Найти в Дзене
Гремлинские Будни

Хитрые приёмы маркетинга: как не дать себя обмануть? (Часть 2)

Оглавление

Каждый день, покупая что-то, мы становимся жертвами безумных маркетологов, которые только и ждут, пока наши кошельки откроются. Как защитить себя?

Всем привет! Это Гремлинские Будни.

Уже прочитали ➡первую часть хитрых приёмов?

Было интересно? Тогда мы продолжаем, а если вдруг вы её пропустили - прочитайте обязательно, потому что сегодня мы погрузимся на более глубокий уровень маркетинговых приёмов!

Так как же ещё маркетологи заставляют нас тратить больше денег?

Money! Get away!
Money! Get away!

Коллекции

Ещё одна популярная тактика - коллекции. Ещё давно на кассах стали появляться буклеты: собирай наклейки, чтобы получить [сковороду, нож, машину, кусок метеорита]. И народ стал собирать наклейки, и чем дальше в лес - тем толще партизаны: условия получения наклеек стали становиться сложнее, затем на каком-то этапе покупатель обнаруживает, что забесплатно указанный предмет кухонной утвари (разумеется, самый необходимый) никто не отдаст, и даже при полном сборе всех наклеек за него всё равно придётся отдать сколько-то рублей, причём зачастую финальный ценник при сборе всех наклеек будет не сильно ниже того, по которому вы бы купили схожий предмет в другом магазине. Но маркетинг работает - и даже сейчас, в 2024 году, на кассе всё равно выдают пресловутые наклейки.

Условия получения наклеек, в свою очередь, выстраиваются таким образом, чтобы ваш средний чек рос: ведь одну наклейку вам выдадут за каждые 500 рублей, поэтому, покупая необходимого товара на 800 рублей, вы с большой вероятностью постараетесь добить сумму до 1000, чтобы получить на одну наклейку больше.

Другой, более изящной и в то же время хитровымудренной реализацией стали коллекционные фигурки для детей. Однажды вы приходите в магазин со своим ребёнком, и кассир выдаёт вам небольшую упаковку, внутри которой находится дешёвая пластиковая или резиновая игрушка, от которой ваш ребёнок, вероятно, будет в восторге - как же, у всех сверстников уже есть, да не по одной штуке! И с этого момента вам придётся ходить в магазины именно этой сети, ведь ваш ребёнок не успокоится, пока не соберёт все фигурки из коллекции.

Таким образом, здесь хитрый маркетолог бьёт в самую уязвимую точку: в детей, которым вряд ли до определённого возраста удастся объяснить, как это работает и почему в сухом остатке выигрывает только маркетолог, приобретая для сети магазина постоянных покупателей и увеличивая чеки. Что уж скрывать - ➡собирать любые коллекции - это действительно весело, а помериться своей коллекцией с коллекцией соседа - так и вовсе святое дело.

Товар-ловушка

Простой и до безумия действенный способ "раскрутить" покупателя на более высокие чеки, часто работающий в отношении цифровых товаров.

Именно этим приёмом часто пользуются инфоцыгане, продающие свои бесценные курсы по личностному росту и обогащению. И суть его состоит в следующем: заманить покупателя бесплатной или очень дешёвой частью продаваемого контента и оборвать выдачу контента на самом интересном месте. Таким образом, покупатель получает лишь часть информации, которая не покрывает его потребность полностью, и остаётся заинтересованным в том, чтобы купить недостающую часть и досмотреть начатый курс до конца. Так уж работает наш мозг - ➡нам приятно ставить галочки.

В результате мы получаем довольного маркетолога, которому снова удалось замотивировать очередного пользователя на покупку. Классно же?

Вот так и бывает: зашёл за чем-то одним и обнаружил себя в лабиринте полок
Вот так и бывает: зашёл за чем-то одним и обнаружил себя в лабиринте полок

Психология покупателя и иллюзия невозвратных затрат

Суть подхода заключается в осознании очень простой вещи: человек будет более замотивирован тратить деньги, если он уже начал их тратить.

Понимая это, хитрый маркетолог специально устраивает акции, скидки и распродажи, задача которых состоит не только в том, чтобы повысить покупаемость товаров, но и в том, чтобы сконвертировать пользователя в покупателя. И вот, когда перед неплатящим пользователем висит невероятно выгодное предложение лично для него по удивительно выгодной цене со скидкой в 125%... Он покупает. Покупает - потому что видит, что стоимость этого товара без скидки в разы больше, что товар действительно полезный и значимый.

А дальше дело техники. Человек, который уже потратил деньги, будет более склонен совершать дальнейшие траты. При этом человек уже испытывает на себе действие иллюзии невозвратных затрат: понимая, что уже совершённые материальные или временные траты невозвратимы, он продолжает совершать эти траты, чтобы уже затраченное не пропало даром. Суть этого когнитивного искажения как раз и состоит в том, что мы продолжаем совершать траты, не отдавая себе отчёт в том, что, продолжая тратиться, мы роем себе могилу, ведь дальше эта иллюзия будет только усиливаться, и вложив ещё больше сил/средств/времени во что-то, мы будем ещё менее склонны забросить это дело и перестать вкладываться в него.

Товары на кассе

Очень простым и очень действенным приёмом становится размещение скидочных товаров на кассе. Вам определённо не нужен был очередной батончик, палка колбасы банка шпрот или шоколадка - но раз по скидке...

Этот приём направлен на то, что в ряд, где продаётся этот товар, вы не обязательно зайдёте, а вот мимо кассы пройти уже не можете. И особенно не смогут ваши дети, которым прямо сейчас подавай вот этот киндер-сюрприз.

Кстати, сами по себе шоколадки, жвачки и киндеры на кассе направлены как раз на детей. Они спокойно продаются и в соответствующих рядах магазина - но своего ребёнка вы можете туда не водить. Зато, когда он увидит шоколадку на кассе, он обязательно её захочет.

Такой вот киндер.
Такой вот киндер.

Было интересно? Ставь лайк и подписывайся: впереди ещё много интересного!

И это тоже наверняка не все хитрые приёмы маркетологов - так что, возможно, будет и третья часть. Подпишись, чтобы не пропустить её!

А пока - вот несколько материалов с канала: