Попытка разгадки
Эту милую сцену Веласкес наблюдал во время работы над портретом инфанты Маргариты. Увидел и родителей в зеркале и Хосе Ньето в двери. Эта сцена настолько конкретна, что ее нельзя придумать из головы.
Если в "Менинах" убрать фигуру художника, которую он вставил не очень ловко, поскольку палитра рядом с прической фрейлины Марии Агустины Сармьенто де Сотомайор смотрится совсем неестественно, мы увидим ту композицию, которая ему понравилась, он ее запомнил, а может сразу и набросал. Кстати, эту же сцену видел и Филипп 4, стоящий за плечом художника. А на месте художника слева ранее была поставлена Мария-Терезия, дочь короля от первой жены.
Эффект освещения с дополнительным источником света в глубине пространства картины Веласкес воспроизвел в двух сюжетах еще в 30-х годах. В "Менинах", в отличие от «Прях», кроме углубления пространства вглубь, существует выдвигание пространства вперед, с помощью зеркала. Выход из переднего и среднего планов таким манером в глубину холста сам по себе крайне интересен, он дает и разгадку картины.
Инфанта Маргарита написана в том же году, 1656. Некоторые сомневаются, что портрет того же года и личико в "Менинах" аналогичны. Я считаю, что это видно визуально, только девочка отражена горизонтально, то есть в зеркальном отражении относительно портрета. Возможно, автор поставил портрет Маргариты к зеркалу и оттуда писал. Возможно, сделал гравюру, будет тоже зеркальное отражение. Только распустил локоны девочке, понижая официоз. Так, живенько:
Напряженная поза инфанты показывает, что она позирует и поэтому не глядя (а не от высокомерия), стараясь не повернуть лицо от заданного положения, берет графинчик попить. Только глазами старается посмотреть. Да и фрейлина должна ли обязательно становиться на коленки, подавая графин? Низко присесть, может быть. А вот когда инфанте нежелательно двигаться, это да, можно и на коленках, чтобы не помешать позировать.
Картину видит зритель, то есть мы вместе с художником, почти с той точки, с которой видны в зеркале якобы портретируемые Филипп 4 и Марианна Австрийская.
Википедия стала утверждать только сейчас, что «были споры» о том, инфанта ли пришла смотреть, как пишут родителей, или наоборот, родители пришли посмотреть. В Википедии два года назад не было этого утверждения. Никаких споров не было, была официальная версия о портрете королевской четы, а два года назад был мой пост, который сначала не заметили, а потом, можно сказать, присвоили мою находку. 500 лет большинство исследователей были уверены, что, как в картине показана расстановка фигур, так и было, и художник якобы пишет короля с королевой. А на самом деле Веласкес пошутил. Я не шучу, я утверждаю, что Веласкес увидел свою будущую композицию, когда писал инфанту, а родители заглянули на минутку, посмотреть одним глазком. Я заметила это, еще не будучи знакома с литературой о Веласкесе, а потом оказалось, что мной согласны даже двое исследователей, это К. Герстенберг и Х. Зенер (источник А. Якимович).
А ларчик непросто открывался…
При наблюдении за процессом создания картины, наблюдатель становится позади, за левым плечом автора картины, чтобы смотреть на то, что делает кисть, не мешало движение правой руки автора, держащая кисть.
Инфанта стоит даже немного впереди художника, так что не на картину она смотрит, она позирует. А вот ее родители, отраженные в зеркале, смотрят на картину из-за плеча художника. Они пришли смотреть на процесс создания портрета их дочери и с точки зрения художника были видны в зеркале:
Двойного портрета родителей инфанты Маргариты никогда не было, тем более на таком огромном холсте, в высоту метра три примерно. Да, были у Веласкеса холсты высотой три метра. Это конные портреты Филиппа 3, Филиппа 4, Изабеллы Бурбонской, Маргариты Австрийской, они были 30 лет назад. Но это же сидящая фигура на коне в высоту, понимаете.
Для отражения в зеркале подходят портреты Марианны Австрийской и Филиппа 4, 1655-56 годов. На существующих портретах Марианна смотрит влево, а Филипп вправо, в разные стороны:
Веласкес учел, что в отражении в зеркале они будут смотреть в противоположную сторону, то есть получится поворот друг к другу. Как-то так:
Или опять же, с портрета была сделана гравюра, а с гравюры отражение в зеркале на картине.
