Как много судьба дала этому красавцу: огромное богатство, знатное происхождение, прекрасную карьеру, успешный брак и дружбу с императором! Но все это утратило смысл, когда Павел Александрович лишился своего единственного сына в сражении при Краоне в 1814 году.
Русским войскам удалось одержать победу в кровавой битве с армией Наполеона, но какой ценой! Около 5 тысяч человек тогда потеряла наша армия. В число этих жертв вошел и 19-летний сын графа Строганова. Два дня отчаявшийся генерал-лейтенант искал тело любимого ребенка на поле брани. А найдя Александра, повез его в Россию, чтобы похоронить сына на родине…
Павел родился в знатной и богатой семье. Его отцом был сенатор и граф Александр Строганов, наследник многомиллионного состояния династии Строгановых, владельцев уральских металлургических и соледобывающих заводов. Граф женился на княжне Екатерине Трубецкой, которая стала его второй супругой. Она и родила Строганову долгожданного сына. Павел появился на свет в июне 1774 года в Париже, где на тот момент жили его родители, вращаясь в высших кругах общества.
Впоследствии у Павла появилась младшая сестра. Крестным отцом мальчика стал будущий император, а тогда еще великий князь Павел Петрович. Увы, брак родителей Павла распался самым драматичным образом, так как Екатерина Петровна, вернувшись в Петербург, без памяти влюбилась в молодого аристократа Ивана Римского-Корсакова. Этот ветреный красавец был бывшим фаворитом Екатерины II.
Незадолго до знакомства со Строгановой Иван попал в опалу из-за собственной глупости, так как он изменил императрице с ее же статс-дамой. В 1779 году очарованная Римским-Корсаковым графиня бросила мужа, чтобы последовать за возлюбленным в Москву. Где она так и прожила с Иваном всю жизнь в гражданском браке и родила ему 4 детей. Естественно, что ее сын от Строганова остался с отцом. Павлу тогда было всего 5 лет, и потеря матери стала ударом для него.
И хотя Строганов отнесся философски к измене супруги и даже выделил ей средства на жизнь и приобрел для нее дом в Москве, он все же запретил графине видеться с сыном. Поэтому Павел все детство не общался с матерью, только с 13 лет ему разрешили писать ей.
Павел получил отличное образование, так как Строганов не жалел денег на лучших преподавателей. Пытаясь оградить мальчика от скандала, связанного с бегством его матери, граф отправил сына с французским гувернером Жильбером Роммом в длительное путешествие по России. С самого детства мальчик говорил лишь по-французски, считая этот язык родным, впрочем, как и многие другие русские аристократы того времени. Дома у Павла было прозвище - Попо.
Только с 7 лет Павла стали учить русскому языку. Граф рос живым, веселым и довольно непослушным сорванцом. Когда ему исполнилось двенадцать, отец отправил его в Европу вместе с воспитателем. Там он получил разностороннее образование: он даже изучал физику, ботанику и химию. Павел вырос прекрасным спортсменом: он отлично фехтовал и ездил верхом. А в 14 лет юноша оказался в Париже, где как раз зарождалось революционное движение.
Юный граф находился под сильным влиянием своего гувернера, ярого противника монархии. Павел взял себе псевдоним Поль Очёр, чтобы не упоминать свой титул. Бурная революционная деятельность, идеи равенства и братства и воздух свободы захватили впечатлительного юношу. Здесь он вступил в Якобинский клуб, где познакомился со знаменитыми революционерами Робеспьером и Дантоном. По слухам, Павел еще помогал клубу деньгами.
Увлеченный прогрессивными идеями, Павел с симпатией отнесся к французской революции, о чем писал отцу. Узнав об этом, граф Строганов пришел в ужас и срочно призвал сына вернуться домой. Но вернуть юношу домой сразу не удалось, так как у Павла завязался страстный роман с очаровательной революционеркой, которая была намного старше его, - Анной-Жозефой де Мерикур.
«Им нельзя не восхищаться. Он соединяет престиж высокого положения со всеми преимуществами физической привлекательности. Он высок, хорошо сложен, лицо веселое и умное, живой разговор и приятный акцент. Он говорит по-французски лучше, чем мы. Иностранного в нем - только имя да военная форма, красная с золотыми аксельбантами.
