Найти в Дзене
Военно-технический сундук

Как советская авиация громила аэродромы люфтваффе, и какую тактику использовали наши летчики при таких атаках

Штурмовка вражеских аэродромов – это самый легкий путь добиться превосходства в воздухе, и советская авиация во время Великой Отечественной войны эту тактику освоила на высшем уровне. Любому военному понятно, что гораздо легче истреблять самолеты противника на аэродромах, чем сбивать их в воздухе. Атаки на аэродромы – дело гораздо менее затратное по потерям, и поэтому обе стороны уделяли разработке подобных операций очень много внимания. В первый день Великой Отечественной войны только на аэродромах силы люфтваффе уничтожили больше 800 советских самолетов, также была потеряна и немалая часть личного состава ВВС РККА, что в некоторой степени определило первоначальные успехи гитлеровской армии. Однако в том-то и дело, что успех этот был первоначальный, а после поражения под Москвой все эти легкие успехи и закончились, и начались очень трудные будни. Очень многие специалисты уверяют, что успехи Красной Армии уже концу 1941-го были обусловлены тем, что немцам стало очень сильно не хватать

Штурмовка вражеских аэродромов – это самый легкий путь добиться превосходства в воздухе, и советская авиация во время Великой Отечественной войны эту тактику освоила на высшем уровне.

Ил-2 в районе Курской дуги, 1943 г.
Ил-2 в районе Курской дуги, 1943 г.

Любому военному понятно, что гораздо легче истреблять самолеты противника на аэродромах, чем сбивать их в воздухе. Атаки на аэродромы – дело гораздо менее затратное по потерям, и поэтому обе стороны уделяли разработке подобных операций очень много внимания. В первый день Великой Отечественной войны только на аэродромах силы люфтваффе уничтожили больше 800 советских самолетов, также была потеряна и немалая часть личного состава ВВС РККА, что в некоторой степени определило первоначальные успехи гитлеровской армии.

Однако в том-то и дело, что успех этот был первоначальный, а после поражения под Москвой все эти легкие успехи и закончились, и начались очень трудные будни. Очень многие специалисты уверяют, что успехи Красной Армии уже концу 1941-го были обусловлены тем, что немцам стало очень сильно не хватать авиации, и даже приводится статистика, свидетельствующая о том, что только в октябре наша авиация штурмовыми уларами по немецким аэродромам уничтожила около 500 самолетов врага.

Аэродром люфтваффе, разгромленный советской авиацией под Москвой в конце 1941 года
Аэродром люфтваффе, разгромленный советской авиацией под Москвой в конце 1941 года

Много это, или мало? Я думаю, что много, потому что, учитывая относительно незначительное количество потерь нападающей стороны, немцы потеряли почти весь костяк своей ударной авиации, а так как на Восточном фронте у них и так было мало самолетов, то поражение под Москвой было предопределено. Руководство советских ВВС очень быстро научилось этой тактике, и она дала свои плоды. Я публиковал уже два материала об атаках авиации ВВС РККА на немецкие аэродромы во время Великой Отечественной войны, они – тут:

Быстрая месть ВВС РККА за разгром 22 июня: только за одну неделю в октябре 1941-го наша АДД уничтожила на аэродромах 500 немецких самолетов

Как наши истребители блокировали немецкий аэродром с воздуха в 1942 году, и каких результатов добились

Поначалу я думал, что тема более-менее закруглена, но недавно я отыскал еще один материал, который прекрасно можно присовокупить к двум уже опубликованным. Поэтому я обойдусь без пространных предисловий, а сразу этот очерк представлю как третью часть общий «эпопеи».

Обложка журнала «Авиация и космонавтика», 1978 г, №3 и две страницыочерка со схемами
Обложка журнала «Авиация и космонавтика», 1978 г, №3 и две страницыочерка со схемами

И еще: я пытался разыскать данные по автору очерка – полковнику И. Палашевскому, мне хотелось бы выяснить, какое отношение он имел к боевым действиям во время войны, и на основании каких данных он написал свое исследование. Но я никаких данных по этому автору не нашел, потому буду рад любым сведениям по этому вопросу.

Зпголовок очерка и рисунок 1, пояснения к которому даются в тексте
Зпголовок очерка и рисунок 1, пояснения к которому даются в тексте

Журнал «Авиация и космонавтика», 1978 г, №3

ПО АЭРОДРОМАМ ПРОТИВНИКА

Автор: полковник И. Палашевский

В годы Великой Отечественной войны советские летчики уничтожили 57 тысяч фашистских самолетов. Значительная часть из них была сожжена и повреждена в результате ударов по аэродромам противника. К таким действиям привлекались все виды и рода авиации.

