Найти в Дзене
Обаяние истории

Непутевый фаворит Екатерины II: гусар и мот Семен Зорич

Хорош! — довольно решила императрица, взглянув на адъютанта светлейшего князя Потемкина. Бравый высокий гусар пользовался огромным успехом у дам и был полностью во вкусе императрицы. Современники называли Семена «писаным красавцем». Как обычно, очередного кандидата на роль фаворита представил матушке-императрице Григорий Потемкин. Только закончив отношения со своим бывшим любимцем Завадовским, Екатерина II почувствовала себя одинокой. Тогда-то, в июне 1777 года, Потемкин и поспешил представить ей 32-летнего Зорича, который сразу же заинтересовал императрицу. Вот только фавор красавца продлился совсем недолго…

Семен Гаврилович происходил из небогатой сербской шляхты. Родился он в 1745 году в сербской деревушке Чуруг. Его отцом был Гавриил Неранчич, а матерью Стефанида Зорич. Еще в детские годы Семена усыновил его двоюродный дядя, генерал-лейтенант Максим Зорич, который и привез мальчика в Россию. У Зорича не было своих детей, поэтому он сделал Семена наследником, дал ему свою фамилию и определил в Санкт-Петербургский кадетский корпус. С тех пор вся жизнь мальчика была связана с военной службой. Уже в 9 лет Семен был зачислен в гусарский полк, а в 15 лет получил чин вахмистра.

Большим умом Семен не отличался и никаких склонностей к наукам не проявлял, зато он был силен, красив и храбро сражался за Российскую империю сначала в Семилетней войне, а потом в Русско-турецкой войне. На полях сражений он был несколько раз ранен во время рукопашных схваток, а за свою удивительную доблесть отмечен наградами. Энергичный гусар пользовался в войсках всеобщим уважением.

Зорич Семен Гаврилович, портрет кон. XVIII века, неизвестный худ.
Зорич Семен Гаврилович, портрет кон. XVIII века, неизвестный худ.

В 1770 году он попал в плен к туркам, где провел 5 лет. После заключения мира он вернулся в Россию, где был награжден орденом Св. Георгия IV степени. И здесь его ждал новый виток карьеры!

Его бесшабашная храбрость и удачливость произвели впечатление на светлейшего князя, который решил взять его в свои адъютанты. Григорий Потемкин тогда был главным доверенным лицом Екатерины II и практически ее соправителем. Когда императрица порвала со своим предыдущим фаворитом, Потемкин сам подыскал нового претендента на сердце страстной императрицы из своих адъютантов. Князю нужны были преданные ему люди рядом с императрицей.

Екатерине II тогда исполнилось 48 лет, и она сразу оценила статного Семена, с репутацией героя. С этого момента и начался умопомрачительный взлет серба. Знакомство их было осуществлено под предлогом назначения Зорича командиром Лейб-гусарского эскадрона. Императрица милостиво одобрила Семена не только для должности подполковника, но и для исполнения других обязанностей… Екатерине понравилось и прямодушие гусара, и его доброта.

Как всегда, хитроумный Потемкин все рассчитал верно: и красавец стал 7-м по счету фаворитом сластолюбивой правительницы, несмотря на разницу в возрасте между ними в 16 лет. Матушка-императрица тут же осыпала нового возлюбленного почестями. Не успел Семен оглянуться, как он уже стал генерал-майором, а также обладателем огромного состояния и кавалером нескольких орденов.

«Императрица Екатерина II», худ. Иоганн-Баптист Лампи Старший, 1794 год
«Императрица Екатерина II», худ. Иоганн-Баптист Лампи Старший, 1794 год

Увлеченная им Екатерина осыпала аманта подарками, пожаловала ему несколько богатых усадеб, а также земли в городе Шклове в Витебском воеводстве (сейчас территория Беларуси) с 7-ю тысячами крепостных душ!

«Ежедневно умножались почетные места, знаки милости и богатства. Ни один из любимцев Екатерины не получил в течение одиннадцати месяцев (время его «случая») таких чрезвычайных знаков милости, как Зорич. За время своего пребывания при дворе он получил чистыми деньгами более 500 000 рублей...
Он получил бриллиантов значительно более чем на 200 000 рублей. Лишь в день коронации 1777 года он получил звезду и знаки ордена Меча, аксельбант, саблю (так как он всегда ходил в гусарском мундире), перо, кольцо, булавку и пряжки на башмаки - все из бриллиантов…», — так дотошно саксонский дипломат при русском дворе Гельбиг описывал подарки Зорича (Георг фон Гельбиг «Русские избранники», 1809 год).

Как на самом деле относился Семен к Екатерине II, неизвестно, но все милости императрицы он принял преспокойно. Удалого офицера быстро закружило в водовороте развлечений. Получив доступ к неограниченным ресурсам, Зорич ни в чем не знал отказа и был со всеми любезен.

