Штурмовка вражеских аэродромов – это самый легкий путь добиться превосходства в воздухе, и советская авиация во время Великой Отечественной войны эту тактику освоила на высшем уровне.
Любому военному понятно, что гораздо легче истреблять самолеты противника на аэродромах, чем сбивать их в воздухе. Атаки на аэродромы – дело гораздо менее затратное по потерям, и поэтому обе стороны уделяли разработке подобных операций очень много внимания. В первый день Великой Отечественной войны только на аэродромах силы люфтваффе уничтожили больше 800 советских самолетов, также была потеряна и немалая часть личного состава ВВС РККА, что в некоторой степени определило первоначальные успехи гитлеровской армии.
Однако в том-то и дело, что успех этот был первоначальный, а после поражения под Москвой все эти легкие успехи и закончились, и начались очень трудные будни. Очень многие специалисты уверяют, что успехи Красной Армии уже концу 1941-го были обусловлены тем, что немцам стало очень сильно не хватать авиации, и даже приводится статистика, свидетельствующая о том, что только в октябре наша авиация штурмовыми уларами по немецким аэродромам уничтожила около 500 самолетов врага.
Много это, или мало? Я думаю, что много, потому что, учитывая относительно незначительное количество потерь нападающей стороны, немцы потеряли почти весь костяк своей ударной авиации, а так как на Восточном фронте у них и так было мало самолетов, то поражение под Москвой было предопределено. Руководство советских ВВС очень быстро научилось этой тактике, и она дала свои плоды. Я публиковал уже два материала об атаках авиации ВВС РККА на немецкие аэродромы во время Великой Отечественной войны, они – тут:
Поначалу я думал, что тема более-менее закруглена, но недавно я отыскал еще один материал, который прекрасно можно присовокупить к двум уже опубликованным. Поэтому я обойдусь без пространных предисловий, а сразу этот очерк представлю как третью часть общий «эпопеи».
И еще: я пытался разыскать данные по автору очерка – полковнику И. Палашевскому, мне хотелось бы выяснить, какое отношение он имел к боевым действиям во время войны, и на основании каких данных он написал свое исследование. Но я никаких данных по этому автору не нашел, потому буду рад любым сведениям по этому вопросу.
Журнал «Авиация и космонавтика», 1978 г, №3
ПО АЭРОДРОМАМ ПРОТИВНИКА
Автор: полковник И. Палашевский
В годы Великой Отечественной войны советские летчики уничтожили 57 тысяч фашистских самолетов. Значительная часть из них была сожжена и повреждена в результате ударов по аэродромам противника. К таким действиям привлекались все виды и рода авиации.
Большой вклад в разгром фашистской авиации внесли штурмовики. В первом периоде войны они, действуя по аэродромам, применяли в основном атаки одиночными самолетами и звеньями на бреющем полете с высоты 150-300 м с одного захода, а при слабом противодействии ПВО - с нескольких заходов и разных направлений. Однако наряду с достоинствами эти способы имели серьезные недостатки (рикошетирование бомб со взрывателями замедленного действия, затрудненные ориентировка и прицеливание, воздействие на самолет даже стрелкового вооружения противника и др.).
Учитывая это, командование ВВС принимало меры к повышению эффективности ударов штурмовиков и внедрению в практику способов, тактических приемов и боевых порядков, которые обеспечивали бы наилучшее использование возможностей самолетов. Был обобщен опыт нескольких штурмовых частей, умело применявших атаки с пикирования под углом 20-35 градусов с высоты 800-1200 м, а также бомбометание с высот 600-1000 м. Таким образом, летчики достигали высокой точности и результативности ударов. Атаки с бреющего и бомбовые удары с горизонтального полета применяли в комбинации с атаками с пикирования и с набором перед целью высоты до 300 м.
