Сегодня мы снова продолжаем большой обзор авиатехники Центрального музея ВВС "Монино" и в этот раз остановимся на представленных в его экспозиции вертолётах, среди которых есть уникальные единичные машины и гигант для перевозки ядерных ракет.
О истории создания музея мы уже писали в первой части, так что повторяться не будем и сразу перейдём к вертолётам.
И начнём мы с единственного в своём роде крошечного опытного вертолёта В-2В с бортовым номером 12 жёлтый, являвшегося ударной модификацией всем знакомого многоцелевого вертолёта Ми-2, производившегося в Польше с 1965 по 1998 г. в полутора десятках модификаций.
В рамках эксперимента в 1970 г. вертолёт с серийным номером № 003-09, построенный в 1967 г., был оснащён внешним подвесом, на который можно было установить либо шесть противотанковых управляемых ракет 9М17М "Фаланга-М", либо четыре блока УБ-16-57 для 57-мм неуправляемых реактивных снарядов С-5, либо по три бoмбы с каждой стороны.
Внутреннее оборудование вертолёта также подверглось изменению - перед левым лобовым стеклом был установлен прицел ПКВ, перед правым стеклом установили оптический визир 9Ш121-01 системы наведения ПТПК, над приборной панелью был установлен пульт управления вооружением, а за креслом пилота разместили командный пункт с местом оператора.
Испытания машины проходили три года, но проект так и не получил дальнейшего развития и был закрыт.
Корабельный многоцелевой вертолёт Ка-25ПЛ с бортовым номером 17 чёрный, являвшийся основной модификацией вертолёта Ка-25, производившегося с 1964 по 1975 гг., предназначенного для поиска и уничтожения атомных подводных лодок бортовыми средствами обнаружения и поражения на удалении до 200.
Следующая группа вертолётов.
Ударный вертолёт Ми-24Д "Изделие 246" с бортовым номером 46 белый, производившийся с 1973 по 1977 гг. Это была модификация с новым тандемным расположением изолированных кабин вертолёта Ми-24, производящегося с 1969 г. по сей день различных модификациях.
Ударный вертолёт Ми-24В "Изделие 242" с бортовым номером 44 белый, производившийся с 1976 по 1986 гг. Это была самая массовая модификация вертолёта Ми-24.
К сожалению по теперь к технике подходить нельзя, а ведь одни из самых интересных машин расположены как раз вдали за другими экспонатами.
Серийный транспортно-боевой вертолёт Ми-24А "Изделие 245" позднего выпуска с бортовым номером 50 красный, производившаяся с 1971 по 1973 гг.
Единственный сохранившийся до наших дней вертолёт двухвинтовой продольной схемы Як-24 с бортовым номером 51 красный, хотя изначально имел номер 79 красный, разработанный в 1952 г. в ОКБ Яковлева и производившийся до 1958 гг.
Экипаж вертолёта состоял из трёх человек, а на борт он мог брать до 30 экипированных солдат или три тонны груза. Всего было изготовлено 40 таких вертолётов, но от их дальнейшего производства отказались из за сильных вибраций и соответственно небольшого ресурса.
Непосредственно эта машина была произведена в 1956 г., а уже в 1957 г. она была переоборудована в трубоукладчик с системой "Нерпа" для транспортировки и укладки труб ПМТ-100, затем с 20 июля проходила заводские испытания, причём даже участвовала при строительстве газопровода Саратов-Ленинград, а с 21 февраля по 31 марта 1958 г. проходила испытания уже в НИИ ВВС, по результатам которых эта модификация не была принята на вооружение.
В 1958 г. машина снова была переоборудована, но уже в топливозаправщик с системой "Луч" и с 24 мая по 26 июня проходила статические испытания, по результату которых и эта модификация не была принята на вооружение и списана в 1961 г. с налётом всего 78 часов.
Транспортный вооружённый вертолёт Ми-8ТВ с бортовым номером 61 красный, принятый на вооружение в 1968 г. и являвшийся модификацией самого массового двухдвигательного вертолёта в мире Ми-8, производящегося с 1965 г. в нескольких десятках модификаций. От базовой версии он отличался направляющими для четырёх ПТУР 9M14M "Малютка", пулемётом А-12,7 и бронированием кабины пилотов.
