Найти в Дзене
Эстетика Эпох

Вилла Тугендхат: Архитектурный шедевр, объединивший модернизм и философию свободы

Оглавление

Вилла Тугендхат в Брно — не просто дом, а символ эпохи. Построенная в 1930 году по проекту Людвига Миса ван дер Роэ, она стала первым объектом современной архитектуры Чехии, включенным в список ЮНЕСКО.

Ее ценность — в чистоте линий, инновационных технологиях и диалоге с природой, но также в истории семьи, для которой свобода и искусство были неразделимы.

Людвиг Мис ван дер Роэ
Людвиг Мис ван дер Роэ

Архитектор, опередивший время

Людвиг Мис ван дер Роэ, выходец из семьи ахенского каменщика, прошел путь от ученика ремесленника до одного из столпов модернизма. Его принцип «меньше — значит больше» воплотился в стеклянных небоскребах, павильоне Барселоны и, конечно, в вилле Тугендхат.

Важным поворотным моментом в его жизни стало трудовое и жизненное партнерство с Лилли Райх (1885–1947). Они совместно работали над выставкой Немецкого Веркбунда «Жилище», реализованной в форме жилого комплекса Вайсенхоф в Штутгарте (1927).

Здесь и на Берлинской выставке моды (1927), центральной темой которой был шелк, Мис и Райх представили свою концепцию «текучего» или «неограниченного» пространства, которая получила дальнейшее развитие в павильоне Барселоны (1928–1929) и на вилле Брно (1928–1930). Переехав в США, Мис создал знаковые проекты вроде небоскреба Seagram, но вилла в Брно осталась эталоном его европейского периода.

Семья Тугендхат: мечта о современности

Фриц Тугендхат (1895-1958)
Фриц Тугендхат (1895-1958)

Грете Тугендхат, урожденная Лёв-Беер (1903-1970)
Грете Тугендхат, урожденная Лёв-Беер (1903-1970)

Фриц Тугендхат (1895-1958) и его жена Грете, урожденная Лёв-Беер (1903-1970), были представителями еврейских немецких семей промышленников и торговцев, которые на протяжении нескольких поколений жили в Брно.

Лёв-Бееры обосновались в Моравии еще в XVII веке и внесли существенный вклад в индустриализацию Чехословакии в период между войнами. Они владели и управляли множеством текстильных фабрик, сахарных заводов и цементных заводов на территории бывшей Австро-Венгерской монархии.

Наиболее значимыми из их предприятий были фабрики шерстяных тканей в Брно и близлежащей Свитавке, где у Лёв-Бееров было две семейные виллы. Так называемая Малая вилла, построенная по инициативе отца Грете Альфреда Лёв-Беера по проекту Йозефа Небехостены в 1906 году, являлась одной из самых ярких их достопримечательностей.

Грете Лёв-Беер вышла замуж за промышленника Ганса Вайса в 1922 году после того, как прервала свое обучение экономике в Вене. Она провела большую часть своего не совсем счастливого брака, который распался через шесть лет, в Германии. Здесь она также познакомилась с современным искусством и архитектурой.

«Я часто бывала в доме, который Мис ван дер Роэ построил для торговца произведениями искусства Перлза. В то время в этом доме жил историк искусства Эдуард Фукс. Дом был построен в традиционном стиле, но благодаря трем застекленным дверям жилая зона была открыта в сад. В нем также было четкое разделение на различные жилые и общественные пространства. Я также была очень впечатлена жилым комплексом в Вайсенхофе».

У Тугендхатов не было собственных компаний, но они были совладельцами шерстяных фабрик в Брно Feldhendler et Co. и Max Kohn. В основном они занимались торговлей тканями. По всей видимости, их знакомство с архитектором произошло благодаря Эдуарду Фуксу или коллеге Миса Лилли Райх, которая часто бывала в их компании в доме Фукса.

-5

Грете и Фриц Тугендхат искали не просто дом, а манифест. Вдохновившись работами Миса, они доверили ему участок с видом на исторический центр Брно. Тугендхаты находились под сильным влиянием личности Миса.

«У него была спокойная, самоуверенная уверенность, которая сразу же убеждала вас. По тому, как он говорил о своих проектах, мы понимали, что имеем дело с настоящим художником. Например, он говорил, что идеальные размеры пространства невозможно рассчитать, пространство нужно чувствовать», — говорили они. Грете, ценительница искусства, отмечала: «Я жаждала просторного дома с чистыми формами — мой муж боялся комнат, заставленных вещами».

Вид на виллу со склона
Вид на виллу со склона

Мис прибыл в Брно в сентябре 1928 года и был впечатлён эксклюзивным участком земли, откуда открывался чудесный вид на историческую панораму города. Он с радостью принял заказ, удивлённый высоким уровнем архитектуры и строительства в Брно, и без колебаний доверил реализацию проекта местной строительной компании.

Вид с улицы
Вид с улицы

Место для дома в жилом районе Брно Černá Pole было предоставлено заранее, так как собственность являлась частью виллы родителей Греты, известной как Löw-Beer. Её отец передал участок Грете в марте 1929 года и профинансировал строительство нового дома.

-8

В апреле 1929 года Грета Тугендхат официально запросила разрешение на строительство, которое было получено в октябре того же года. Строительная компания Артура и Морица Эйслер начала строительство дома летом 1929 года и завершила его за четырнадцать месяцев. После завершения внутренней отделки семья смогла переехать в дом в декабре 1930 года.

-9

Об архитектуре

Эта отдельно стоящая трехэтажная вилла расположена на склоне и ориентирована на юго-запад.

Первый этаж, представляющий собой подвал, отведён под хозяйственные нужды.

Второй этаж, цокольный, включает основные жилые и общественные пространства с оранжереей и террасой, а также кухню с удобствами и комнаты для прислуги.

На третьем этаже, первом, находится главный вход с улицы, который ведёт на террасу, прихожую и комнаты для родителей, детей и няни, все с соответствующими удобствами.

Квартира шофера с гаражами и терраса располагаются отдельно.

-10

Ученик Миса Филипп Джонсон, а после него швейцарский историк архитектуры Зигфрид Гидион интерпретировали интерьер виллы в Брно как «текущее» пространство, «течение» которого лишь мягко направляется линиями оникса и внутренней стеной из макассара в гармонии с регулярным ритмом опорных колонн и тщательно расставленной мебелью.

-11

Технологии и материалы: роскошь в деталях


Трехэтажная вилла, встроенная в склон, поражала инновациями:

  • Стальной каркас с хромированными колоннами крестообразного сечения, освободивший пространство от несущих стен.
  • Ониксовая стена из Марокко, меняющая цвет при солнечном свете, и полукруглая перегородка из макассарского черного дерева.
  • Окна-гиганты с электроприводом, опускавшиеся в пол, стирая грань между садом и гостиной.
  • Система климат-контроля 1930-х годов, сочетавшая отопление, охлаждение и увлажнение.

«Через полчаса после включения система нагревала все пространство», — вспоминала Грете. Даже комната-холодильник для шуб и темная комната для фотосъемки супруга продумывались до мелочей.

-12

-13

Философия пространства: от Гуардини до барокко


Вилла стала материализацией идей философа Романо Гуардини о «свободе через пространство». Мис, знакомый с его трудами, создал интерьер, где ритм колонн и игра материалов направляют движение, но не ограничивают. Чешские искусствоведы видят в этом отсылки к барочным храмам и готике, а историк Зденек Куделка сравнивал стальные колонны с нервюрами средневековых соборов.

-14

-15

Судьба дома: бегство, разрушение, возрождение

Тугендхаты жили в доме со своими тремя детьми: Ханой (дочерью Греты от первого брака), Эрнстом и Гербертом, до мая 1938 года. Чтобы избежать угрозы начала войны, они уехали в Швейцарию, а в январе 1941 года — в Венесуэлу, где в Каракасе родились их дочери Рут и Мари-Даниэла.

Дом пережил войну, став конюшней, а позже — реабилитационным центром. Реставрация 2010–2012 годов вернула ему первоначальный облик, включая воссоздание уникальных материалов. Сегодня, как и 90 лет назад, ониксовая стена сияет в лучах заката, а терраса с видом на Брно напоминает: архитектура — это не бетон и сталь, а история людей, их смелости и любви к прекрасному.

-16

-17


Вилла Тугендхат — манифест, где техника служит красоте, а пространство вдохновляет на свободу. Как писала Грете: «Когда я чувствую это пространство целиком, я понимаю, что такое истина». Она доказала: даже в эпоху войн и перемен искусство способно создать вечный дом — не только для тела, но и для духа.

-18

Екатерина Серёжина

Эстетика Эпох