«Выход ко двору императрицы Екатерины II», худ. Александр Бенуа, 1912 год
«Выход ко двору императрицы Екатерины II», худ. Александр Бенуа, 1912 год

Правда, Семен обладал узким кругозором и был посредственно воспитан, поэтому, когда первая страсть утихла, прекрасно образованной императрице стало с ним скучно. А потом императрица начала обращать внимание на недостатки фаворита, а в частности, на его излишнюю вспыльчивость. Да еще выяснилось, что легкомысленный Зорич был настоящим мотом и обожал азартные игры. Будучи невероятно азартным по натуре, он спускал колоссальные суммы в карты.

Как ни надеялась императрица воспитать дикого красавца, ей это так и не удалось. Екатерина была крайне недовольна тем, что ее недалекий фаворит все свое время проводит за карточным столом и невоздержан в приеме алкоголя. К тому же ей надоело оплачивать карточные долги своего любимца, поэтому терпения императрицы хватило ровно на год.

А тут еще Зорич, почувствовав собственную значимость, решил избавиться от опеки своего могущественного покровителя. Но здесь гусар не рассчитал свои силы: конечно же, в плетении интриг и влиянии на Екатерину II он никак не мог составить конкуренцию человеку столь блестящего ума, как Потемкин. Несмотря на череду фаворитов, именно Потемкин являлся главной опорой императрицы во всех делах.

Светлейший князь Григорий Потемкин-Таврический, худ. И.Б. Лампи Старший
Светлейший князь Григорий Потемкин-Таврический, худ. И.Б. Лампи Старший

Сам гусар и обрушил свою головокружительную карьеру. Зорич под влиянием горячительных напитков устроил эмоциональную сцену светлейшему князю: вспылив, он наговорил Потемкину дерзостей и даже вызвал его на дуэль, что и стало последней каплей. После чего Зорич тут же получил отставку от императрицы в июне 1778 года.

Увлечение сербским гусаром было все же одной из прихотей императрицы, а не серьезной влюбленностью. Семена выслали из Петербурга в его новое имение. А перед отъездом немного расстроенная Екатерина II щедро наградила его. Она назначила Зоричу огромную ренту, сохранила за ним все звания и имения.

И наш необузданный герой отбыл в Шклов. Здесь, вдали от придворных интриг, развернулась новая глава его жизни, причем не менее бурная. В имении Зорич вел роскошный образ жизни на деньги, полученные от Екатерины: закатывал сказочные пиры и маскарады, устраивал фейерверки, организовывал различные увеселения для местного дворянства. В общем, жизнь била ключом.

Зорич Семен Гаврилович, портрет из Военной энциклопедии Сытина, 1915 год
Зорич Семен Гаврилович, портрет из Военной энциклопедии Сытина, 1915 год

Любопытно, что императрица два раза навещала бывшего фаворита во время поездок по стране. Зорич устроил ей невероятно пышные встречи. Также он открыл собственный театр, набранный из крепостных крестьян, в котором давал великолепные представления. Правда, в самом театре царили весьма вольные нравы, которые поощрял сам хозяин. Современники отмечали, что постоянные балы и множество гостей создавали ощущение непрерывного праздника в Шклове.

Тем интереснее, что Зорич решил основать Шкловское благородное училище для детей бедных дворян и сирот. Возможно, сделал он это, зная о пристрастии императрицы к просвещению. В ноябре 1778 года он сначала взял к себе на воспитание пару дворянских детей, а потом открыл училище, в котором стали готовить будущих офицеров. Через несколько лет там обучалось уже 200 воспитанников.

Лихой вояка решил не оставлять военную службу: Зорич так и остался командиром своего полка. Увы, его необузданный нрав и неудачные кадровые решения не позволяли наладить ему хороших отношений с офицерами, и те стали жаловаться на него императрице. Екатерина II несколько раз приказывала Зоричу в письмах прекратить грубо обращаться с подчиненными.

Иллюстрации Андрея Николаева к «Пиковой даме» А.С. Пушкина
Иллюстрации Андрея Николаева к «Пиковой даме» А.С. Пушкина

Как вы понимаете, чтобы вести такой расточительный образ жизни, не хватило бы даже огромного состояния. К тому же Зорич не желал сокращать расходы и не оставил пагубных привычек: он продолжал играть в карты, делая огромные ставки, что привело его к беде. Впоследствии наш великий поэт упомянул об этом известном карточном игроке в своей повести.

«Покойный Чаплицкий, тот самый, который умер в нищете, промотав миллионы, однажды в молодости своей проиграл – помнится Зоричу – около трехсот тысяч. Он был в отчаянии...», — А.С. Пушкин «Пиковая дама».

Через 3 года после отставки непутевый Семен оказался замешан в крупной афере. Он познакомился с двумя братьями, которые представлялись «графами» Зановичами. На самом деле они были профессиональными игроками и мошенниками. Вскоре Семен крупно проигрался им в карты и передал им управление своим имением, а те взамен пообещали платить ему по 100 тысяч рублей в год.

