Усадьба Живерни: живая палитра импрессиониста
Дом Клода Моне в Живерни — не просто жилище, а продолжение его художественной вселенной. Здесь природа, архитектура и быт слились в гармоничный ансамбль, ставший символом импрессионизма. Скромный двухэтажный дом, напоминающий длинный барак, художник превратил в манифест своей эстетики.
Изначально это была ферма «Пресс», где производили сидр, но Моне, арендовав её в 1883 году, увидел в ней потенциал. Выкупив усадьбу в 1890-м, он начал масштабные преобразования, расширяя здание для своей многолюдной семьи: восьми детей от двух браков, жён, родственников и бесконечного потока гостей. Фасад, растянувшийся на 40 метров, будто повторял ритм жизни его обитателей — динамичный, яркий, лишённый строгих рамок.
Интерьеры: вызов условностям
Внутри дом взрывал представления о буржуазном уюте. Моне намеренно избегал приглушённых тонов, выбирая цвета, которые «дышали» светом даже в пасмурный день.
Столовая
Столовая, выкрашенная в ярко-жёлтый хром, напоминала солнечный диск: шахматный пол, мебель, стены и даже дверные ручки сияли золотистым оттенком. На жёлтых стенах висит коллекция японских гравюр, которыми вы можете полюбоваться.
Мебель, выкрашенная в жёлтый цвет, была очень современной для своего времени. В витринах вы можете увидеть синюю керамическую посуду и жёлто-синий сервиз, который Моне заказал для торжественных случаев.
Рядом, в синей кухне, холодная гамма изразцовых плиток контрастировала с медными кастрюлями и жёлтым абажуром. На кухне с синей руанской плиткой огромная плита с несколькими конфорками и медная посуда, кажется, ждут возвращения своих хозяев.
Художник верил, что интерьер должен вдохновлять, а не соответствовать правилам. Даже ванные комнаты он оформил в насыщенных тонах, превратив быт в искусство.
Библиотека
Лестница из спальни в мастерскую
Мастерская гостеприимства
Моне обожал собирать вокруг себя творческих людей. Его стол ломился от нормандских устриц, дичи и овощей с огорода, а кухарка Маргарита стала легендой Живерни. После трапезы в жёлтых тонах гости перемещались в салон — бывшую мастерскую, расположенную в правом крыле дома.
В доме находится первая мастерской художника, где он творил до 1899 года. Когда на участке было построено новое здание студии, Моне превратил его в просторную гостиную, увешанную его собственными картинами и картинами его друзей-художников: Писсарро, Сезанн и Ренуар.
Здесь мы сможем увидеть репродукции примерно 60 картин, создавая атмосферу, которая максимально точно воспроизводит ту, что царила здесь раньше. Оригиналы картин сейчас находятся в музеях Парижа.
Моне часто брал в руки кисть, чтобы запечатлеть красоту игры света в саду. По вечерам в доме звучали споры о искусстве, смех и музыка, а воздух гудел от табачного дыма — художник курил непрерывно, игнорируя условности.
Второй этаж: частные апартаменты
Второй этаж был жилым. Справа от центральной лестницы, вдоль коридора, располагались спальни детей. Слева находились комнаты Моне и его второй жены Алисы. Их разделяла нейтральная зона, в которой были ванные комнаты. Кроме того, у хозяина дома была дополнительная лестница, ведущая прямо из спальни в мастерскую, где художник уединялся, чтобы писать свои знаменитые «Кувшинки».
В спальне и примыкающей к ней ванной комнате вы можете увидеть предметы и произведения искусства, которые были там при жизни Моне, в том числе репродукции картин его друзей: Сезанна, Ренуара, Сислея и Кайботта.
Цилиндрический письменный стол, работы мастера-краснодеревщика Николя Пети, выполнен из шпона розового дерева, украшен панелями из фиолетового дерева и изысканным декором в стиле маркетри.
Продолжите осмотр в ванной комнате Моне и в ванной комнате Алисы, затем пройдите в её спальню с примыкающей к ней крошечной комнатой, предназначенной для шитья.
А последняя комната наверху — это спальня Бланш Ошеде-Моне, которая жила в Живерни до своей смерти в 1947 году.
Сад как холст
Если дом стал рамой, то сад — главным шедевром. Моне посвятил его созданию более 40 лет, превратив заброшенный участок в живую картину. Он выкопал пруд с кувшинками, проложил извилистые дорожки, высадил ирисы, пионы, георгины и плакучие ивы. Японский мостик, увитый глициниями, стал узнаваемым мотивом его полотен.
Сад был разделён на «цветочные комнаты» — зоны с разными оттенками и формами, где каждый уголок играл роль мазка на огромном холсте. Художник даже нанимал садовников, чтобы те подрезали растения, имитируя естественную «случайность» композиции. «Мой сад — мой самый прекрасный шедевр», — говорил он.
Семейная хроника: драмы за цветными стенами
Жизнь в этом доме была столь же яркой, как и его интерьеры. После смерти своей первой жены Камиллы от туберкулёза, Моне начал отношения с Алисой Ошеде, женой своего покровителя Эрнеста.
Алиса, до того как стать женой Моне, была супругой галериста Эрнеста Ошеде, друга художника и первого владельца картины «Впечатление. Восходящее солнце», которая дала название импрессионизму. Переехав в Живерни с шестью детьми, Алиса делила кров с Камиллой до её кончины, а позже стала второй матерью для сыновей Моне.
Их брак, полный трудностей и примирений, продолжался до самой смерти Алисы в 1911 году.
Наследие: от забвения к вечности
После смерти Моне в 1926 году дом пришёл в упадок, но в 1970-х его восстановили по архивным фото и воспоминаниям современников. Сегодня здесь всё дышит присутствием хозяина: репродукции картин, расставленные в «хаотичном» порядке, японские гравюры на стенах, сад, цветущий как при жизни мастера.
Даже плитка на кухне та самая — терракотовая, испещрённая трещинами времени. Дом в Живерни — не музей, а портал в мир Моне, где каждый лист, каждый луч света напоминают: искусство рождается не в мастерских, а в умении видеть прекрасное в повседневности.
«Здесь я счастлив», — писал Моне. И это счастье, застывшее в красках и формах, продолжает вдохновлять миллионы, доказывая, что дом может быть не просто жилищем, а бессмертным произведением искусства.