В ходе войны по мере увеличения числа штурмовых частей штурмовики все чаще привлекались к действиям по аэродромам врага. Возросло количество самолетов в группах, изменилась и тактика. Так, в боевые порядки наряду с ударными группами стали включать самолеты доразведки. Для повышения эффективности боевых действий по аэродромам противника командование ВВС требовало от командиров точной предварительной разведки и обеспечения штурмовых групп надежным прикрытием истребительной авиацией. Штурмовики должны были не только наносить удары по самолетам на стоянках, но и подавлять зенитные средства ПВО.
Стали применяться и небольшие группы истребителей для отвлечения противника, а также блокирование его аэродромов базирования истребителей. В основу тактики нанесения ударов были положены огневая мощь и военная хитрость. На одну внезапность уже нельзя было рассчитывать, ибо противник постоянно совершенствовал систему наблюдения и оповещения, усиливал ПВО аэродромов, более тщательно рассредоточивал и маскировал свои самолеты.
Успех ударов во многом зависел от организации их подготовки. Она включала детальную разработку плана действий, полную подготовленность экипажей, обеспечение скрытности и внезапности. В разработке плана нанесения удара участвовал строго ограниченный круг людей, все распоряжения отдавались только устно.
И хотя на подготовку к боевым вылетам планировалось 6-7 часов, часто времени оказывалось значительно меньше. Летный состав по картам крупного масштаба или фотопланшетам детально изучал кроки вражеского аэродрома, его характерные особенности, ориентиры в радиусе 10-15 км от него, расположение самолетов на стоянках, степень их укрытия и маскировки, типы, количество и места расположения зенитных средств, скрытные подходы к аэродрому.
Непосредственно перед вылетом экипажи уточняли линию фронта, маршрут и профиль полета к цели и обратно, расположение аэродромов истребителей противника, его зенитной артиллерии по маршруту.
Затем экипажи проводили розыгрыш пеший по-летному. Каждый летчик показывал и рассказывал, как он будет действовать над целью. Для этого на земле из подручных материалов с максимальной достоверностью воссоздавались характерные ориентиры, объекты удара, прикрывавшие их зенитные средства и др.
В каждом налете стремились добиться тактической внезапности. Для этого выбирали различные маршруты, профили и высоты полета, наиболее рациональные в каждом конкретном случае построения боевых порядков, направления заходов на цель; искусно использовали погодные условия; строго соблюдали радиодисциплину в полете; применяли новые нестандартные тактические приемы.
Как правило, маршрут к цели выбирали с расчетом на минимальное время полета над территорией противника, через озера и лесные массивы, вдали от районов, насыщенных зенитной артиллерией, а также в стороне от линейных ориентиров и крупных населенных пунктов. Когда имелась возможность и была необходимость, назначался отдельный маршрут для каждой группы.
Высота полета на маршруте колебалась от 800 до 2000 м. Линию фронта перелетали на высоте 600-1200 м или на бреющем. Самыми выгодными для действий по аэродромам были высоты от 600 м до предельно малых, с которых отчетливо можно было различить каждый заданный объект и эффективно применить бортовое оружие.
Наиболее удобный боевой порядок - группа из 6-8 самолетов в правом или левом пеленге пар или в кильватере на дистанции 200-300 м с небольшим принижением. Исходный пункт для выхода на атакуемый аэродром выбирался в 8-12 км от него. Если аэродромы противника были прикрыты плотным зенитным огнем, для подавления артиллерийских батарей и обеспечения свободы действий ударной группы выделялось до одной трети сил всего наряда. Эта мера окупалась точностью удара и давала возможность атаковать повторно.
Подавляли зенитные средства специально выделенные из состава каждой атакующей группы экипажи. Находясь в общем боевом порядке, они бомбами, пулеметно-пушечным огнем и эрэсами поражали зенитные средства, которые в данный момент были наиболее опасны для основной группы.
