Найти в Дзене

Удавалось ли археологам найти уцелевшие тела римских императоров?

Оглавление

Увы, ответ скорее отрицательный. Тела большинства императоров были либо уничтожены, либо их следы затерялись в веках. Чтобы понять, почему это произошло, стоит рассмотреть похоронные обычаи древних римлян и то, как эти традиции влияли на сохранность императорских останков.

© Flickr
© Flickr

На ранних этапах римской истории, в период Римского царства и Ранней республики, умерших чаще всего хоронили в земле. Однако с развитием культуры кремация стала доминирующей практикой. Тела сжигали, а прах помещали в урны. Это касалось и римских императоров.

Римляне выбирали кремацию по нескольким причинам, которые коренились в их культуре, религии и практических соображениях.

Религиозные верования. Кремация имела важное символическое значение. Римляне верили, что огонь очищает душу, помогая ей быстрее достичь загробного мира. Этот ритуал был связан с уважением к предкам и желанием освободить дух умершего для дальнейшего существования в мире мертвых.

Почтение богам. Кремация считалась способом посвятить тело умершего богам. Сжигание тела сопровождалось жертвоприношениями и молитвами, которые, как считалось, помогали душам заслужить благосклонность богов.

Гигиенические причины. В густонаселенных городах, таких как Рим, кремация помогала избежать эпидемий. Разложение тел могло стать источником болезней, а сжигание решало эту проблему. В римской культуре практичность часто шла рука об руку с религиозными обычаями.

Экономичность и простота. Кремация требовала меньше земли, чем захоронение. В условиях перенаселенных римских городов и ограниченного пространства кремация позволяла экономить место. Урны с прахом можно было хранить в колумбариях — специальных сооружениях, напоминавших современные кладбища, только в компактной форме.

Влияние греческой культуры. Римская культура в значительной степени была заимствована у греков, где кремация также практиковалась. Для римлян, особенно в эпоху Республики, такие ритуалы подчеркивали их культурную близость к греческому миру.

Социальный символизм. Кремация могла символизировать определенный социальный статус. Процесс сопровождался публичными церемониями, которые были частью памяти об усопшем. Знатные римляне устраивали пышные похоронные процессии с последующим сожжением тела, что подчеркивало их высокий статус.

Первый кремированный император

Первый император Рима, Октавиан Август (27 год до н. э. – 14 год н. э.), был кремирован, а его прах поместили в специально построенный мавзолей. Это здание, известное как Мавзолей Августа, стало усыпальницей для представителей династии Юлиев-Клавдиев. Позднее другие императоры, такие как Адриан, также создавали собственные мавзолеи. Так, например, Адрианов мавзолей (ныне известный как Замок Святого Ангела) был построен для захоронения его праха и членов его семьи.

Вероятно, так выглядел мавзолей Адриана. Макет в Музее римской цивилизации
Вероятно, так выглядел мавзолей Адриана. Макет в Музее римской цивилизации

Однако судьба этих мавзолеев оказалась печальной. Во времена нашествия варваров многие из них были разграблены. Так, в 410 году, когда Рим захватили вестготы под предводительством Алариха, усыпальницы вскрыли, а урны разбили и прах рассеяли.

Потерянные тела на полях сражений

Некоторые императоры погибали в сражениях, и их тела исчезали. Например, Валериана, правившего в III веке н. э., пленили персы. Согласно свидетельствам, его унизили, а затем убили. Останки императора мумифицировали и хранили как трофей, но до наших дней они не дошли.

Часть конструкции, которая когда-то была мавзолееем Августа / © Wikimedia
Часть конструкции, которая когда-то была мавзолееем Августа / © Wikimedia

Многие императоры, погибшие во время гражданских или внешних войн, также не получали достойных захоронений. Их тела могли оставить на поле боя или захоронить в безымянных могилах.

Изменения в похоронных традициях

К концу II века н. э. традиция кремации начала отходить на второй план. С распространением христианства практика захоронения в землю (ингумация) стала доминировать. Например, Константина Великого, основателя Константинополя, похоронили в Церкви Святых Апостолов. Эта церковь служила одновременно местом захоронения императоров и христианских реликвий. Здесь покоились римские императоры от Константина I до Константина VIII.

Однако и эти захоронения не избежали разграблений. В 1204 году, во время Четвертого крестового похода, крестоносцы разграбили Константинополь. Они вскрыли гробницы, повредили тела и уничтожили многие из них. Например, император Василий II был похоронен отдельно, в церкви Святого Иоанна Богослова, но и его останки подверглись поруганию. Крестоносцы насмехались над ним, вставив флейту в рот его тела.

Монастырь Успения Богородицы Варнакова / © Wikimedia
Монастырь Успения Богородицы Варнакова / © Wikimedia

С окончательным падением Константинополя в 1453 году и его захватом Османской империей остатки императорских тел были уничтожены окончательно. Монастыри и церкви, где они могли бы быть захоронены, превратили в мечети, а усыпальницы императоров разрушили.

Уцелевшие останки: исключения из правил

Несмотря на общую картину разрушений, есть редкие случаи сохранения останков правителей. Например, тело византийской императрицы Феодоры (815–867) частично дошло до наших дней. Феодора, супруга императора Феофила, была канонизирована как святая за восстановление почитания икон в христианстве. После падения Константинополя ее тело перенесли на остров Керкира (Корфу), где оно находится в Митрополитической церкви. Однако ее останки не сохранились полностью — голова императрицы утеряна.

Останки императрицы Феодоры / © Flickr
Останки императрицы Феодоры / © Flickr

Еще один интересный случай связан с монастырем Панагии Варнаковы в Греции. Здесь ученые нашли могилы представителей династии Комнинов, которые покровительствовали этому монастырю. Эти находки дают надежду на то, что уцелевшие императорские захоронения еще могут быть обнаружены.

Почему мы не находим тела императоров?

Главной причиной исчезновения тел римских императоров стали похоронные традиции. Кремация уничтожала сами тела, оставляя лишь прах. Захоронения в мавзолеях не были защищены от мародеров. А те, кто погибал вдали от родины, оставались забытыми.

Культурные и политические потрясения также играли свою роль. Варварские нашествия, крестовые походы и османское завоевание уничтожили большинство известных захоронений.

Тем не менее, археологам еще предстоит исследовать множество монастырей и старинных церквей, которые могут скрывать забытые гробницы. История все еще может преподнести нам сюрпризы.

---------

Смотрите нас на youtube. Еще больше интересных постов на научные темы в нашем Telegram.

Заходите на наш сайт, там мы публикуем новости и лонгриды на научные темы. Следите за новостями из мира науки и технологий на странице издания в Google Новости