Большой вклад в разгром фашистской авиации внесли штурмовики. В первом периоде войны они, действуя по аэродромам, применяли в основном атаки одиночными самолетами и звеньями на бреющем полете с высоты 150-300 м с одного захода, а при слабом противодействии ПВО - с нескольких заходов и разных направлений. Однако наряду с достоинствами эти способы имели серьезные недостатки (рикошетирование бомб со взрывателями замедленного действия, затрудненные ориентировка и прицеливание, воздействие на самолет даже стрелкового вооружения противника и др.).

Учитывая это, командование ВВС принимало меры к повышению эффективности ударов штурмовиков и внедрению в практику способов, тактических приемов и боевых порядков, которые обеспечивали бы наилучшее использование возможностей самолетов. Был обобщен опыт нескольких штурмовых частей, умело применявших атаки с пикирования под углом 20-35 градусов с высоты 800-1200 м, а также бомбометание с высот 600-1000 м. Таким образом, летчики достигали высокой точности и результативности ударов. Атаки с бреющего и бомбовые удары с горизонтального полета применяли в комбинации с атаками с пикирования и с набором перед целью высоты до 300 м.

На разгромленном немецком аэродроме, 1941 г.
На разгромленном немецком аэродроме, 1941 г.

В ходе войны по мере увеличения числа штурмовых частей штурмовики все чаще привлекались к действиям по аэродромам врага. Возросло количество самолетов в группах, изменилась и тактика. Так, в боевые порядки наряду с ударными группами стали включать самолеты доразведки. Для повышения эффективности боевых действий по аэродромам противника командование ВВС требовало от командиров точной предварительной разведки и обеспечения штурмовых групп надежным прикрытием истребительной авиацией. Штурмовики должны были не только наносить удары по самолетам на стоянках, но и подавлять зенитные средства ПВО.

Стали применяться и небольшие группы истребителей для отвлечения противника, а также блокирование его аэродромов базирования истребителей. В основу тактики нанесения ударов были положены огневая мощь и военная хитрость. На одну внезапность уже нельзя было рассчитывать, ибо противник постоянно совершенствовал систему наблюдения и оповещения, усиливал ПВО аэродромов, более тщательно рассредоточивал и маскировал свои самолеты.

Успех ударов во многом зависел от организации их подготовки. Она включала детальную разработку плана действий, полную подготовленность экипажей, обеспечение скрытности и внезапности. В разработке плана нанесения удара участвовал строго ограниченный круг людей, все распоряжения отдавались только устно.

И хотя на подготовку к боевым вылетам планировалось 6-7 часов, часто времени оказывалось значительно меньше. Летный состав по картам крупного масштаба или фотопланшетам детально изучал кроки вражеского аэродрома, его характерные особенности, ориентиры в радиусе 10-15 км от него, расположение самолетов на стоянках, степень их укрытия и маскировки, типы, количество и места расположения зенитных средств, скрытные подходы к аэродрому.

На разгромленном немецком аэродроме, 1942 г.
На разгромленном немецком аэродроме, 1942 г.

Непосредственно перед вылетом экипажи уточняли линию фронта, маршрут и профиль полета к цели и обратно, расположение аэродромов истребителей противника, его зенитной артиллерии по маршруту.

Затем экипажи проводили розыгрыш пеший по-летному. Каждый летчик показывал и рассказывал, как он будет действовать над целью. Для этого на земле из подручных материалов с максимальной достоверностью воссоздавались характерные ориентиры, объекты удара, прикрывавшие их зенитные средства и др.

В каждом налете стремились добиться тактической внезапности. Для этого выбирали различные маршруты, профили и высоты полета, наиболее рациональные в каждом конкретном случае построения боевых порядков, направления заходов на цель; искусно использовали погодные условия; строго соблюдали радиодисциплину в полете; применяли новые нестандартные тактические приемы.

Как правило, маршрут к цели выбирали с расчетом на минимальное время полета над территорией противника, через озера и лесные массивы, вдали от районов, насыщенных зенитной артиллерией, а также в стороне от линейных ориентиров и крупных населенных пунктов. Когда имелась возможность и была необходимость, назначался отдельный маршрут для каждой группы.

На разгромленном немецком аэродроме под Сталинградом
На разгромленном немецком аэродроме под Сталинградом

Высота полета на маршруте колебалась от 800 до 2000 м. Линию фронта перелетали на высоте 600-1200 м или на бреющем. Самыми выгодными для действий по аэродромам были высоты от 600 м до предельно малых, с которых отчетливо можно было различить каждый заданный объект и эффективно применить бортовое оружие.

