Найти тему

Рубрика #ВопросОтвет

1. Вопрос об уровнях цен в сметной документации. Сплит-форма выходит во второй половине второго месяце квартала (например, сплит-форма 4 кв. 2024 выйдет примерно 25 ноября 2024г.). Если расчет сметной документации начинается в первом месяце текущего квартала и предается заказчику в первой половине второго месяца текущего квартала или ранее – то есть до выхода сплит-формы текущего квартала (например, сметы начинаем считать в октябре 2024 и передаем заказчику в первых числах ноября 2024 - то сплит-форму мы вынуждены использовать 3 кв. 2024, т.к. 4 кв. к моменту передачи смет заказчику не выйдет), то мы вынуждены считать сметную документацию (позиции из ФСНБ) в уровне цен предыдущего квартала. Подготовка КАЦ и запрос КП происходит так же в период с первого месяца текущего квартала по первую половину второго месяца текущего квартала - то есть до выхода сплит-формы текущего квартала (например, КП запрашиваем и получаем в октябре 2024 - это уже 4 кв. 2024). Поставщики выдают ценовые предложения на дату запроса – в уровне цен текущего квартала. Таким образом позиции сметной документации, принятые из ФСНБ учитываются в уровне цен предыдущего квартала (так как на момент подготовки и передачи сметной документации, сплит-форма текущего квартала не опубликована), а позиции, принятые по КАЦ – в уровне цен текущего квартала, так как поставщики не выдают ценовые предложения «задним числом». Каким образом корректно увязать уровень цен ФСНБ и КАЦ (с учетом того, что подавляющее большинство поставщиков выдает ценовые предложения только на текущую дату, получить предложения с ценами за прошедшие периоды практически невозможно)?

Определение сметной стоимости строительства на этапе архитектурно-строительного проектирования по объектам, финансируемым в порядке, установленном частью 1 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ), осуществляется с обязательным применением сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов (далее – ФРСН), и сметных цен строительных ресурсов.

В соответствии с пунктом 20(1) Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145 (далее – Положение № 145), если после определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации сметные нормативы, федеральные единичные расценки, в том числе их отдельные составляющие, к сметным нормам, информация о которых включена в федеральный реестр сметных нормативов, и (или) сметные цены строительных ресурсов, с учетом которых были осуществлены расчеты сметной стоимости, изменились, представление сметной документации для проведения проверки достоверности определения сметной стоимости осуществляется после корректировки сметной документации с учетом цен, сложившихся на дату ее представления застройщику, техническому заказчику или лицу, обеспечившему выполнение инженерных изысканий и (или) подготовку проектной документации в случаях, предусмотренных частями 1.1 и 1.2 статьи 48 ГрК РФ.

На основании подпункта «к(2)» пункта 13 Положения № 145 представляется также документ, подтверждающий передачу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий соответствующему лицу.

При проверке достоверности определения сметной стоимости согласно пункту 27(3) Положения № 145 осуществляется изучение и оценку расчетов, содержащихся в сметной документации, в целях установления их соответствия утвержденным сметным нормативам, единичным расценкам, в том числе их отдельным составляющим, к сметным нормам, индексам изменения сметной стоимости, информация о которых включена в ФРСН, сметным ценам строительных ресурсов в текущем уровне цен и (или) в уровне цен по состоянию на 01.01.2022, индексам изменения сметной стоимости по группам однородных строительных ресурсов, размещенным в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве (далее – ФГИС ЦС), физическим объемам работ, конструктивным, организационно-технологическим и другим решениям, предусмотренным проектной документацией.

Методикой определения сметной стоимости строительства, реконструкции и капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденной приказом Минстроя России от 04.08.2020 № 421/пр (далее – Методика № 421/пр), установлены единые методы формирования сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия на этапе архитектурно-строительного проектирования, подготовки сметы на снос объекта капитального строительства.

Согласно пункту 11 Методики № 421/пр при определении сметной стоимости строительства ресурсно-индексным методом, в случае отсутствия сметных цен строительных ресурсов в текущем уровне цен в ФГИС ЦС, применяются индексы, указанные в подпунктах «г»–«ж» пункта 11 Методики № 421/пр. Сметная стоимость строительства базисно-индексным или ресурсно-индексным методами определяется с применением индексов изменения сметной стоимости, сведения о которых последними включены в ФРСН.

При этом, приведение текущих цен на материальные ресурсы и оборудование в базисный уровень цен по состоянию на 01.01.2000 осуществляется обратным счетом путем деления их текущих цен на индекс изменения сметной стоимости в соответствии с пунктами 11 и 45 Методики № 421/пр.

В соответствии с пунктом 13 Методики № 421/пр при отсутствии в ФГИС ЦС данных о сметных ценах в базисном или текущем уровне цен на отдельные материальные ресурсы и оборудование, а также сметных нормативов на отдельные виды работ и услуг допускается определение их сметной стоимости по наиболее экономичному варианту, определенному на основании сбора информации о текущих ценах (конъюнктурный анализ).

Согласно пункту 14 Методики № 421/пр обосновывающие стоимость в текущих ценах документы должны быть получены в период, не превышающий 6 месяцев до момента определения сметной стоимости.

Учитывая изложенное, представление сметной документации для проведения проверки достоверности определения сметной стоимости осуществляется с учетом цен, сложившихся на дату ее представления застройщику, техническому заказчику или лицу, обеспечившему выполнение инженерных изысканий и (или) подготовку проектной документации. При этом обосновывающие документы результатов конъюнктурного анализа должны быть получены в период, не превышающий 6 месяцев до момента определения такой сметной стоимости строительства.