Его пепельно-русые волосы, постриженные на английский манер, вьются от природы и слегка касаются воротника. Такая прическа очаровательна, она удачно подчеркивает восхитительную свежесть его лица. Все в молодом графе Строганове, вплоть до уменьшительного имени Попо, исполнено обаяния», — из письма Миет Тайан о Павле.
Из Франции к русскому двору полетели доносы о смелых убеждениях наследника огромного состояния. Естественно, опасные политические идеи не понравились императрице, которая приказала вернуть графа на родину. И в 1790 году за Павлом спешно прибыл его кузен, граф Новосильцев, который увез 16-летнего юношу домой.
Строганов был вынужден покинуть Париж. Павел не успел застать ни падение монархии, ни жестокий террор, начавшийся потом во Франции. Его гувернер Ромм в 1795 году попал в тюрьму и был приговорен революционерами к смерти. В камере он покончил с собой.
А в России молодому графу было велено поселиться в подмосковной усадьбе Братцево, где жила его мать. В наказание Екатерина II запретила Павлу появляться в столице. Хотя со службы его не уволили, на тот момент Строганов являлся поручиком Преображенского полка. Еще в детстве он был записан на военную службу.
Но граф не терял даром времени в имении у матери. Здесь он познакомился с очаровательной Софьей Голицыной, младшей дочерью княгини Натальи Голицыной, ставшей прототипом пушкинской «Пиковой дамы». Хорошенькая, прекрасно образованная девушка очаровала романтичного графа. Так же, как и он, Софья несколько лет провела в Европе и была увлечена идеями Просвещения. Она плохо владела русским языком, поэтому влюбленные изъяснялись на французском.
Павел быстро сделал красавице предложение. Ничего не мешало соединению двух юных сердец и представителей знатных семей. Их родня была рада породниться, сочтя, что это обоюдовыгодный союз. В мае 1793 года пара поженилась. Жениху было 18 лет, а его невесте – 17. Счастливые молодожены поселились в Москве.
Это был удивительно гармоничный союз. На протяжении всей жизни супруги были преданы друг другу. За годы брака они обменялись более чем 500 нежными письмами. Спустя год после венчания у супругов родился сын Александр. Впоследствии графиня тщательно изучала русский язык, занимаясь с преподавателями, и достигла больших успехов.
Тем временем на престол взошел Павел I, который разрешил вернуться Строганову ко двору. Семейная чета перебралась в Санкт-Петербург, где поселилась в роскошном Строгановском дворце, построенном архитектором Растрелли. В последующие годы у пары появились еще 4 дочери: Наталия, Аделаида, Елизавета и Ольга. Супруги были заботливыми родителями.
Строгановым приходилось много времени проводить при дворе. Вернувшись в столицу, Павел возобновил детскую дружбу с наследником престола Александром Павловичем. Вскоре граф стал камергером, а его жена – придворной дамой Елизаветы Алексеевны, супруги наследника. Павел был настолько дружен с великим князем, что мог являться к нему даже без приглашения.
Красивые и богатые Строгановы вели активную светскую жизнь. Великий князь с женой посещали все балы в Строгановском дворце. Павел стал одним из близких друзей наследника. А после восшествия Александра I на престол Строганов преподнес императору идею о создании комитета по проведению либеральных реформ. Павел стал основателем и членом Негласного комитета, в который вошли 4 друга Александра I.
Интересно, что Павел активно настаивал на отмене крепостного права в стране. Но к таким грандиозным преобразованиям Александр I не был готов. А с 1803 года император остыл к реформам. Несмотря на это, он дорожил мнением Строганова, прислушивался к его советам, ценя его ум.
Несколько лет Павел занимал должность тайного советника, а потом вице-министра иностранных дел. В 1806 году он стал главой дипломатической миссии в Великобритании, которая должна была способствовать союзу между двумя странами. Но из-за интриг граф был вынужден вернуться в Петербург. Зато его военная карьера после возвращения на родину расцвела.
Еще в 1805 году Строганов сопровождал Александра I в походах против Наполеона. Граф вступил в действующую армию и участвовал в битве при Аустерлице. После чего он храбро сражался в военных конфликтах сначала со Швецией, а потом с Турцией. Павел получил несколько орденов за проявленную смелость в боях, золотую шпагу и новые звания. Его военные таланты и невероятную отвагу ценил князь Багратион.
