Найти в Дзене

Судебная практика: экспертиза «несуществующего»

Оглавление

Если купленная вещь оказалась бракованной, можно вернуть её в магазин – это всем известно. Возможно, магазин проведет экспертизу, а может, даже придется судиться, но процесс понятен. А что делать, если покупаешь не товар, а услугу? Особенно если это нечто такое сложное и неосязаемое, как разработка сайта или настройка программы? Как в этом случае доказать, что работа не выполнена? Или наоборот, если вы исполнитель и выполнили работу, а заказчик утверждает, что ничего не получил или получил не то и не сделанное так?

В таких случаях на помощь приходит экспертиза, но не товароведческая, как при возврате вещей в магазин, а специальная – компьютерно-техническая.

Рассмотрим один такой судебный спор.

Одна компания заказала у индивидуального предпринимателя настройку CRM-системы Битрикс24 под свои бизнес-потребности, интеграцию её с сайтом и бухгалтерским ПО. Работа была разделена на этапы с предоплатой и актом приема-передачи по каждому. Исполнитель получал предоплату, выполнял работу и отправлял акт. Заказчик акт не подписывал, но претензий не предъявлял и вносил предоплату за следующий этап. Всё шло хорошо, работа была выполнена. Но спустя полгода Заказчик направил Исполнителю предложение о расторжении договора, утверждая, что тот свои обязательств не выполнил, а ещё через месяц Заказчик подал иск в суд.

Суд назначил проведение судебной компьютерно-технической экспертизы АНО «Судебно-экспертный центр «Специалист».

Когда мы хотим вернуть деньги за некачественный товар, мы приносим его в магазин. Сотрудники магазина забирают товар и либо сразу возвращают деньги, либо отправляют его на экспертизу. Чтобы провести экспертизу услуг в области IT, эксперту нужны доступы к аккаунтам, где производились работы: логины и пароли. Эксперт сравнивает функционал, доступный пользователю, с требованиями, изложенными в договоре, техническом задании и других документах.

В нашем случае Заказчик не предоставил доступы к своим «купленным товарам», утверждая, что Исполнитель ничего не сделал и этих личных кабинетов вообще не существует. Лицензия на CRM-систему Битрикс24, купленная во время действия договора, была переоформлена и принадлежала другой компании, поэтому доступ к ней был, со слов Заказчика, невозможен.

Задача любого эксперта – помочь суду установить важные для рассмотрения дела обстоятельства, требующие специальных знаний в узкой сфере.

Несмотря на утверждения Заказчика, что исследовать нечего, экспертиза была проведена.

Эксперт обратил внимание суда на то, что компания, на которую было переоформлено лицензионное соглашение, является поверенным Заказчика, а не недоступным третьим лицом. Исследование сайта Заказчика, даже без доступа к административной панели, показало наличие интеграций с CRM-системой Битрикс24.

Суд счел экспертное заключение ясным и обоснованным. Рассмотрев совокупность предоставленных доказательств суд пришел к выводу, что Исполнитель выполнил свои обязательства. Решением суда в удовлетворении требований Заказчика было отказано.

Решение в полном объеме опубликовано в карточке дела в системе «Электронное правосудие».

Даже если кажется, что доказать свою правоту невозможно, ситуация не безнадежна. Судебная экспертиза существует для того, чтобы помочь найти истину, и она отлично справляется с этой задачей. Эксперты могут выявить важные детали и предоставить суду объективные данные, которые помогут вынести справедливое решение.

Согласно вотемарке авторство изображения https://vk.com/newsmews
Согласно вотемарке авторство изображения https://vk.com/newsmews

Как экспертиза может помочь в обратной ситуации, мы рассказывали здесь.