа - так и вовсе святое дело.
Товар-ловушка
Простой и до безумия действенный способ "раскрутить" покупателя на более высокие чеки, часто работающий в отношении цифровых товаров.
Именно этим приёмом часто пользуются инфоцыгане, продающие свои бесценные курсы по личностному росту и обогащению. И суть его состоит в следующем: заманить покупателя бесплатной или очень дешёвой частью продаваемого контента и оборвать выдачу контента на самом интересном месте. Таким образом, покупатель получает лишь часть информации, которая не покрывает его потребность полностью, и остаётся заинтересованным в том, чтобы купить недостающую часть и досмотреть начатый курс до конца. Так уж работает наш мозг - ➡нам приятно ставить галочки.
В результате мы получаем довольного маркетолога, которому снова удалось замотивировать очередного пользователя на покупку. Классно же?
Психология покупателя и иллюзия невозвратных затрат
Суть подхода заключается в осознании очень простой вещи: человек будет более замотивирован тратить деньги, если он уже начал их тратить.
Понимая это, хитрый маркетолог специально устраивает акции, скидки и распродажи, задача которых состоит не только в том, чтобы повысить покупаемость товаров, но и в том, чтобы сконвертировать пользователя в покупателя. И вот, когда перед неплатящим пользователем висит невероятно выгодное предложение лично для него по удивительно выгодной цене со скидкой в 125%... Он покупает. Покупает - потому что видит, что стоимость этого товара без скидки в разы больше, что товар действительно полезный и значимый.
А дальше дело техники. Человек, который уже потратил деньги, будет более склонен совершать дальнейшие траты. При этом человек уже испытывает на себе действие иллюзии невозвратных затрат: понимая, что уже совершённые материальные или временные траты невозвратимы, он продолжает совершать эти траты, чтобы уже затраченное не пропало даром. Суть этого когнитивного искажения как раз и состоит в том, что мы продолжаем совершать траты, не отдавая себе отчёт в том, что, продолжая тратиться, мы роем себе могилу, ведь дальше эта иллюзия будет только усиливаться, и вложив ещё больше сил/средств/времени во что-то, мы будем ещё менее склонны забросить это дело и перестать вкладываться в него.
Товары на кассе
Очень простым и очень действенным приёмом становится размещение скидочных товаров на кассе. Вам определённо не нужен был очередной батончик, палка колбасы банка шпрот или шоколадка - но раз по скидке...
Этот приём направлен на то, что в ряд, где продаётся этот товар, вы не обязательно зайдёте, а вот мимо кассы пройти уже не можете. И особенно не смогут ваши дети, которым прямо сейчас подавай вот этот киндер-сюрприз.
Кстати, сами по себе шоколадки, жвачки и киндеры на кассе направлены как раз на детей. Они спокойно продаются и в соответствующих рядах магазина - но своего ребёнка вы можете туда не водить. Зато, когда он увидит шоколадку на кассе, он обязательно её захочет.
Было интересно? Ставь лайк и подписывайся: впереди ещё много интересного!
И это тоже наверняка не все хитрые приёмы маркетологов - так что, возможно, будет и третья часть. Подпишись, чтобы не пропустить её!
А пока - вот несколько материалов с канала: