Вилла Тугендхат в Брно — не просто дом, а символ эпохи. Построенная в 1930 году по проекту Людвига Миса ван дер Роэ, она стала первым объектом современной архитектуры Чехии, включенным в список ЮНЕСКО.
Ее ценность — в чистоте линий, инновационных технологиях и диалоге с природой, но также в истории семьи, для которой свобода и искусство были неразделимы.
Архитектор, опередивший время
Людвиг Мис ван дер Роэ, выходец из семьи ахенского каменщика, прошел путь от ученика ремесленника до одного из столпов модернизма. Его принцип «меньше — значит больше» воплотился в стеклянных небоскребах, павильоне Барселоны и, конечно, в вилле Тугендхат.
Важным поворотным моментом в его жизни стало трудовое и жизненное партнерство с Лилли Райх (1885–1947). Они совместно работали над выставкой Немецкого Веркбунда «Жилище», реализованной в форме жилого комплекса Вайсенхоф в Штутгарте (1927).
Здесь и на Берлинской выставке моды (1927), центральной темой которой был шелк, Мис и Райх представили свою концепцию «текучего» или «неограниченного» пространства, которая получила дальнейшее развитие в павильоне Барселоны (1928–1929) и на вилле Брно (1928–1930). Переехав в США, Мис создал знаковые проекты вроде небоскреба Seagram, но вилла в Брно осталась эталоном его европейского периода.
Семья Тугендхат: мечта о современности
Фриц Тугендхат (1895-1958) и его жена Грете, урожденная Лёв-Беер (1903-1970), были представителями еврейских немецких семей промышленников и торговцев, которые на протяжении нескольких поколений жили в Брно.
Лёв-Бееры обосновались в Моравии еще в XVII веке и внесли существенный вклад в индустриализацию Чехословакии в период между войнами. Они владели и управляли множеством текстильных фабрик, сахарных заводов и цементных заводов на территории бывшей Австро-Венгерской монархии.
Наиболее значимыми из их предприятий были фабрики шерстяных тканей в Брно и близлежащей Свитавке, где у Лёв-Бееров было две семейные виллы. Так называемая Малая вилла, построенная по инициативе отца Грете Альфреда Лёв-Беера по проекту Йозефа Небехостены в 1906 году, являлась одной из самых ярких их достопримечательностей.
Грете Лёв-Беер вышла замуж за промышленника Ганса Вайса в 1922 году после того, как прервала свое обучение экономике в Вене. Она провела большую часть своего не совсем счастливого брака, который распался через шесть лет, в Германии. Здесь она также познакомилась с современным искусством и архитектурой.
«Я часто бывала в доме, который Мис ван дер Роэ построил для торговца произведениями искусства Перлза. В то время в этом доме жил историк искусства Эдуард Фукс. Дом был построен в традиционном стиле, но благодаря трем застекленным дверям жилая зона была открыта в сад. В нем также было четкое разделение на различные жилые и общественные пространства. Я также была очень впечатлена жилым комплексом в Вайсенхофе».
У Тугендхатов не было собственных компаний, но они были совладельцами шерстяных фабрик в Брно Feldhendler et Co. и Max Kohn. В основном они занимались торговлей тканями. По всей видимости, их знакомство с архитектором произошло благодаря Эдуарду Фуксу или коллеге Миса Лилли Райх, которая часто бывала в их компании в доме Фукса.
Грете и Фриц Тугендхат искали не просто дом, а манифест. Вдохновившись работами Миса, они доверили ему участок с видом на исторический центр Брно. Тугендхаты находились под сильным влиянием личности Миса.
«У него была спокойная, самоуверенная уверенность, которая сразу же убеждала вас. По тому, как он говорил о своих проектах, мы понимали, что имеем дело с настоящим художником. Например, он говорил, что идеальные размеры пространства невозможно рассчитать, пространство нужно чувствовать», — говорили они. Грете, ценительница искусства, отмечала: «Я жаждала просторного дома с чистыми формами — мой муж боялся комнат, заставленных вещами».
Мис прибыл в Брно в сентябре 1928 года и был впечатлён эксклюзивным участком земли, откуда открывался чудесный вид на историческую панораму города. Он с радостью принял заказ, удивлённый высоким уровнем архитектуры и строительства в Брно, и без колебаний доверил реализацию проекта местной строительной компании.
Место для дома в жилом районе Брно Černá Pole было предоставлено заранее, так как собственность являлась частью виллы родителей Греты, известной как Löw-Beer. Её отец передал участок Грете в марте 1929 года и профинансировал строительство нового дома.
В апреле 1929 года Грета Тугендхат официально запросила разрешение на строительство, которое было получено в октябре того же года. Строительная компания Артура и Морица Эйслер начала строительство дома летом 1929 года и завершила его за четырнадцать месяцев. После завершения внутренней отделки семья смогла переехать в дом в декабре 1930 года.
Об архитектуре
Эта отдельно стоящая трехэтажная вилла расположена на склоне и ориентирована на юго-запад.
Первый этаж, представляющий собой подвал, отведён под хозяйственные нужды.
Второй этаж, цокольный, включает основные жилые и общественные пространства с оранжереей и террасой, а также кухню с удобствами и комнаты для прислуги.
На третьем этаже, первом, находится главный вход с улицы, который ведёт на террасу, прихожую и комнаты для родителей, детей и няни, все с соответствующими удобствами.
Квартира шофера с гаражами и терраса располагаются отдельно.
Ученик Миса Филипп Джонсон, а после него швейцарский историк архитектуры Зигфрид Гидион интерпретировали интерьер виллы в Брно как «текущее» пространство, «течение» которого лишь мягко направляется линиями оникса и внутренней стеной из макассара в гармонии с регулярным ритмом опорных колонн и тщательно расставленной мебелью.
Технологии и материалы: роскошь в деталях
Трехэтажная вилла, встроенная в склон, поражала инновациями:
- Стальной каркас с хромированными колоннами крестообразного сечения, освободивший пространство от несущих стен.
- Ониксовая стена из Марокко, меняющая цвет при солнечном свете, и полукруглая перегородка из макассарского черного дерева.
- Окна-гиганты с электроприводом, опускавшиеся в пол, стирая грань между садом и гостиной.
- Система климат-контроля 1930-х годов, сочетавшая отопление, охлаждение и увлажнение.
«Через полчаса после включения система нагревала все пространство», — вспоминала Грете. Даже комната-холодильник для шуб и темная комната для фотосъемки супруга продумывались до мелочей.
Философия пространства: от Гуардини до барокко
Вилла стала материализацией идей философа Романо Гуардини о «свободе через пространство». Мис, знакомый с его трудами, создал интерьер, где ритм колонн и игра материалов направляют движение, но не ограничивают. Чешские искусствоведы видят в этом отсылки к барочным храмам и готике, а историк Зденек Куделка сравнивал стальные колонны с нервюрами средневековых соборов.
Судьба дома: бегство, разрушение, возрождение
Тугендхаты жили в доме со своими тремя детьми: Ханой (дочерью Греты от первого брака), Эрнстом и Гербертом, до мая 1938 года. Чтобы избежать угрозы начала войны, они уехали в Швейцарию, а в январе 1941 года — в Венесуэлу, где в Каракасе родились их дочери Рут и Мари-Даниэла.
Дом пережил войну, став конюшней, а позже — реабилитационным центром. Реставрация 2010–2012 годов вернула ему первоначальный облик, включая воссоздание уникальных материалов. Сегодня, как и 90 лет назад, ониксовая стена сияет в лучах заката, а терраса с видом на Брно напоминает: архитектура — это не бетон и сталь, а история людей, их смелости и любви к прекрасному.
Вилла Тугендхат — манифест, где техника служит красоте, а пространство вдохновляет на свободу. Как писала Грете: «Когда я чувствую это пространство целиком, я понимаю, что такое истина». Она доказала: даже в эпоху войн и перемен искусство способно создать вечный дом — не только для тела, но и для духа.
Екатерина Серёжина