Владимир Васильевич — личность на реке известная. Он встал у штурвала Волжского пароходства на заре новой экономической жизни в России (1990-е — 2000-е гг.) и уверенно провел его по волнам перемен.
Владимир Нефедов прошел путь от помощника механика в порту до заместителя главы республиканского совета и руководителя крупнейшей судоходной компании России. Его имя навсегда вписано в историю отрасли, в честь него назван «Метеор», на котором и сейчас можно с ветерком прокатиться по Волге. На канале «История Волжского пароходства» мы продолжаем цикл статей о выдающихся речниках.
В тему:
🔎 Адмирал Волги: «коротковская эпоха» расцвета флота.
Из учеников в начальники порта
Владимир Нефедов родился в Витебске (Беларусь) 28 апреля 1937 года. Совсем маленьким он застал Великую Отечественную войну. Воспоминания о тяжелом детстве, партизанских отрядах и времени, проведенном в немецком плену, сопровождали его на протяжении всей жизни.
После войны Владимир закончил школу, поступил в Рыбинское речное училище, успешно его окончил в 23 года. Первым его местом работы стал Рыбинский речной порт. Молодой парень пришел туда помощником механика и дорос до главного инженера. Спустя годы он вернется в порт уже начальником.
Владимир Нефедов начал свой профессиональный путь с речного предприятия как раз в тот момент, когда Рыбинский порт находился на этапе реконструкции, позволившей создать единую причальную зону с современной перегрузочной техникой.
Несколько лет Владимир Васильевич работал в партийных органах Ярославской области. У него был опыт подобной работы, так как в порту он выполнял обязанности секретаря парткома. А в 1981 году занял должность начальника Рыбинского речного порта. В годы работы Владимира Нефедова в состав Рыбинской гавани, одной из крупнейших на Волге, входили два грузовых района, пассажирское районное управление, судоремонтные мастерские и 4 приписные пристани. К этому времени все операции были практически полностью механизированы. В связи с ростом объемов строительства в Рыбинске и Ярославской области порт ежегодно проводил геологоразведочные работы в руслах рек и акватории Рыбинского водохранилища. Под руководством Нефедова изменилось оснащение пассажирских перевозок. По Волге мчались быстроходные «Метеоры» и «Ракеты».
Историю порта читайте в нашем материале👇.
🚢 Рыбинский порт — «житница Петербурга».
Начальник порта пяти морей
В 1987 году Владимира Нефедова пригласили стать начальником Казанского речного порта. Историки ставят Владимира Васильевича в ряд руководителей, которые сыграли важную роль в развитии предприятия и в совершенствовании портового хозяйства. Владимир Нефедов возглавил крупнейший порт Волжского бассейна, порт пяти морей.
«Казань занимала особое место в системе ВОРПа. Тогда он считался лучшим на Волге благодаря высокому уровню инфраструктуры, техническому оснащению. Порт занимался добычей гравия, песка, обогащенной песчано-гравийной смеси, ценного компонента для производства бетона, в том числе под заливку фундамента. ОПГС сразу отгружали на баржи, «Волго-Доны» и отправляли на комбинаты, где выпускали панели для домостроения, железобетонные конструкции для заводов. Порт сам проводил геологические изыскания на Каме», — рассказал Александр Алексеевич Шишкин, капитан дальнего плавания, капитан всех групп судов речного флота, заслуженный работник транспорта Российской Федерации, член Совета директоров Волжского пароходства, коллега нашего героя.
Казанский речной порт был оснащен новыми портальными, плавучими кранами и другими погрузочно-разгрузочными механизмами, полностью обходился без труда грузчиков. Добычей нерудных материалов занимались 30 собственных земснарядов.
Показав себя опытным хозяйственником и управленцем, заслужив доверие коллектива и руководства региона, Владимир Нефедов избрался заместителем председателя Верховного Совета Татарской АССР, участвовал в разработке новой конституции республики.
Историю Казанского порта читайте в нашей публикации:
🚢 Речные порты Волжского бассейна: Казань.
Яркий этап биографии Владимира Нефедова, совпавший с переломными событиями в истории, связан с работой в Волжском объединенном речном пароходстве. Он возглавил крупнейшее судоходное предприятие в 1991-м состоявшимся профессионалом, имея за плечами большой опыт работы и серьезную школу отрасли. О том, как на протяжении десятилетия, которое выпало на руководство Владимира Васильевича, менялось отечественное судоходство, можно написать не одну книгу. Это была заря новой хозяйственной и экономической жизни.
В архиве первого президента РФ Бориса Ельцина сохранился уникальный документ — письмо с приглашением на грандиозный праздник, 150-летний юбилей Волжского пароходства за подписью Владимира Нефедова.
Благодаря этому историческому документу мы из первых уст Владимира Нефедова узнаем, как работало и развивалось Волжское пароходство в тот период.
«Даже в условиях перехода к рынку пароходство изыскивает возможности для приобретения новых судов смешанного “река-море” плавания, а также осуществляет модернизацию действующего флота, переоборудование грузовых теплоходов внутреннего плавания (овощевозы, контейнеровозы, “Волго-Доны”) для работы в морских условиях. Волжское пароходство стало первым речным предприятием России, перешедшим на полный хозрасчет, а в I992 году удалось удовлетворить потребности всех заявителей перевозок и обеспечить работой высококвалифицированных работников. Ближайшая задача речников Волги — сохранение технологической целостности транспортного процесса, обновление флота, проведение постоянных мероприятий по подготовке и переподготовка специалистов речного транспорта», — писал начальник Волжского пароходства Владимир Нефедов.
В ответ на письмо коллектив пароходства и лично Владимир Васильевич получили поздравление главы государства.
В 1994 году Владимир Нефедов как директор ведущего речного предприятия с богатейшим опытом в отрасли был включен в состав Совета по промышленной политике и предпринимательству при Правительстве РФ.
«Нефедов был неординарной личностью, волевым руководителем, человеком опытным, образованным. Он понимал и реально оценивал масштаб перемен в стране и предпринимал всевозможные усилия, чтобы сохранить Волжское пароходство», — говорит Александр Алексеевич.
Свой пост Владимир Нефедов, заслуженный работник транспорта РФ, покинул в 2000-м году, заложив основы для дальнейшего успешного развития компании.
«Владимир Нефедов» открывает навигацию
Из Казанского речного порта, которым когда-то руководил Владимир Нефедов, гордо выходит и скользит по волнам скоростное судно, названное в 2017 году в честь начальника Волжского пароходства. В этом году «Метеор-212» открыл пассажирскую навигацию в Татарстане.
Интересна и судьба самого «Метеора». Это одно из немногих легендарных судов на подводных крыльях, которое до сих пор курсирует по Волге. Его проект разработан под руководством легендарного Ростислава Алексеева. «Парящие» теплоходы — самая массовая серия скоростных речных судов. Всего на воду было спущено около 400 «Метеоров», которые активно использовались не только в СССР, но и почти в двух десятках стран.
«Метеор-212» выпущен 31 августа 1986 года на судостроительном заводе в Зеленодольске (Татарстан). Он курсировал до 2004 года. Затем был перерыв в эксплуатации. В 2016 году судно было модернизировано и вернулось на регулярные линии. На теплоходе заменили главный двигатель на более современный и поменяли части судовых систем. В мае 2017 года обновленный «Метеор» получил имя Владимира Нефедова.
Читайте также:
Легенда о «Метеоре» — как создавались знаменитые суда на подводных крыльях.