В 1811 году отец Павла скончался, оставив сыну колоссальное состояние. Одних крепостных душ графу досталось 47 000, а земель – свыше 1,6 миллиона гектаров. Некоторое время он занимался делами семьи, а потом началась Отечественная война, и Павел вернулся в армию.
В Бородинском сражении после ранения генерала Тучкова он взял на себя командование 3-м пехотным корпусом. Строганов храбро сражался, став одним из героев войны 1812 года. За подвиги в боях Павел получил звание генерал-лейтенанта.
Участвовал граф и в Битве народов под Лейпцигом. И там он снова отличился своей доблестью, за что император наградил его орденом Святого Александра Невского. А в феврале 1814 года у Строганова произошла страшная трагедия: его сын воевал тогда под его началом в заграничном походе русской армии против Наполеона.
В битве при Краоне русским войскам удалось одержать победу, хотя их было в три раза меньше, чем противников. В этом бою сыну графа оторвало голову ядром. Александру было всего лишь 19 лет. Убитый горем отец лично нашел его тело на поле сражения и, получив разрешение от командования, отправился с его останками через всю Европу домой.
«Слыхали ли вы уже, милый друг, о случившемся несчастье? Бедный Александр Строганов убит почти на глазах своего отца, который в полном отчаянии. Что будет с бедной графиней Софьей Владимировной? Выдержит ли она этот ужасный удар? Редко что-либо меня так огорчало… Несчастие этого семейства ужасно; несчастье, которое постигло таких друзей, как эти, надрывает сердце», — из письма князя Адама Чарторыйского, 1814 год.
Увы, после столь тяжелой утраты доблестный граф так и не смог больше оправиться. Смерть единственного сына подкосила его здоровье. Граф стал болеть, а потом у него диагностировали чахотку. Дело усугублялось тем, что Строганов находился в тяжелейшей депрессии. Никто не мог вернуть ему интерес к жизни. Всего на 3 года он пережил Александра.
Предчувствуя скорую смерть, граф подал прошение императору о создании майората, чтобы не дробить родовое имение и сохранить его в одних руках. И как ни пыталась графиня спасти своего мужа, у нее ничего не получилось. В 1817 году они отправились в Португалию, в более теплый климат, надеясь поправить здоровье Павла.
В дороге граф почувствовал себя хуже и, находясь в Дании, приказал жене покинуть его и отправиться в Петербург. Почему он так поступил, неизвестно. Возможно, Павел не хотел, чтобы любимая женщина увидела его смерть. Граф отплыл из Копенгагена в июне 1817 года. И через два дня Павел Александрович скончался на корабле в возрасте 43 лет.
Вместе с его смертью прервалась младшая ветвь династии Строгановых. Софья Владимировна буквально обезумела от горя, получив известие о смерти Павла. Не успев еще оправиться от гибели сына, она потеряла и любимого мужа. Родные всерьез опасались за ее рассудок и жизнь.
Только благодаря заботам дочерей и близкой подруги - императрицы Елизаветы Алексеевны - графиня со временем смогла пережить эту утрату. Похоронили графа в Александро-Невской лавре, рядом с могилой сына. На его похоронах присутствовала императорская чета.
После смерти Строганова указом императора его состояние было превращено в майорат. Согласно его правилам, все недвижимое имущество наследуется только одним наследником – старшим в семье. Огромным майоратом рачительно управляла Софья Владимировна вплоть до смерти. Она пережила мужа на 28 лет, скончавшись в 1845 году.
После ее смерти Строгановский майорат унаследовала старшая дочь пары – Наталия, которая вышла замуж за своего четвероюродного брата Сергея Строганова. Ему же был передан по наследству графский титул его тестя.
Все дочери Павла и Софьи получили большое наследство и сделали прекрасные партии, оставив многочисленное потомство. А статью о храбром военачальнике и блестящем аристократе Строганове хочется закончить так подходящими сюда строками Марины Цветаевой:
«О, как, мне кажется, могли вы
Рукою, полною перстней,
И кудри дев ласкать — и гривы
Своих коней.
В одной невероятной скачке
Вы прожили свой краткий век…
И ваши кудри, ваши бачки
Засыпал снег…».
«Генералам двенадцатого года».
С вами Марина Берёзина, подписывайтесь на мой канал! Благодарю вас за лайки 👍