Город Шклов, республика Беларусь (наши дни)
Город Шклов, республика Беларусь (наши дни)

Вот только деньги, которые получал Зорич, были фальшивыми и на протяжении нескольких лет пускались в оборот в Шклове. Спустя время скандал с поддельными ассигнациями дошел до Екатерины II, которая направила Потемкина разобраться с неприятным делом в 1783 году.

Светлейший князь провел скрупулезное расследование, изобличил шайку авантюристов и арестовал Зановичей, изготавливавших деньги. При обыске у них были обнаружены инструменты для изготовления ассигнаций и огромная сумма фальшивых денег. Зорич же был признан невиновным, якобы он пострадал по собственной доброте и глупости, но так ли это было в действительности - большой вопрос.

«Можно сказать, что две души имел: любил доброе, но делал худое, был храбр в деле с неприятелем, но лично трус…», – так сказала Екатерина II о Зориче своему секретарю в 1793 году («Русский биографический словарь», том 7, 1916 год).

Мемуаристы того времени считали, что фальшивки изготавливались в имении Зорича под его покровительством. Скорее всего, императрица приказала обелить имя бывшего фаворита, чтобы он остался на свободе, а на ее репутацию не была брошена тень. В подтверждение этой версии говорит тот факт, что Екатерина II после расследования прервала все общение с Зоричем и уволила его со службы. Остальные же участники этого темного дела оказались в тюрьме.

«Императрица Екатерина II», худ. Александр Рослин, 1776-1777 гг.
«Императрица Екатерина II», худ. Александр Рослин, 1776-1777 гг.

Только после ее смерти Зорич был восстановлен на службе в 1796 году. Новый император Павел I назначил его командиром Изюмского полка, пытаясь то ли восстановить некую справедливость, то ли банально отомстить умершей матери. И что вы думаете? История повторилась. Сначала Зорич испортил отношения со всеми офицерами, перестал платить им жалование, а позднее выяснилось, что он растратил деньги полка – 12 тысяч рублей, за что и был привлечен к суду.

Так что пришлось Павлу I уволить Зорича в 1797 году. Мало того, буйный Семен еще устроил скандал, отказавшись сдавать дела полка, после чего его арестовали, а позднее отправили в Шклов. Здесь он и прожил остаток жизни. Как он ни пытался вернуться в столицу, у него ничего не вышло, Павел I отказал ему. Потом на Зорича поступали жалобы от жителей воеводства, и император был вынужден отправлять чиновников разбираться с гусаром.

А вот Шкловское училище стало настоящей отрадой для Зорича. Он был его директором и много сил посвящал его развитию. Конечно же, это была отличная инициатива, так как русская армия нуждалась в образованных офицерах! Дети из беднейших дворянских семей получили уникальную возможность приобрести отличное образование.

Диорама: Шкловское благородное училище, 1793 год
Диорама: Шкловское благородное училище, 1793 год

Семен выписывал преподавателей из-за рубежа, тратя на это свои средства, приобрел библиотеку, различные коллекции приборов и учебных пособий и даже собрал для училища картинную галерею. Изначально заведение располагалось во флигеле в его имении, а позднее для него был построен трехэтажный дом. К 1799 году число воспитанников выросло до 660 человек. Как мог, Зорич заботился об учениках, называя их своими детьми. Сам он так и не женился, и детей у него не было. Зато между ним и его воспитанниками царили сердечные отношения.

«Как бы то ни было, а устроение сей школы делает честь Зоричу, а еще более бессмертной Екатерине, преобразовавшей единым своим воззрением гусарского партизана в установителя полезных училищ в царстве своем», — обер-офицер Пишчевич об училище Зорича («Жизнь Александра Пишчевича, им самим описанная», 1764-1787 гг.).

К сожалению, в 1799 году здание училища полностью сгорело. Это стало таким ударом для Зорича, что его здоровье, и так подорванное вредными привычками, стремительно ухудшилось. Семен Гаврилович умер в ноябре 1799 года в 54 года. Перед смертью он окончательно разорился.

Памятник Семену Зоричу, установленный в Шклове в 2007 году
Памятник Семену Зоричу, установленный в Шклове в 2007 году

Училище было переименовано в Шкловский кадетский корпус, взято на содержание государства и переведено в Гродно, затем в Смоленск, а еще через несколько лет - в Кострому. В 1824 году учебное заведение было переведено в Москву и названо 1-м Московским кадетским корпусом.

Современники писали, что до конца жизни Зорич сохранял красоту и военную выправку. Не обладая высоким интеллектом, он не сумел выгодно воспользоваться расположением императрицы. Зато благодаря его щедрому поступку было основано военное училище, которое существует до сих пор. Вот таким неоднозначным персонажем был Семен Зорич, человек различных крайностей и противоречий…

С вами Марина Берёзина, подписывайтесь на мой канал! Благодарю вас за лайки 👍