Найти в Дзене

«РЕЙВОЛЮЦИЯ» СЛОВАМИ ЕЁ УЧАСТНИКОВ

В то время, пока, благодаря формейшену, Москва погружалась в андеграуд (об этом был предыдущий пост), молодёжь «культурной столицы» жила совсем иной, прямо противоположной, жизнью. Буквально с первых дней последнего десятилетия XX века оно было ознаменовано таким явлением как рейв. А о том, как всё это происходило подробно рассказано в книге «Рейволюция. Как это было на самом деле». В качестве авторов указаны Олег Азелицкий aka DJ Slon & Кирилл Иванов, хотя фактически это сборник интервью с теми, кто принимал в этой самой рейволюции непосредственное участие: промоутерами (Денис Одинг, Константин Назаров, Михаил Воронцов, Никита Маршунок), DJ-ми (Лена Попова, Слон (Олег Азелицкий), Лавски (Константин Петров, Массаш (Александр Массальский), Бумер (Федор Крылов) и др.), журналисты (Сергей Мельников, Вадим Воронов). Книга вышла в серии «Стогoff project» в 2007 г., но с тех пор минимум трижды переиздавалась. Началось всё традиционно – с музыки. С довольно мощного коктейля из хауса и техно.

В то время, пока, благодаря формейшену, Москва погружалась в андеграуд (об этом был предыдущий пост), молодёжь «культурной столицы» жила совсем иной, прямо противоположной, жизнью. Буквально с первых дней последнего десятилетия XX века оно было ознаменовано таким явлением как рейв. А о том, как всё это происходило подробно рассказано в книге «Рейволюция. Как это было на самом деле». В качестве авторов указаны Олег Азелицкий aka DJ Slon & Кирилл Иванов, хотя фактически это сборник интервью с теми, кто принимал в этой самой рейволюции непосредственное участие: промоутерами (Денис Одинг, Константин Назаров, Михаил Воронцов, Никита Маршунок), DJ-ми (Лена Попова, Слон (Олег Азелицкий), Лавски (Константин Петров, Массаш (Александр Массальский), Бумер (Федор Крылов) и др.), журналисты (Сергей Мельников, Вадим Воронов). Книга вышла в серии «Стогoff project» в 2007 г., но с тех пор минимум трижды переиздавалась.

-2

Началось всё традиционно – с музыки. С довольно мощного коктейля из хауса и техно. Причем важным было даже не появление этих новых электронных стилей как таковых. А то что, понадобились две важные составляющие: где такую музыку слушать и кто её будет ставить. На первый вопрос ответ в книге дан довольно чёткий: первым таким местом стал сквот в Свечном переулке. Совсем юные художники Одинг и Назаров заняли пустующую квартиру, снесли все лишние перегородки, установили аппаратуру и понеслась.

-3

Хотя примечательно то, что событие, которое большинство героев книги называют ключевым, произошло не в Петербурге, а всё таки в Москве. 14 декабря 1992 г. в павильоне «Космос» на ВДНХ состоялась первая в стране крупная рейв-вечеринка «Гагарин-party». Правда, организацией его всё равно занимались питерские ребята. Они же привезли с собой часть публики. В итоге то мероприятие посетило три тысячи человек и эту волну уже было невозможно остановить.

-4

В Петербурге лубные вечеринки стали устраиваться в самых неожиданных местах: в бассейне, в планетарии, в бывшем дворце. Клубящейся молодёжи становилось тесно в засквотеренных квартирах, какими бы просторными они не были. Им требовалось всё больше пространства. Для удовлетворения этой потребности в 1993 г. и был открыт первый транс-клуб «Тоннель», расположенный в бывшем военном бункере и просуществовавший до 1997 г. С 1996 г. ведёт свою историю крупнейший open-airs на открытом воздухе – «Республика Казантип», проводимая в недостроенном атомном реакторе недалеко от Крыма. Наряду с ними открывались и закрывались другие клубы и проводились самые разнообразные вечеринки. Популярности им добавляли передачи на телевидение и появление собственных тематических радиостанций.