При налетах на аэродромы широко применялись и упреждающие удары истребителей, которые за 3-5 минут до подхода штурмовиков к цели сковывали авиацию противника, уничтожая взлетающие самолеты и подавляя зенитные батареи. В некоторых случаях для наибольшей безопасности штурмовиков за час - час десять минут до удара высылалась специальная группа истребителей и штурмовиков, которая имитировала нападение на аэродром.
При сильной зенитной обороне удары по аэродромам наносились одновременно несколькими группами с разных направлений и высот. Таким образом, распылялись силы ЗА (зенитной артиллерии) противника и снижалась ее эффективность.
В зависимости от воздушной обстановки, сил и средств ПВО врага налет осуществлялся одним или несколькими экипажами. При сильном противодействии ПВО небольшая группа наносила удар одновременно с ходу. Ведущий давал команду, и экипажи парами с пологого пикирования либо резким разворотом с потерей высоты атаковывали заданные цели или выбирали их самостоятельно, не нарушая общего боевого порядка. Сбросив бомбы с высоты 400-500 м, они со снижением на повышенной скорости уходили из зоны обстрела зенитной артиллерии.
Когда выход на цель осуществлялся с бреющего полета, штурмовики горкой набирали высоту до 100-150 ми атаковали с планирования.
Именно так группа в составе двенадцати Ил-2 525-го штурмового авиаполка 8 января 1944 года совершила налет на аэродром Винница, на котором разведка обнаружила 27 бомбардировщиков противника (рис. 1, в заголовке этого очерка выше). Боевой порядок штурмовиков состоял из колонны шестерок, шедших в левом пеленге пар. При подходе к аэродрому штурмовики перестроились в правый пеленг пар. Первая шестерка, возглавляемая лейтенантом Акимовым, с ходу парами ударила по самолетам, находившимся на восточной окраине аэродрома, а затем - по западной стоянке. Первую атаку выполнили с высоты 900 м с пологого пикирования вначале пулеметно-пушечным огнем, а потом сбросили по одной кассете осколочных бомб с высоты 400-450 м. Сделав горку, шестерка сбросила кассеты по другой цели.
Тем же способом вторая шестерка под командованием старшего лейтенанта Неупокоева одновременно атаковала самолеты на южной окраине аэродрома, а затем - на западной. После атаки штурмовики со снижением и разворотом на 90 градусов ушли от цели. В результате удара было сожжено и разбито пять Ю-88, шесть Ю-52, взорван бензосклад, сбиты Ме-110 и Ю-88.
При достаточном количестве сил для надежного подавления средств ПВО аэродромов штурмовики действовали уже несколькими эшелонами. Первый эшелон вызывал огонь ЗА противника на себя, подавлял зенитные батареи и обеспечивал свободу действий ударных эшелонов. В таких случаях выход на цель второго и последующих эшелонов обычно осуществлялся с разных направлений на бреющем полете с использованием для достижения внезапности освещенности, рельефа местности, облачности.
Таким был удар штурмовиков 1-го гвардейского штурмового авиакорпуса 5-й воздушной армии 29 мая 1944 года по аэродрому Хуши (рис. 2). В налете участвовало двадцать четыре Ил-2 под прикрытием двадцати четырех Як-1. К цели группа следовала на высоте 1700 м в боевом порядке ромб из шестерок. При подходе к аэродрому штурмовики перестроились в колонну шестерок и снизились до 1000 м.
Атаку осуществляли с разных направлений с планирования и последующим переходом на бреющий полет. Первые три шестерки вышли с востока и ударили по самолетам, расположенным на южной окраине аэродрома. Последняя шестерка с северо-востока подавляла огневые средства аэродрома. Удар был настолько внезапным, что зенитная артиллерия оказала незначительное противодействие, а вражеские истребители даже не взлетели. На аэродроме было уничтожено 15 самолетов, бензохранилище, три батареи ЗА и МЗА.