Я решила, что портрет для зеркального отражения Филиппа 4 был взят не старый, того года, а помоложе, там тоже есть со стоячим воротничком. Один из исследователей уверен, что портрет написан с точки зрения короля. Но король стоит немного слева от художника, позади его левого плеча относительно центра, а художник во время работы стоит по центру. То есть стоять он может в любом месте, но его взгляд на свою работу во время написания, рассредоточенный и расслабленный, (только при этом состоянии зрения он может видеть картину в целом), этот взгляд имеет свою главную ось по центру холста. Взгляд сфокусировался – все, нет живописи. Любая картина написана с точки зрения художника, с той же точки и только так зритель видит картину. А король стоит именно так, как стоят те, кто пришел посмотреть на работу художника.
Совершенно не надо быть математиком, архитектором, инженером, всеми специальностями, перечисленными Якимовичем, чтобы прикинуть, где стоит король. Для этого достаточно знаний по геометрии 7 класса и знаний законов Френеля за 9 класс. Собственно, всего одного закона отражения. Используя закон равенства углов падения и отражения можно узнать, где стоит тот, кто отражен в зеркале (дополнительные углы будут тоже равны, значит, и проекции углов равны). Но я уже публиковала этот чертеж здесь:.
https://dzen.ru/a/Yd-WtcaJSANM8DEA
Этим методом можно даже узнать больше – что видел Веласкес в зеркале своей Венеры.
Исходя из того, что некоторые исследователи считают, что картина написана с положения короля, можно ответить на вопрос, почему Филиппу 4 так нравилась эта картина, что он повесил ее в своих покоях, а не в картинной галерее. Ему нравилось, что так кажется, будто он сам пишет картину. Он сам рисовал, писал стихи.
Открытая дверь на заднем плане пропускает приличный поток света, конкурирующий со светом из окна справа. Дверь и ступени освещены светом из правого окна.
Любой луч не только моделирует форму предметов, но и обозначает границы пространства, расширяя их по-своему, так что эта дверь оставлена открытой автором для расширения пространства.
Многие удивлялись, почему гофмейстер королевы дон Хосе Ньето Веласкес стоит в такой странной позе, почему у него центр тяжести перенесен на одну ногу, другую поставил на ступеньку, будто хочет подниматься по лестнице. Это классическая поза, изобретенная античными мастерами, называется контрапост, опора на левую ногу, а правая кокетливо чуть отставлена. Первым после средних веков ее возродил Донателло. Веласкес и тут немного подшутил над античностью. Гофмейстер так стоит, в классической позе, просто ожидая королеву с мыслями: «Ну, скоро она там». Как бы пародия на контрапост.
Свет слева или справа, вот вопрос
Все знают, что фотографировать лучше спиной к солнцу, писать и рисовать, тоже лучше, не пуская источник света в кадр и свой обзор. Естественный свет обычно слева.
Все мы способны увидеть, пролистав список картин Веласкеса, что свет его картин и портретов происходит слева, слева, слева. В списке картин Веласкеса в Википедии я насчитала только 4 картины со светом справа из ста.
У Веласкеса свет обычно слева, когда портреты написаны у него в мастерской. Картина «Менины» написана в мастерской, однако свет на ней из правых окон. По многим портретам королевских особ понятно, что их писали с освещением слева, мастерская находилась во дворце, значит, они приходили туда позировать на сеансы.
Многие сетуют на некачественные зеркала того времени. В этом видят причину смазанности изображения короля с королевой и, кстати, Венеры с зеркалом Веласкеса. И до 1835 года, когда Либих придумал использовать серебро в покрытии зеркала, изображения были некачественными даже у зеркал венецианцев, которые считались лучшими, но здесь не в качестве дело. Законы отражения действуют одинаково для всех зеркал. С изобретением гравюры и улучшением ее качества в 16 веке, художники и граверы разумеется заметили, что гравюра дает зеркальное, повернутое изображение на 180 градусов по горизонтали. А гравюра давала несмазанное изображение.
Возможно, что сначала Веласкес сделал рисунок задуманной композицией, с него гравюру, и уже с гравюры написал картину «Фрейлины. Насколько художники увлекались отражениями-отпечатками показывают рисунки и гравюры с картины Рубенса:
Мы видим, что сладкая парочка в рисунке Рубенса находится в зеркальном отражении по отношению к живописной картине (рисунок Рубенса внизу, если кому не видно, гравюра вверху, это скан страницы, в инете этого нет). А гравюра, которую делал работник Рубенса, дает аналогичное картине положение парочки в листе. Картина создавалась с 1630 по 1635 год, а рисунок лично Рубенса, как вы видите, 1633 года. Сколько было в процессе сделано рисунков и гравюр, неизвестно, но явно, что процесс рисования и гравирования был вплетен в работу над картиной. Это мое дополнение к Веласкесу, и не лишнее. Надеюсь, загуглить само изображение картины Рубенса может любой.
