Найти тему

ДВА МИРА ДМИТРИЯ ЖВАНИЯ

Книги Дмитрия Жвания
Книги Дмитрия Жвания

Скажу откровенно, когда я писал обзор на книгу Владимира Козлова «Фанаты», то у меня было желания рассмотреть ее в совокупности с книгой одного из первых российских ultras Дмитрия Жвания «Записки фаната. Битва за сектор». В ней личные воспоминания о том, каким был футбольный и хоккейный фанатизм в последние советские годы, тесно переплетены с попыткой разобраться в подоплеке именно российского фан-движения, что сделало его таким, каким мы его знаем, каковы его социальные корни. По сути это бы прекрасным и ярким дополнением к «Фанатам» и своеобразной его иллюстрацией.

Но затем я понял, что эту книгу Ары (именно под таким именем Жвания известен среди фанатов) нельзя читать в отрыве от других его воспоминаний «Путь хунвейбина. Хроники последней русской революции», содержащей уже совсем другие, политические, воспоминания Жвания. По сути обе эти книги являются дилогией о становлении личности от перестройки до конца первой пятилетки нулевых. И отделить эти книги друг от друга, это значит прервать то самое повествование и значит не понять как ленинградский подросток фанат СКА стал анархистом и троцкистом.

Дмитрий Жвания на одном из митингов. Фото в книге "Путь хунвейбина"
Дмитрий Жвания на одном из митингов. Фото в книге "Путь хунвейбина"

С чего же все началось для Дмитрия? Как и у многих молодых людей – с юношеского бунтарства. Только давать выход этому самому бунтарству Жвания пошел не в рок-клуб, как это дело большинство его сверстников, а на стадион. Вернее на 33 сектор, где всегда собирались фанаты. Из того же духа бунтарства он не стал болеть за традиционный для питерцев «Зенит», а практически сразу переключился на ЦСКА. А затем, не забрасывая совсем футбол, все больше внимания стал уделять фанатению за хоккейный СКА. Итогом этого стало то, что именно он положил начало красно-синим бригадам в Питере.

Из воспоминаний матчей, драк и заграничных выездов (необходимая вещь для того, что бы стать «правым фанатом»), щедро приправленных алкоголем и женским развратом коварством, к Дмитрию приходит важное понимание: «Для настоящего фаната личный интерес сливается с интересами КОМАНДЫ в одно целое… КОМАНДА для фаната – это история клуба, его цвета, его герб, его достижения и поражения. КОМАНДА для фаната – это как Родина…»

Фото из книги "Путь хунвейбина"
Фото из книги "Путь хунвейбина"

Это осознание привело к тому, что Дмитрию стало тесно в рамках простого фанатизма, ему потребовалось расширять горизонты для воплощения этого ощущения за пределами фан-движения. А в перестроечной реальности для полного сил молодого человека такой путь был один – радикальная политика. Терзаемый сомнениями, Жвания стремится найти именно ту организацию, которая бы наиболее адекватно отражала его внутренне стремление к справедливости. В этих поисках он проходит через многие «левые» движения, существовавшие в стране с 1987 г. по 1997 г. Вначале сам создает Анархо-коммунистический революционный союз. Но уже к 1990 г. понимает, что «анархизм в чистом виде больше не катит» и потому взялся за изучение Троцкого. При чем набирался он знаний не только в теории, но и на практике, активно участвуя в уличных акциях малочисленных троцкистских групп в Париже и заседая на съезде очередного интернационала в Лондоне.

Может показаться удивительным, что человек с такими взглядами в 1995 г. оказался активным участником запрещенной ныне в России партии, во главе которой стояли Александр Дугин и Эдуард Лимонов. Проработав в ней некоторое время и разочаровашись в данной партии как таковой, именно Жвания в 1997 г. становится гаулейтером питерского отделения партии «потому, что старался быть честным. Пусть я не очень серьезно относился к себе самому, но к своим взглядам я всегда относился ЧРЕЗВЫЧАЙНО серьезно» - так объясняет Дмитрий этот поступок. Но внутренний раскол питерского отделения привел к мысли, что вступление в эту партию оказалось ошибкой. А может быть просто партия не стала той самой КОМАНДОЙ, призванной стать всем и встать в один ряд с Родиной?

Дмитрий Жвания на одном из митингов. Фото в книге "Путь хунвейбина"
Дмитрий Жвания на одном из митингов. Фото в книге "Путь хунвейбина"

И тут, совершив причудливый кульбит, нужно вернуться в то место «Записок фаната» где автор рассуждает о совместимости фанатизма и политики. С одной стороны Дмитрий констатирует, что все больше «фирм» заражены националистическими взглядами, что вылилось в участии фанатов в нескольких крупных погромах. С другой стороны на момент написания книги именно фанаты были основной ударной силой кремлевского движения «Наши», которое прикрывалось антифашистской риторикой. Ара пишет: «Все фанаты, как политические активисты, так и аполиты, с презрением наблюдают за тем, как власть и чиновники примазываются к победам их любимцев. А это примазывание происходит постоянно». Тем самым он поднимает большую проблему не столько фанатов, сколько политики. Может быть потому, возглавляемое им малочисленное движение «Рабочее борьба» так и не смогло вписаться в политическую жизнь страны? Не зря же почти каждая глава в «Пути хунвейбина» заканчивается констатацией очередной политической неудачи и словами о том, что нужно «снова начинать с нуля». И Жвания всегда начинал, ровно тем же упорством, с которым всегда возвращается на сектор.

«Свобода – все! Остальное – ничто! Бороться за свободу – кто отыщет смысл жизни благороднее, чем этот? Вот только не стоит забывать, что подлинной свободы в этом мире ты все равно не достигнешь и бороться тебе предстоит безо всякой надежды на победу. Потому что свобода – в самом процессе борьбы» - так пишет анархист Дмитрий Жвания. «Только будучи частью коллектива, завоевавшего право быть свободным, человек осознает, что свобода – это привилегия, ее нужно завоевать, а потом – защитить» - словно отвечает ему через годы ultras Ара.

Фото из книги "Путь хунвейбина"
Фото из книги "Путь хунвейбина"

В итоге эти почти художественные воспоминания складываются в своеобразный диптих, в котором «Битва» - это «Отрочество», а «Путь» - это «Юность». Но для завершения полотна нужна еще одна книга воспоминаний (вероятнее всего о журналистской работе) под условным названием «Зрелость», в которой окончательно завершиться становление героя и он сможет обрести эту самую «свободу».

ПыСы. Сегодня Дмитрию Жвания исполняется 55 лет, с чем его сердечно поздравляем! Пусть этот пост будет ему маленьким, но радостным подарком!