Справа от него стоит военный транспортный вертолёт-летающий кран Ми-10 "Изделие 60" с бортовым номером 44, принятый на вооружение в 1963 г. и производившийся с 1959 (включая лётный прототип В-10) по 1969 гг. Всего было построено 44 (по другим данным 55 включая модификации) таких машин, из которых до наших дней сохранилось по пальцам пересчитать.
Тяжёлый многоцелевой вертолёт Ми-6 "Изделие 50" с бортовым номером 02 чёрный, производившийся с 1957 (считая прототип) по 1980 гг. в разных модификациях. На его базе кстати был разработан выше упомянутый Ми-10.
Справа от него стоит основной транспортно-десантный вертолёт стран Варшавского договора Ми-4А с бортовым номером 34 белый, производившийся с 1952 по 1968 гг.
Воздушный командный пункт боевого управления Ми-6АЯ "Изделие 50АЯ" с бортовым номером 39 красный, разработанный на базе Ми-6 и впоследствии модернизированный до Ми-22А.
А это построенный в единственном экземпляре пожарный вертолёт Ми-6ПЖ-2 с бортовым номером 41 жёлтый, также созданный на базе Ми-6 в 1967 г.
Самый большой в мире эксплуатирующийся серийный многоцелевой тяжёлый транспортный вертолёт Ми-26 "Изделие 90" с бортовым номером 21 чёрный, производящийся с 1970 г. в нескольких модификациях.
Непосредственно эта машина была построена в 1986 г.
Ну а в конце перейдём к самому огромному вертолёту, что я видел в жизни.
Второй прототип самого тяжёлого и грузоподъёмного когда-либо построенного в мире сверхтяжёлого транспортного вертолёта В-12 с бортовым номером 21142, также известного под названием Ми-12, хотя официально такого названия ему присвоено не было.
В-12 был разработан для перевозки ступеней межконтинентальных баллистических ракет и тяжёлого оборудования для создания позиционных районов РВСН в труднодоступных районах, для чего в центральной части фюзеляжа вертолёта располагался гигантский грузовой отсек габаритами длиной 28,15 метров, а шириной и высотой по 4,4 метра.
Помимо гигантских размеров (длина 37 метров, ширина 34 метра, высота 12,5 метров), главной отличительной особенностью этого "ядерного вертолёта" В-12 являлось боковое расположение на крыльях обратного сужения по двухвинтовой поперечной схеме несущих винтов диаметром по 35 метров каждый, приводившихся в движение четырьмя двигателями Д-25ВФ мощностью по 6500 л. с. от вертолёта Ми-6.
Первый полёт В-12 совершил в 1968 г., а в 1969 г. установил мировой рекорд грузоподъёмности для вертолётов, подняв груз весом 44 205 кг на высоту 2255 метров.
Непосредственно этот - второй из двух построенных таких вертолётов с серийным номером 002, совершивший свой первый полёт 28 мая 1973 г.
Не смотря на достигнутые рекорды и успешные лётные испытания,вертолёт не пошёл в серию из за активного внедрения в войска РВСН грунтовых подвижных ракетных комплексов с лёгкими межконтинентальными баллистическими ракетами, а все другие нужды перекрывали серийные вертолёты Ми-6 и Ми-26.
И теперь один из двух построенных гигантов стоит на Московском вертолётом заводе, а второй здесь в Монино.
А в следующей заключительной части мы остановимся на экспозиции в ангаре №8, где собраны уникальные летательные аппараты, ну а на этом пока что всё.
Предыдущие части:
История музея и гражданская авиация
Самолёты ОКБ Антонова, Ильюшина, Лавочкина, Бериева и Мясищева
Стратегические и дальние бомбардировщики-ракетоносцы
Если вам понравился материал, то ставьте палец вверх, подписывайтесь на наш канал и делитесь нашими публикациями с друзьями.
Также при желании вы можете помочь нашему проекту, ведь наши поездки по разным городам и регионам обходятся не дёшево. Мы будем рады любой помощи: 2202 2063 5249 9912
Спасибо за просмотр и до новых встреч.