2. Составленный конъюнктурный анализ в соответствии с пунктом 13 Методики № 421/пр., оформляются в соответствии с рекомендуемой формой, приведенной в приложении № 1 к Методике № 421/пр, и подписываются застройщиком или техническим заказчиком (далее – заказчик). Кто должен проверять стоимость материалов и оборудования, представленные в конъюнктурном анализе и прайс-листах? Нужно ли до захода в экспертизу, на проверку достоверности определения сметной стоимости, предоставлять конъюнктурный анализ для согласования и проверки стоимости материалов и оборудования взятых по прайс-листам в другие организации, уполномоченные осуществлять проверку стоимости материалов и оборудования взяты по прайс-листам и коммерческим предложениям?

Методикой определения сметной стоимости строительства, реконструкции и капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденной приказом Минстроя России от 04.08.2020 № 421/пр (далее – Методика № 421/пр), установлены единые методы формирования сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия на этапе архитектурно-строительного проектирования, подготовки сметы на снос объекта капитального строительства.

Требования к выполнению конъюнктурного анализа установлены пунктами 13–21 Методики № 421/пр.

В соответствии с пунктом 90 Методики № 421/пр при отсутствии данных по отдельным материальным ресурсам в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве их сметная цена в текущем уровне формируется на основании расчета в соответствии со сметными нормативами, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, и результатов конъюнктурного анализа текущих цен не менее 3 (трех) (при наличии) производителей и (или) поставщиков в соответствии с положениями пунктов 13–21 Методики № 421/пр.

Результаты конъюнктурного анализа оформляются в соответствии с рекомендуемой формой, приведенной в Приложении № 1 к Методике № 421/пр, подписанными уполномоченным лицом заказчика.

Для проведения конъюнктурного анализа используется информация, в том числе из открытых и (или) официальных источников о текущих ценах, которая должна содержать наименование производителя (поставщика), его идентификационный номер налогоплательщика, контактные данные, сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (при наличии), об исполнителе (исполнителях) (при наличии) такого обосновывающего документа с указанием фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц, а также о дате составления документа, дате и (или) сроках действия ценовых предложений, об учете (или не учете) в ценах отдельных затрат (перевозка, шефмонтаж, шефналадка и тому подобное) и налога на добавленную стоимость, подтверждаемая обосновывающими документами (пункты 14, 15 Методики № 421/пр).

При этом данные, указанные в пункте 15 Методики № 421/пр отсутствующие в документах, обосновывающих стоимость в текущем уровне цен соответствующих материальных ресурсов, оборудования, отдельных видов прочих затрат могут быть дополнены и подписаны уполномоченным лицом заказчика при оформлении обоснований и результатов конъюнктурного анализа (пункт 16 Методики № 421/пр).

Документы для проведения государственной экспертизы представляются в соответствии с пунктом 13 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145.

При проверке достоверности определения сметной стоимости выполняется проверка наличия в составе проектной документации результатов конъюнктурного анализа, их изучение и оценка в части количества анализируемых при выполнении конъюнктурного анализа предложений производителей и (или) поставщиков соответствующих материальных ресурсов и оборудования, соответствия требованиям по их оформлению, а также в части правильности выбора ценового предложения в качестве наиболее экономичного варианта.

При этом достоверность вариантов цен производителей и (или) поставщиков соответствующих материальных ресурсов и оборудования, представленных в качестве результатов конъюнктурного анализа, является ответственностью заказчика.

3. В Методике № 421/пр в приложении № 1 примечание № 1 написано: В графе 1 указывается номер, состоящих из двух групп цифр, разделенных точкой, первая группа цифр которого соответствует номеру ресурса по порядку, вторая - порядковому номеру обосновывающего документа. Просим разъяснить, что означает порядковый номер обосновывающего документа. Это номер страницы в томе с прайс-листами (например, стр.28) или номер одного из трех прайсов к данному материалу (1, 2, 3), т.е. через точку могут быть номера только 1, 2 ,3, а 28 быть не может?

Определение сметной стоимости строительства на этапе архитектурно-строительного проектирования по объектам, финансируемым в порядке, установленном частью 1 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, осуществляется с обязательным применением сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов (далее – ФРСН), и сметных цен строительных ресурсов.

Методикой определения сметной стоимости строительства, реконструкции и капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденной приказом Минстроя России от 04.08.2020 № 421/пр (далее – Методика № 421/пр), установлены единые методы формирования сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия на этапе архитектурно-строительного проектирования, подготовки сметы на снос объекта капитального строительства.

В соответствии с пунктом 90 Методики № 421/пр при отсутствии данных по отдельным материальным ресурсам в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве (далее – ФГИС ЦС) их сметная цена в текущем уровне формируется на основании расчета в соответствии со сметными нормативами, сведения о которых включены в ФРСН, и результатов конъюнктурного анализа текущих цен не менее 3 (трех) (при наличии) производителей и (или) поставщиков в соответствии с положениями пунктов 13–21 Методики № 421/пр.

Результаты конъюнктурного анализа оформляются в соответствии с рекомендуемой формой, приведенной в Приложении № 1 к Методике № 421/пр (далее – Форма).

Разъяснения по заполнению Формы размещены в ФГИС ЦС в разделе на сайте https://fgiscs.minstroyrf.ru в разделе «Федеральный реестр сметных нормативов» / «Справочная информация» / «Иные документы».

В графе 1 указывается номер, состоящий из двух групп цифр, разделенных точкой:

первая группа цифр соответствует номеру ресурса по порядку (1, 2, 3, 4, n-позиция по порядку);

вторая группа – это порядковый номер обосновывающего документа данного ресурса (Поставщик 1, Поставщик 2, Поставщик 3).\

Фото: freepik