Наиболее удобный боевой порядок - группа из 6-8 самолетов в правом или левом пеленге пар или в кильватере на дистанции 200-300 м с небольшим принижением. Исходный пункт для выхода на атакуемый аэродром выбирался в 8-12 км от него. Если аэродромы противника были прикрыты плотным зенитным огнем, для подавления артиллерийских батарей и обеспечения свободы действий ударной группы выделялось до одной трети сил всего наряда. Эта мера окупалась точностью удара и давала возможность атаковать повторно.

Подавляли зенитные средства специально выделенные из состава каждой атакующей группы экипажи. Находясь в общем боевом порядке, они бомбами, пулеметно-пушечным огнем и эрэсами поражали зенитные средства, которые в данный момент были наиболее опасны для основной группы.

При налетах на аэродромы широко применялись и упреждающие удары истребителей, которые за 3-5 минут до подхода штурмовиков к цели сковывали авиацию противника, уничтожая взлетающие самолеты и подавляя зенитные батареи. В некоторых случаях для наибольшей безопасности штурмовиков за час - час десять минут до удара высылалась специальная группа истребителей и штурмовиков, которая имитировала нападение на аэродром.

На разгромленном немецком аэродроме, 1943 г., Курская дуга
На разгромленном немецком аэродроме, 1943 г., Курская дуга

При сильной зенитной обороне удары по аэродромам наносились одновременно несколькими группами с разных направлений и высот. Таким образом, распылялись силы ЗА (зенитной артиллерии) противника и снижалась ее эффективность.

В зависимости от воздушной обстановки, сил и средств ПВО врага налет осуществлялся одним или несколькими экипажами. При сильном противодействии ПВО небольшая группа наносила удар одновременно с ходу. Ведущий давал команду, и экипажи парами с пологого пикирования либо резким разворотом с потерей высоты атаковывали заданные цели или выбирали их самостоятельно, не нарушая общего боевого порядка. Сбросив бомбы с высоты 400-500 м, они со снижением на повышенной скорости уходили из зоны обстрела зенитной артиллерии.

Когда выход на цель осуществлялся с бреющего полета, штурмовики горкой набирали высоту до 100-150 ми атаковали с планирования.

Именно так группа в составе двенадцати Ил-2 525-го штурмового авиаполка 8 января 1944 года совершила налет на аэродром Винница, на котором разведка обнаружила 27 бомбардировщиков противника (рис. 1, в заголовке этого очерка выше). Боевой порядок штурмовиков состоял из колонны шестерок, шедших в левом пеленге пар. При подходе к аэродрому штурмовики перестроились в правый пеленг пар. Первая шестерка, возглавляемая лейтенантом Акимовым, с ходу парами ударила по самолетам, находившимся на восточной окраине аэродрома, а затем - по западной стоянке. Первую атаку выполнили с высоты 900 м с пологого пикирования вначале пулеметно-пушечным огнем, а потом сбросили по одной кассете осколочных бомб с высоты 400-450 м. Сделав горку, шестерка сбросила кассеты по другой цели.

На разгромленном немецком аэродроме в Крыму
На разгромленном немецком аэродроме в Крыму

Тем же способом вторая шестерка под командованием старшего лейтенанта Неупокоева одновременно атаковала самолеты на южной окраине аэродрома, а затем - на западной. После атаки штурмовики со снижением и разворотом на 90 градусов ушли от цели. В результате удара было сожжено и разбито пять Ю-88, шесть Ю-52, взорван бензосклад, сбиты Ме-110 и Ю-88.

При достаточном количестве сил для надежного подавления средств ПВО аэродромов штурмовики действовали уже несколькими эшелонами. Первый эшелон вызывал огонь ЗА противника на себя, подавлял зенитные батареи и обеспечивал свободу действий ударных эшелонов. В таких случаях выход на цель второго и последующих эшелонов обычно осуществлялся с разных направлений на бреющем полете с использованием для достижения внезапности освещенности, рельефа местности, облачности.

Таким был удар штурмовиков 1-го гвардейского штурмового авиакорпуса 5-й воздушной армии 29 мая 1944 года по аэродрому Хуши (рис. 2). В налете участвовало двадцать четыре Ил-2 под прикрытием двадцати четырех Як-1. К цели группа следовала на высоте 1700 м в боевом порядке ромб из шестерок. При подходе к аэродрому штурмовики перестроились в колонну шестерок и снизились до 1000 м.

Рисунок 2
Рисунок 2

Атаку осуществляли с разных направлений с планирования и последующим переходом на бреющий полет. Первые три шестерки вышли с востока и ударили по самолетам, расположенным на южной окраине аэродрома. Последняя шестерка с северо-востока подавляла огневые средства аэродрома. Удар был настолько внезапным, что зенитная артиллерия оказала незначительное противодействие, а вражеские истребители даже не взлетели. На аэродроме было уничтожено 15 самолетов, бензохранилище, три батареи ЗА и МЗА.

