В последний раз мы с Мамой вместе смотрели этот фильм в феврале этого, 2024 года... А впервые его увидели в октябре 2012 года. В советском же кинопрокате он шёл в 1970 году.
Советский дубляж киностудии имени Максима Горького. В своё время фильм даже выиграл несколько "Оскаров", включая и приз за лучшую картину. Это неплохой фильм, но явно не настолько, чтобы его относить к "одному из величайших фильмов, когда-либо снятых", как любят его восхвалять сами американцы. Вы просто кроме своих ничего и не смотрели никогда, в отличие от нас.
Фильм расскажет нам о мелком клерке одной страховой компании по фамилии Бакстер (Джек Леммон). Что такое страховая компания? Это когда куча бездельников и дармоедов сидит друг у друга буквально на голове и что-то там строчит и печатает. Как теперь и у нас во всяких "крупных фирмах и корпорациях". Весь предел мечтаний таких "работников" - подняться вверх по корпоративной лестнице, чтобы получить свой кабинетик и свою табличку на двери.
Ради этого Бакстер готов на что угодно. К примеру, так он сдаёт свою квартиру сразу четырём потенциальным "повышателям", которые там веселятся со своими девками за бесплатно, лишь кормя Бакстера постоянными "завтраками" о его скором повышении. Доходит до того, что Бакстера могут попросить уйти и вовсе из своей квартиры буквально на ночь глядя, а он не в силах отказать. Ведь как же тогда получить обещанное повышение? Не работая же усердно. Так при капитализме система не работает.
Сам же Бакстер влюблён в одну-единственную девушку Фрэн Кьюбелик (Ширли МакЛейн), которая работает лифтёршей в здании компании. "Она такая очаровательная, порядочная и неприступная. Таких девушек очень мало." Так считает Бакстер...
А пока он ведёт расписание: кто и когда будет хозяином его "квартиры для утех". В свободные часы, он смотрит телевизор и отсыпается. И так день за днём, день за днём. А обещанного повышения так и нет. Но всё меняется, когда о его "благотворительности" узнаёт непосредственный начальник Бакстера - Джефф Шелдрейк. Ему также понадобилось "место для увеселений" с одной весьма легкомысленной особой. А какая же будет встречаться с женатым мужчиной? Бакстер не в силах отказать и тут же получает то самое долгожданное повышение. Кажется, что жизнь налаживается.
Но тут, как гром среди ясного неба, выясняется, что та самая "легкомысленная особа", которая отправилась на встречу с Шелдрейком в квартиру Бакстера и есть ни кто иная как Фрэн Кьюбелик... Идеал женственности, чистоты и порядочности разрушен... Ещё одному разбили сердце. Бакстер впадает в отчаяние и идёт напиваться в ближайший бар. Там его самого "снимает" какая-то потасканная особа и он, плюнув на приличия, тащит её к себе в квартиру. Раз все женщины такие, то какая, к чёрту, разница?
Но, придя домой, он застаёт в своей постели Фрэн, находящуюся без сознания. Рядом опустошённый пузырёк со снотворным. Моментально протрезвев, Бакстер выпроваживает сомнительную особу из бара и зовёт на помощь соседа-доктора. Фрэн удаётся откачать, но ей необходима пара дней полного покоя, диеты и постельного режима. Так она осталась в квартире Бакстера на его радость. Несмотря на её подорванную в его глазах репутацию, он по-прежнему без ума от неё и стремиться всячески оказать помощь.
Бакстер звонит даже её любовнику и своему начальнику Шелдрейку, чтобы рассказать о случившемся. Но того это вовсе не интересует. Сама Фрэн делится своей историей о том, что у неё было трое мужчин "на крючке". Предыдущий тоже был крупным начальником, которого однако посадили в тюрьму, и она не стала его ждать, дабы не тратить время зря. В общем девушка всегда целилась по высоким целям. С Шелдрейком она надеялась, что тот уйдёт из семьи, бросив, наконец, свою жену и детей. Но при встрече на квартире Бакстера, он наоборот дал понять Фрэн, что не собирается этого делать. Данное обстоятельство и стало причиной срыва, когда она наглоталась таблеток.
