Найти в Дзене
Вести Тула

Выставка “Близкие технологии” в Октаве делает реальность проницаемой

Могут ли текстовые и голосовые сообщения тронуть сердце человека, находящегося за много километров? Новая выставка “Близкие технологии”, которая открывается сегодня в творческом индустриальном кластере “Октава” – это исследование взаимодействия человека и цифровых технологий в контексте развития сенсорных систем. В студии Вестей художник, исследователь направления Science Art в России сооснователь и генеральный директор мастерской экспозиционных решений «Тактик студио» Владлена Громова и куратор выставки Елена Демидова.

Как можно соединить науку, научные методы, искусство и сенсорные возможности человека?

Если мы говорим о привязке к выставке “Близкие технологии”, то на выставке зрители могут не только в обычном режиме воспринимать произведения искусства, но также использовать свои другие каналы, например, прикасаться к работам. Могут изыскивать свои собственные наблюдения: что же они испытывают, какие психофизиологические процессы у них внутри происходят. Для того, чтобы создавать такие проекты художники обращаются к теории, консультируются с учёными.

Для всех любителей записывать и отправлять голосовые сообщения, каким должно быть голосовое сообщение, чтобы действительно тронуло? Как проходит научная оцифровка восхищения, оцифровка трепета. В чем это проявляется?

Здесь, наверное, нужно так пояснить. Это не то самое голосовое сообщение, о котором мы сейчас подумали, как сообщение в мессенджере, это сообщение, например, голосом, которое переводится в какой-то световой сигнал или тактильный сигнал. И человек уже сам для себя через какое-то время начинает распаковывать эти смыслы.

Владлена, расскажите о своей работе. Вы как художник на этой выставке и исследователь. В чем научность вашей работы?

Мне кажется, что конкретно на этой выставке преимущество за технологиями, а не за наукой. То есть посетитель может испытать там какие-то новые эмоции. Необязательно думать о том, в чем научность, а в чем фантазия художника, где они вообще отличаются. Важно, что технологии позволяют сделать реальность проницаемой, испытать тот опыт, который вы не можете испытать просто так. Например, в нашей работе, сидя где-то в Москве или, когда вы спите у себя дома, в постели уютной, вы можете ощущать привязку к какому-то далёкому месту в лесу, через вибросигнал. То есть в лесу идёт жизнь, там стоят специальные датчики, там бегают кроты, полевые мыши, есть крупные насекомые. И когда на вас надеты эти девайсы за много километров от этого леса, вы можете ощущать связь с этим местом, с биоценозом, с той жизнью, которая там протекает, при том, что вы совершенно далеко, и в этом преимущество технологий, вы можете оказаться в ситуации, в которой не можете оказаться в обычной жизни.

Выставка звучит очень сложно. Представить это и как-то визуализировать действительно тяжело. Означает ли это, что, придя на эту выставку, человек должен быть подготовлен в плане искусства или то, что там экспонируется, будет понятно большому кругу людей?

Действительно, обычно мы думаем, что искусство сложно понять, но именно на этой выставке, с одной стороны, мы можем вполне себе представить и зрителей от совершенно малого возраста до уже таких зрелых посетителей, и всем это будет доступно, поскольку здесь несколько плоскостей, как зритель может присоединяться к этой работе.

Он может погрузиться в философию, которую художник закладывает в работу, и это представлено на экспликации. С другой стороны, он может это просто через такой игровой формат зайти в эту работу, потому что они, по сути, иммерсивные. Все работы мультисенсорные. То есть нужно выбирать, через какой канал получать это сообщение.

Мне кажется, очень важно быть открытым новому опыту. Это все, что нужно от посетителя хотеть что-то прочувствовать, чего раньше было невозможно.

Выставки в Октаве никогда не бывают просто развлекательными, мы уже поняли, всегда есть концепция, всегда есть определённый смысл. Какой message хочет сообщить эта выставка всем посетителям?

Мы все находимся в поиске той самой границы, где технологии остаются на службе человека, а где, возможно, есть какая-то грань, за которую мы так боимся перейти. И вот мы смотрим, где эта грань между нашей человеческой свободой принятия решения. Или, может быть, мы что-то уже делегировали технологиям, а также мы грустим о том, что все больше цифры в нашем мире. И, может быть, нужно немножко вернуться к физическому миру и поразмышлять о каких-то ощущениях, о каких-то впечатлениях, которые связаны именно с нами, с нашим сердцем, с нашими переживаниями.

Выставка с 7 декабря по 16 марта в кластере Октава в Музее станка.