В обоих примерах для эффективного использования всей мощи огня штурмовиков направление атаки выбиралось с таким расчетом, чтобы оно проходило через несколько створных ориентиров. Обычно группа самолетов подходила к цели в боевом порядке змейка пар или в кильватере из одиночных самолетов, на высоте 800-1200 мвыполняла противозенитный маневр, выдерживая средний курс к точкам начала пикирования или разворота для ввода в пикирование. При этом учитывалась последовательность использования боевого комплекта самолета Ил-2: сначала вели пушечно-пулеметный огонь, перед выходом из пикирования по той же цели сбрасывали бомбы, а после выхода из пикирования огнем из ствольного оружия и эрэсами в направлении атаки стали поражать другую цель. Такую последовательность диктовал опыт. Наивыигоднейший угол пикирования для бомбометания составлял 35-40 градусов, а для обстрела из пушек и пулеметов - 20-30 градусов.
При надежном подавлении зенитной артиллерии или слабом ее противодействии штурмовики после бомбометания принимали боевой порядок круг, после чего пулеметно-пушечным огнем и реактивными снарядами уничтожали самолеты противника, делая по 2-4 захода с пикирования или с бреющего полета, выбирая цели самостоятельно либо по указанию ведущего.
В сложных метеорологических условиях штурмовики наносили удары мелкими группами. Полет по маршруту, как правило, осуществляли под облаками на малой высоте или на бреющем в боевом порядке пеленг, обратный намеченному направлению разворота группы над целью. После выхода в заданный район расходились парами, каждая из которых самостоятельно выбирала цель для атаки. Целесообразность этого приема заключалась в том, что при низкой облачности и плохой видимости отдельная пара, не связанная общим боевым порядком, могла свободно маневрировать. Атаку осуществляли с прямой с подскоком на высоту 100-200 м. Бомбы сбрасывали с горизонтального полета или пологого пикирования. При повторных атаках обстреливали цели эрэсами и пулеметно-пушечным огнем. Уходили от цели по команде ведущего на бреющем полете, производя противозенитные маневры.
Несмотря на то, что самолеты Ил-2 имели мощное оборонительное оружие, и экипажи умело вели бои с истребителями противника, удары по аэродромам штурмовики обычно наносили во взаимодействии с истребителями прикрытия и только в отдельных случаях действовали самостоятельно.
Кроме того, применялись комбинированные удары штурмовиков и бомбардировщиков, штурмовиков и истребителей, одиночные действия ночью и днем в сложных метеоусловиях, а также с помощью лидера - самолета-бомбардировщика. Лидирование использовали в тех случаях, когда штурмовики действовали по незнакомому хорошо замаскированному или только что разведанному аэродрому, по которому следовало немедленно нанести удар. Тогда в качестве лидера нередко выступал самолет-разведчик. В целях дезинформации противника штурмовики выходили на цель под углом к курсу полета лидера.
Главными объектами при действиях по аэродромам были малоразмерные цели. Причем в первую очередь уничтожались самолеты, особенно взлетавшие или заходившие на посадку. В зависимости от задания штурмовики снаряжались осколочными, зажигательными и фугасными бомбами, реактивными снарядами и пулеметно-пушечным боекомплектом. Бомбовая зарядка включала 70-75 процентов осколочных бомб, 20-25 - зажигательных и 10-15 процентов ФАБ-50, ФАБ-50мд или ФАБ-100.
Опыт боевого применения штурмовой авиации в годы Великой Отечественной войны, и в частности действий штурмовиков по аэродромам противника, свидетельствует о творческом подходе советских авиаторов к решению боевых задач, об умении учитывать конкретные условия каждого вылета и добиваться высокой эффективности удара, используя наиболее целесообразные боевые порядки, варианты боекомплектов, тактические приемы, способы атак.
КОНЕЦ ОЧЕРКА
НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ:
Как люфтваффе проиграли «Битву за Москву», и что это стоило армаде Геринга