Бакстер начинает судорожно заботиться о Фрэн. Готовит для неё, развлекает. А та даже не обращает внимания на него и тем более на его искренние чувства. Понятно что она - обычная ушлая вертихвостка, которая хочет лишь хорошо пристроиться при богатом мужике и не более того. Но Бакстер всё-таки старается увидеть в ней то, что он хочет видеть... Так прошли два дня, после чего... Фрэн просто ушла.
Тем временем, одна из бывших любовниц Шелдрейка, которая теперь работает его секретаршей, сообщает его жене о любовных связях её мужа. Изменника выгоняют из дома и Шелдрейк выдаёт этот временный период Фрэн как факт того, что он ушёл от жены. Фрэн охотно ему верит, потому что её цель стать женой "богатого и успешного" снова близка. Шелдрейк ещё раз повышает Бакстера, делая его и вовсе своим помощником и давая ключ от туалета для руководителей (это высший знак отличия в компании), а взамен ожидает что Бакстер вновь даст ему ключ от своей квартиры, дабы тот смог поразвлекаться там с Фрэн на Новый Год.
На этот раз Бакстер решает что с него хватит. Он отказывает Бакстеру. Тем более с мисс Кьюбелик. Тогда Шелдрейк грозит ему увольнением, но Бакстер сам решает уволиться. Он приходит к себе в квартиру и начинает собирать вещи для переезда. Он не знает ещё куда и что он вообще будет делать. Все его труды и жертвы оказались напрасны.
Довольная Фрэн тем временем готовится к встрече Нового Года в компании со своим любовником. Вскоре они вновь отправятся на квартиру. Её это вовсе не смущает. Но когда Шелдрейк говорит о поведении Бакстера, который отказал ему и в особенности из-за самой Фрэн, то в ней что-то в итоге торкнуло и она со всех ног побежала на квартиру к Бакстеру.
Когда в дверь стучится девушка его мечты, Бакстер вне себя от счастья. Он, преисполненный чувств, вслух неоднократно заявляет ей о своей любви к ней. Снова и снова. Жаль беднягу... И каждый раз его признание остаётся без ответа... "Заткнись и сдавай карты", - сухо говорит Фрэн и всем зрителям, кроме самого Бакстера, становится совершенно ясно, что мисс Кьюбелик поддалась просто сиюминутному порыву для смены обстановки, а Бакстера она как не любила так и не любит, хотя именно он спас ей жизнь... Уже завтра Бакстер снова будет один, только теперь и без работы и без жилья. Но это уже история для совсем другого фильма...
Вот такая история о безответной любви хорошего мужчины к сухой и бесчувственной девушке. Как трагикомедия этот фильм вполне неплох. Но мелодрамой тут и не пахнет.
Критики того времени разделились в оценках. Кому-то фильм понравился своей неприхотливостью, а кто-то прямо назвал картину "грязной сказкой". Второе ближе к сути.
Отдельно хотелось бы сказать про довольно топорную работу Александра Траунера, который готовил декорации. Как известно, все "просторные американские квартиры и дома" - это декорации. Так вот здесь Александр хотел сделать что-то более приближённое к реальности, однако всё равно промахнулся. Если обратить внимание на планировку квартиры главного героя и сопоставить это с дверью в квартиру его соседа-доктора (а в одном моменте мы даже видим через эту открытую дверь, что она уходит глубоко влево), то получится что доктор жил в... ванной и спальне Бакстера. Это несоответствие настолько бросается в глаза, что даже странно что американские киноакадемики ничего не заметили.
Ну да это мелочи. А в остальном великолепный советский дубляж сделал из этого незатейливого фильма весьма увлекательное кино. Кстати, дублировал Джека Леммона Валерий Золотухин. Желаю вам приятного просмотра!