В обоих примерах для эффективного использования всей мощи огня штурмовиков направление атаки выбиралось с таким расчетом, чтобы оно проходило через несколько створных ориентиров. Обычно группа самолетов подходила к цели в боевом порядке змейка пар или в кильватере из одиночных самолетов, на высоте 800-1200 мвыполняла противозенитный маневр, выдерживая средний курс к точкам начала пикирования или разворота для ввода в пикирование. При этом учитывалась последовательность использования боевого комплекта самолета Ил-2: сначала вели пушечно-пулеметный огонь, перед выходом из пикирования по той же цели сбрасывали бомбы, а после выхода из пикирования огнем из ствольного оружия и эрэсами в направлении атаки стали поражать другую цель. Такую последовательность диктовал опыт. Наивыигоднейший угол пикирования для бомбометания составлял 35-40 градусов, а для обстрела из пушек и пулеметов - 20-30 градусов.

При надежном подавлении зенитной артиллерии или слабом ее противодействии штурмовики после бомбометания принимали боевой порядок круг, после чего пулеметно-пушечным огнем и реактивными снарядами уничтожали самолеты противника, делая по 2-4 захода с пикирования или с бреющего полета, выбирая цели самостоятельно либо по указанию ведущего.

В сложных метеорологических условиях штурмовики наносили удары мелкими группами. Полет по маршруту, как правило, осуществляли под облаками на малой высоте или на бреющем в боевом порядке пеленг, обратный намеченному направлению разворота группы над целью. После выхода в заданный район расходились парами, каждая из которых самостоятельно выбирала цель для атаки. Целесообразность этого приема заключалась в том, что при низкой облачности и плохой видимости отдельная пара, не связанная общим боевым порядком, могла свободно маневрировать. Атаку осуществляли с прямой с подскоком на высоту 100-200 м. Бомбы сбрасывали с горизонтального полета или пологого пикирования. При повторных атаках обстреливали цели эрэсами и пулеметно-пушечным огнем. Уходили от цели по команде ведущего на бреющем полете, производя противозенитные маневры.

На разгромленном немецком аэродроме, возможно, это тоже Крым
На разгромленном немецком аэродроме, возможно, это тоже Крым

Несмотря на то, что самолеты Ил-2 имели мощное оборонительное оружие, и экипажи умело вели бои с истребителями противника, удары по аэродромам штурмовики обычно наносили во взаимодействии с истребителями прикрытия и только в отдельных случаях действовали самостоятельно.

Кроме того, применялись комбинированные удары штурмовиков и бомбардировщиков, штурмовиков и истребителей, одиночные действия ночью и днем в сложных метеоусловиях, а также с помощью лидера - самолета-бомбардировщика. Лидирование использовали в тех случаях, когда штурмовики действовали по незнакомому хорошо замаскированному или только что разведанному аэродрому, по которому следовало немедленно нанести удар. Тогда в качестве лидера нередко выступал самолет-разведчик. В целях дезинформации противника штурмовики выходили на цель под углом к курсу полета лидера.

Главными объектами при действиях по аэродромам были малоразмерные цели. Причем в первую очередь уничтожались самолеты, особенно взлетавшие или заходившие на посадку. В зависимости от задания штурмовики снаряжались осколочными, зажигательными и фугасными бомбами, реактивными снарядами и пулеметно-пушечным боекомплектом. Бомбовая зарядка включала 70-75 процентов осколочных бомб, 20-25 - зажигательных и 10-15 процентов ФАБ-50, ФАБ-50мд или ФАБ-100.

Опыт боевого применения штурмовой авиации в годы Великой Отечественной войны, и в частности действий штурмовиков по аэродромам противника, свидетельствует о творческом подходе советских авиаторов к решению боевых задач, об умении учитывать конкретные условия каждого вылета и добиваться высокой эффективности удара, используя наиболее целесообразные боевые порядки, варианты боекомплектов, тактические приемы, способы атак.

КОНЕЦ ОЧЕРКА

НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ:

Катастрофические размеры разгрома люфтваффе под Москвой в 1941-м, оценив которые, решил застрелиться генерал Эрнст Удет

Как люфтваффе проиграли «Битву за Москву», и что это стоило армаде Геринга

Как два штурмовика Ил-2 в январе 1943-го устроили в немецком тылу такой разгром, что изумили самого Сталина

Как наши будущие асы-истребители учились воевать в 1941-42 гг., переходя от оборонительных боев к наступательным