И если не сохранились наброски композиции «Менины», то мы вполне можем предположить, что наброски и гравюры существовали, но уничтожены автором для приколу. Прикол состоялся? Значит шутка удалась!
Но над королем он конечно не шутил. Они вместе пошутили. И ведь действительно странно, что не было ни одного подготовительного наброска.
И вот странности, сравнимые с доказательствами:
1. Поза гофмейстера королевы Хосе Ньето Веласкеса показывает, что он собрался уходить, а без королевы он уйти не может, он открыватель ее дверей и он открыл перед ней дверь.
2. Изображенная инфанта представляет собой зеркальное отражение портрета Маргариты того же 1656г
3. Отражение в зеркале скомпоновано из реально существующих портретов Марианны и Филиппа 55-56гг в зеркальном отражении, законченных в разное время, но в этот момент они находятся в мастерской.
4. Постановка в пространстве Маргариты, как не отвечающее положению человека, который пришел посмотреть картину, а больше похоже на то, что девочка позирует.
5. Свет из окон справа, как не соответствующий реальному освещению в мастерской Веласкеса, где все портреты написаны освещенными слева.
6. Двойного портрета Филиппа и Марианны не существовало и нет оснований считать, что он пропал.
7. На месте художника слева от группы сначала стояла Мария Терезия (в будущем королева Франции, жена Людовика 14), дочь Филиппа 4 от первого брака.
8. Николасито Пертусато трогает собаку левой ногой и это нормально, если он левша. Соответственно рука поднята вверх правая, противоположная ноге, чтобы удержать равновесие. Он не пинает и не пихает, он хочет осторожно, шутя, потревожить собаку, или даже сделать только вид, поэтому он всплеснул руками, как некоторым кажется, нелогично, но его поза вполне естественна.
Если же фигуру (картину) отразить горизонтально, то у него будет поднята правая нога, как у большинства правшей. Соответственно рука поднимется вверх левая, противоположная ноге, чтобы удержать равновесие.
И если же мы поставим инфанту в положение по отношению к окну в котором художник писал первоначальный одиночный портрет (свет слева), то увидим большие перемены. Хосе Ньето не поднимается по лестнице, а спускается, Николасито трогает собаку правой ногой, король и королева стоят не за левым плечом автора, а за правым и т. д. все наоборот.
Если учесть, что Веласкес писал с натуры, хотя бы лица и, хотя бы один сеанс (одежду можно и по памяти), то каждая фигура могла приходить в разное время и могла быть написана как в прямом, так и в зеркальном отражении. Так что лучше точно знать, в какой части Алькасара находилась Каса дель Тесоро, где была мастерская мастера.
Что «сказал» художник? – Он раздвинул пространство назад и вперед двумя наполненными содержанием прямоугольниками внутри картины. Это он делал для себя, а не затем, чтобы что-то «сказать». Разумеется, наполненность исторической реальностью я не отрицаю, все это есть у А. Якимовича.
В процессе работы над жанровой, домашней (первое название La Familia от португальского «слуга», там ведь больше прислуги, чем королевских особ), сценой, он решал интересующие его пространственные задачи. Свет лепит не только форму, свет лепит, моделирует и окружающее пространство, организует объем присутствия наблюдателя. Дверь в задней стене, это еще одно пространство, добавляющее объема вглубь, а пространство в зеркале, это раздвигание объема на зрителя. Ближний план успешно отвлекает от этого внимание, и мы с трудом замечаем, что автор совместил и отъезд назад и наезд вперед. Ближний план разнообразием содержания перекрывает эти формальные поиски, а именно поиск интересует художника в отличие от зрителя, который ищет сюжета по своему пониманию. То, что некоторые остепененные люди приписывают Веласкесу сословную неудовлетворенность, меня крайне удивило. Художникам так редко выпадает быть накормленными, прилично одетыми и обутыми, и иметь возможность в конце концов заняться интересующим поиском, что за Веласкеса следует порадоваться. Осуществлять свои идеи за счет государства – мечта любого гения.
В отношении картин Рубенса, висящих в картине вверху фронтально, у меня тоже другая версия. Должен же быть в содержании смысл современной художнику идеологии. Он состоит в том, что, если при политеизме мифологические боги преследуют великих мастеров, несправедливо наказывают за высокое мастерство, называя их достоинство гордыней, то при христианском единобожии кистью мастера водит Бог.
Ставлю статью в спешке, потому что у меня что-то с Windows,как мне написали, и я не знаю, будет ли застра все работать. Если кто-то дочитал до конца, прошу запомнить, что мое имя Федорова Валентина Владимировна.
Предыдущая попытка разгадывания картины, но без доказательства и без знакомства со специальной литературой:
Статьи о контражурах тоже подводили меня к этому выводу.