«Азовсталь», металлургический гигант, стал съёмочной площадкой для производственной драмы «Крупный разговор» (1981).
Кинематографисты несколько месяцев прожили в городе Жданов (теперь — Мариуполь), создавая картину о бойком бригадире Михаиле Степчаке, которого волнует не только вознаграждение, но и результаты работы, той сложной и тяжёлой работы, что выполняют его подчинённые и ради которой он сам порой идёт на не совсем правильные поступки.
На главную роль в картине неожиданно для многих утвердили Борислава Брондукова, и это едва ли не первая лента, где актёру досталась не комедийная или гротескная роль, а полноценный серьёзный образ.
Клуб «Советские фильмы» в Telegram
Сценарист Вадим Авлошенко использовал в сценарии образ, списанный с реального человека. Это был опытнейший рабочий, бригадир монтажников треста «Азовстальстрой» Михаил Бодашевский. На заводе, да и вообще в городе он был знаменитостью: передовик, Герой Социалистического труда, депутат Верховного Совета СССР. И, конечно, коллеги знали Бодашевского и как настоящего профессионала, всегда готового ответить за свои решения и дела. Именно он и ста прототипом Михаила Степчака, центрального персонажа «Крупного разговора».
Михаил Степчак возглавляет бригаду, работающую по бригадному подряду. А это означает, что рабочие напрямую заинтересованы в выполнении работ в срок и даже раньше: таким образом они больше зарабатывают.
Но, увы, этой подход наталкивается на сложности: бетон для строительства распределяется по плану, поэтому без дополнительных усилий Степчаку никак не завершить стройку вовремя. Ему приходится идти на уловки, постоянно договариваться, выбивать, доставать и даже обманывать. Но это всё ради благих целей, ведь стройка нужна государству! Подобные подходы к работе разделяют не все, поэтому зачастую Степчаку приходится спорить и доказывать свою правоту. Осложняется ситуация тем, что управляющий трестом Иван Ивашенко — близкий родственник Михаила, муж его сестры, поэтому производственные проблемы иной раз переходят и домой. А ещё на Михаила свалилась неприятная семейная история:
его брат Сергей, отслужив на флоте, готовится к поступлению в институт (между прочим, это МИМО — институт международных отношений!),
а пока решил поработать в бригаде брата. У Сергея отношения со Светой, дочкой одного из коллег Михаила, но вот жениться он не спешит, что Михаила доводит до бешенства.
Но апофеозом становится ситуация, когда на стройку приезжает высокое начальство и призывает в силу производственной необходимости снести часть уже построенного, с таким трудом построенного фундамента, чтобы после заменить на обновлённый. Степчаку предстоит тяжёлое решение.
Сценарий Вадима Авлошенко приняли на Одесской киностудии, постановкой занялся Геннадий Глаголев (он, кстати, через несколько лет снимет один из лучших фильмов об авиации и, наверное, самый известный свой фильм — «Размах крыльев» (1986). Если он вдруг прошёл мимо вас, то посмотрите обязательно). Выбрав на роль бригадира Борислава Брондукова, Геннадий Глаголев помог ему перейти на иной творческий уровень и доказать, что ему под силу не только смешные образы, но и глубокие драматические. Но был и ещё один аспект:
Борислав Брондуков был внешне невероятно похож на прототипа героя Михаила Бодашевского. Усиливало сходство и то, что Борислав Брондуков позаимствовал у Бодашевсего особенности поведения. Чтобы по-настоящему подготовиться к первой серьёзной роли, актёр заранее приехал в Жданов, лично познакомился с Бодашевским и старался запомнить характерные черты его речи, движений, мимики.
Причём в роль он вжился настолько, что несколько раз рабочие завода на съёмках его принимали за реального бригадира.
Семью Степчака сыграли Елизавета Никищихина (жена Лида), Светлана Шершнева (сестра Маша), Александр Голобородько (муж сестры и управляющий трестом Ивашенко).
Выбор актрисы на роль матери Михаила, Лиды и Сергея мне не очень понятен — это Майя Булгакова, которая старше экранного сына Борислава Брондукова всего на шесть лет.
Роль Сергея, считающего, что для женитьбы он ещё молод, ушла Ивану Шабалтасу, в роли его возлюбленной Светы (недовозлюбленной?) — Татьяна Кудрявцева.
В других ролях Виктор Шульгин, Богдан Бенюк, Юрий Кузьменко, Юрий Гусев (почему-то с голосом Александра Белявского), Ростислав Янковский, Юрий Шлыков, Баадур Цуладзе. А ещё присмотритесь к сыну-школьнику Михаила Степчака, это не кто иной как всесоюзный Буратино Дима Иосифов.
Основные сцены снимали на реальной строительной площадке — в те годы шла активная подготовка легендарного стана 3000. Это была всесоюзная стройка, где трудились тысячи людей, и некоторым посчастливилось попасть в массовку. Также в кадре видны городские пейзажи, это улицы Жданова (Мариуполя), которые, судя по отзывам, были вполне узнаваемы и в новом веке.
Назвать «Крупный разговор» большим успехом сложно, в прокате он прошёл более чем средне. Как, впрочем, и другие производственные драмы, которые, за редким исключением, интереса зрителей не вызывали. Сегодня лента любопытна скорей актёрским ансамблем, чем содержанием, хотя некоторые рассуждения Степчака о работе актуальности не утеряли и не грех бы их кое-каким начальникам принять во внимание.
А как вы считаете, Борислав Брондуков убедителен в серьёзных образах или его стезя — всё же комедия?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296
В новых выпусках:
Почему героиня Татьяны Васильевой в комедии «Самая обаятельная и привлекательная» половину фильма проходила в шапке:
Что объединяет легендарного майора Вихря, блатную директоршу рынка из комедии «Гараж» и Верку-модистку из фильма «Место встречи изменить нельзя»: