Найти в Дзене
Чайный Дом Сугревъ

Чаепитие в зимнем пейзаже

«Чайку для сугреву?» Традиционная для зимы фраза, не правда ли? Сегодня наша художественная рубрика посвящена чаепитию в зимних пейзажах.

Начнем, пожалуй, с комплекта – чашка с крышкой и блюдце, выпущенного в середине XIX века на знаменитом фарфоровом заводе Франца Гарднера в Вербилках. Автор росписи поместил рядом с идиллическими, заснеженными избушками и мельницей, фигурки людей.

Чашка с блюдцем, середина XIX века. завод Франца Гарднера. 
© Государственный Эрмитаж
Чашка с блюдцем, середина XIX века. завод Франца Гарднера. 
© Государственный Эрмитаж
Чашка с блюдцем, середина XIX века. завод Франца Гарднера. © Государственный Эрмитаж Чашка с блюдцем, середина XIX века. завод Франца Гарднера. © Государственный Эрмитаж

Сцена зимнего согревающего чаепития изображена на рекламе Товарищества чайной торговли и складов «Братья К. и С. Поповы». Реклама выпущена на венгерском языке: фирма предпочитала, чтобы язык рекламы соответствовал тем странам (Германии, Болгарии и пр.), где продается ее чай. Напомним, что основателем фирмы был в 1840-х годах уроженец посада Большие Соли Ярославской губернии (современный поселок Некрасовское в Ярославской губернии) Константин Абрамович Попов (1814-1872). В деле ему помогал младший брат Семен Абрамович. После кончины Константина Абрамовича чайное дело продолжил его племянник – Константин Семенович Попов. В 1892 году фирма приобрела под чайные плантации примерно 300 гектаров земли около Батума (первый фунт выращенного там чая был преподнесен императору Николаю II); в 1894 году получила право изображения государственного герба на рекламе, упаковке и этикетках; в 1898 году –звание «Поставщик двора Его Императорского Величества». В начале ХХ века насчитывалось более 100 магазинов в 44 городах; в одной только Москве работали восемь магазинов.

Реклама Товарищества чайной торговли и складов «Братья К. и С. Поповы». Из коллекции исследователя истории московских чайных и кондитерских торговли Сергея Семеновича Мороза
Реклама Товарищества чайной торговли и складов «Братья К. и С. Поповы». Из коллекции исследователя истории московских чайных и кондитерских торговли Сергея Семеновича Мороза

В Российской государственной библиотеке хранится рекламный плакат «Чай Торгового Товарищества братьев Ф. и А. Шемшуриных в Москве у Чугунного моста». Издан плакат был в 1904 году, в одной из крупнейших хромолитографий Санкт-Петербурга, принадлежавшей Эдуарду Исааковичу Маркусу. Здесь размещали заказы на рекламную продукцию ведущие производители – Борман, Эйнем, Брокар, Абрикосов. На плакате мы видим, как мчится по зимней дороге тройка с чаем. Шемшурины были известны в Москве с конца XVIII века; с 1879 года братья Аким Васильевич и Федор Васильевич торговали на Балчуге табаком и москательным товаром. Также купцы Шамшурины занимались и чаем – так, например, имели представительство на Нижегородской ярмарке и магазин в самом Нижнем Новгороде.

Рекламный плакат «Чай Торгового Товарищества братьев Ф. и А. Шемшуриных в Москве у Чугунного моста», 1904 год. Из собрания РГБ
Рекламный плакат «Чай Торгового Товарищества братьев Ф. и А. Шемшуриных в Москве у Чугунного моста», 1904 год. Из собрания РГБ

А вот и извозчик, который греется чаем в трактире в перерывах между поездками – за окном мы видим заснеженный городок. Извозчик изображен в форменном синем кафтане, у которого сзади под воланами-складками скрывалась специальная накладная подушка – для тепла. Гиляровский в книге «Москва и москвичи» писал так: «Извозчик в трактире и питается и согревается. Другого отдыха, другой еды у него нет... Жизнь в сухомятку. Раза два в день, а в мороз и три, питается и погреется зимой или высушит на себе мокрое платье осенью, и все это удовольствие стоит ему шестнадцать копеек: пять копеек чай, на гривенник снеди до отвала, а копейку дворнику за то, что лошадь напоит да у колоды приглядит». По традиции у Бориса Михайловича Кустодиева сцена чаепития очень колоритна и аппетитна.

Борис Михайлович Кустодиев, «Извозчик за чаем», 1920 год. Из собрания Бердянского художественного музея имени И. И. Бродского
Борис Михайлович Кустодиев, «Извозчик за чаем», 1920 год. Из собрания Бердянского художественного музея имени И. И. Бродского

Сладкие и сдобные заедки-десерты к чаю зимой особенно хороши. В 1914 году московская кондитерская фабрика «Эйнем» выпустила серию из восьми почтовых карточек, которые вкладывались в жестяную упаковку конфет «Москва будущего». Сюжеты карточек были посвящены Москве в XXII и XXIII столетиях. Читаем сопроводительную подпись на одной из карточек. «Красивая ясная зима 2259 года. Уголок «старой» веселящейся Москвы, древний «Яр» по-прежнему служит местом широкого веселья москвичей, как было и при нас 300 с лишним лет тому назад. Для удобства и приятности сообщения Санкт-Петербургское шоссе целиком превращено в кристально-ледяное зеркало, по которому летят, скользя, изящные аэросани. Тут же на маленьких аэросалазках шмыгают традиционные сбитенщики и продавцы горячих аэросаек. И в XXIII веке Москва верна своим обычаям». Интересно изображение «аэросалазок» продавца сбитня – на них установлен самовар-сбитенник. Напомним, что сбитень – старинный, старший «брат» традиции чаепития на Руси.

Почтовая карточка, выпущенная в 1914 году фабрикой «Эйнем»
Почтовая карточка, выпущенная в 1914 году фабрикой «Эйнем»

На акварели Бориса Михайловича Кустодиева «Встреча на углу» сцены с зимним чаепитием нет. Однако хорошо можно представить, как хороши будут к нему все те заедки, что изображены на стене лавки.

Борис Михайлович Кустодиев, «Встреча на углу», 1920 год. Из собрания Национального художественного музея Республики Беларусь в Минске
Борис Михайлович Кустодиев, «Встреча на углу», 1920 год. Из собрания Национального художественного музея Республики Беларусь в Минске