-5

Но главными во всём этом были те, от кого зависело звучание этих мероприятий. Для того что бы играть такую музыку нужно было определённым образом сводить виниловые пластинки, чтобы они микшировали друг с другом и не теряли заданный ритм. Людей, которые это делали называли DJ. В 1993 по всей стране их от силы было восемь человек. Всего через полтора года только в Петербурге около 30. Появлялись DJ и в других городах страны. Правда, в любом случае добиваться признания они отправлялись в столицы. Например, DJ Бумер прибыл из Перми. Первоначально среди них не было конкуренции. Они даже учились друг у друга. Но очень скоро, каждый начинал считать себя звездой. Практически каждый DJ, чьё интервью приведено в книге утверждает, что это он изобрёл этот стиль и именно с него нужно вести историю отечественного рейва. Рейволюция, как и любая другая революция, постепенно пожирала своих детей.

-6

Герои книги не обходят вниманием и другие важные элементы рейв-движения. Первый – это то, что в то время называли «ЭКСТАЗИ». Своеобразные препараты, которые придавали энергии и позволяли безостановочно клубится всю ночь. По понятным причинам, герои книги довольно сдержанно рассказывают о распространенности этих препаратов, стараясь ограничиваться только общими фразами. Но даже из этих высказываний можно сделать вывод о том, что они были неотъемлемой составной частью таких вечеринок. Причем они были спаяны так крепко, что не разорвёшь.

-7

Другая важная часть – это повышенное внимание со стороны криминальных структур. Причём это были как простые «отморозки», которые приходили на вечеринки исключительно ради драки с «модниками», так и криминальные авторитеты, которые хотели целиком контролировать конкретный клуб. В отдельных случаях им это даже удавалось. Как только бандиты начали превращаться в респектабельных бизнесменов, то они уже сами стали открывать свои клубы. На их место пришли представители различных «проверяющих» госорганов, которые наносили клубам гораздо больший ущерб, чем «братки».

-8

Где-то на этом стыке и начал появляться тот перелом, который очень быстро похоронит рейволюцию. Вечеринки становят обычным модным времяпрепровождением. После 1996 г. в клубы вдруг повалили толпы непонятных людей. Гламур стал вытеснять концептуальную составляющую. А музыка начала становится просто фоном для досуга. Русские техно и рейв появились в Петербурге, но умирать они стали от сильной московской коммерциализации. Была попытка максимально разводить чистое творчество и получение прибыли. Но практика показала, что в этом случае всегда погибало первое.

-9

Важную роль сыграло ещё и то, что в клубной жизни, была очень быстрая смена поколений. Ситуацию точно охарактеризовал в книге DJ Кома: «рейверы меняются волнами». Клубящиеся в 1995 г. уже считали глубокими стариками своих ровесников из 1993. Посетители клубов в 1998 г. не понимали тех, кто был завсегдатем вечеринок за пару лет до них. Именно этот год в книге назван финальным. Финансовый дефолт совпал с кризисом идей. Уже в самом начале нулевых движение перестало существовать вовсе. Клубы стали просто одним из элементов окружающей реальности. Обыденность засосала техно-революционеров. Потому-то когда в последней главе герои «Рейволюции» начинают говорить о текущей реальности (напомню, книга вышла в 2007 г.), в их словах ощущается одновременно усталость и радость от того, что всё это уже закончилось.

-10

Не буду скрывать, эстетика рейв-культуры далека от меня. В то время, когда происходили описанные в книге события, я был вначале простым тюменским школьником, а потом панкующим школьником. Хотя буквально через дорогу от моего дома находился клуб Batman. Он был одной из главных точек городской рейв-жизни. Но вся клубная вакханалия доносилась до меня лишь отдаленными ударами техно-бита. В будущем мои посещения подобных заведений можно пересчитать по пальцам одной руки. Но я знал многих, для кого эта музыка и клубная культура стали образом жизни. Потому поздравляю всех «жертв» и «ветеранов» с отмечаемым сегодня Всероссийским днём рейвера.

-11

ПыСы. В канале можно прочитать обхоры на другие книги, вышедшие в серии «Стогoff project»:

ИЛЬЯ СТОГОFF О ЗНАЧИМЫХ ГРУППАХ НУЛЕВЫХ

ИСТОРИЧЕСКИЕ «ОТКРЫТИЯ» ИЛЬИ СТОГОВА

ДВА МИРА ДМИТРИЯ ЖВАНИЯ

РОССИЙСКИЙ ПАНК-РОК В ИНТЕРВЬЮ С ЕГО УЧАСТНИКАМИ