Найти в Дзене
Воздух Писателя

Урок писательского мастерства от Эдгара По (учимся, записываем!)

Оглавление

Давно хотелось написать ответ всем тем комментаторам, которые говорят, что великие (все эти Дюма, Толстые и прочие Редьяры Киплинги) не пользовались писательскими схемами и приёмами. Просто взяли и сами по себе стали великими писателями, из которых просто выливались их гениальные книги.

(Изначально писал пост, но вышло слишком объёмно для поста, пришлось превратить в статью, так что, возможно, стиль статьи будет казаться слишком эмоциональным).

Вот мой ответ комментаторам: все писатели во все времена пользовались писательскими техниками, выработанными писателями до них.

Откуда писатели прошлого брали техники?

...если ещё не было Дзен.

Из газет и журналов! Ведь там печатались не только сами книги и рассказы писателей, но и критические разборы их творчества. Критики всегда были двигателями развития писательского мастерства! В своих статьях они по косточкам раскладывали творчество каждого писателя. Благодаря этому начинающие писатели (разные там Феди Достоевские и Коли Некрасовы) читали эти статьи, выбирали элементы для себя и на этом строили свой стиль.

Точно так же Хемингуэй и Чехов, о которых я писал, выстраивали свою схему письма (кстати, вы заметили, как дедушка Хэм позаимствовал правила дядюшки Чехова?). В дальнейшем я ещё обязательно буду писать о правилах письма других именитых авторов.

В общем, хочу сказать, что теория письма — это нормальная часть писательского процесса. Можно учиться писать хорошо через постоянную практику, но никогда не будет лишним смотреть как бы с высоты птичьего полёта на то, что ты делаешь, чтобы понимать, что ещё можно добавить в свой стиль.

Эдгар По и конкурсы рассказов

В этой связи интересный пример, как Эдгар По стал писать рассказы. Вообще-то По был поэтом. Первые три книги писателя были сборниками его стихов. При этом По был теоретиком. В третьей книге его стихов он опубликовал «Письмо к…» — эссе, в котором автор рассуждал о принципах поэзии и проблемах национальной литературы. Но насколько бы хорошими ни были его стихи, денег они не приносили.

Ему подвернулся конкурс на лучший рассказ от Балтиморской газеты. Награда победителю — заоблачные 100 долларов. Что сделал Эдгар, чтобы написать рассказ? Думаете, просто сел и написал? Нет. Он сели изучать рассказы, которые публиковались в газетах и журналах: ему требовалось определить принципы написания короткой прозы, которая нравится публике. Результатом стали 5 рассказов. Ни один из них не победил в конкурсе, но По не сдавался.

Через полтора года проводился новый конкурс. Приз в нём был меньше — всего 50 долларов. Эдгар По написал 6 рассказов и все их отправил на конкурс. Лучшим рассказом был признан «Рукопись, найденная в бутылке». В том же конкурсе ещё разыгрывались 25 долларов за лучше стихотворение, но этот выигрыш забрал один из организаторов конкурса за свой стих, написанный под псевдонимом. При этом члены жюри отдавали предпочтение стихам именно По.

Это было первое признание Эдгара как писателя. Но По не остановился в развитии своей способности «конструировать» истории. Все прочие его рассказы всегда подчинялись выработанным писателем правилам.

Поэма «Ворон» как коммерческий продукт

Свой подход к написанию коротких историй эпического жанра (а поэма — это лиро-эпический жанр, так как имеет сюжет, в отличии от обычной лирики) писатель изложил в эссе «Философия творчества» (другой перевод — «Философия композиции»). Именно здесь он рассказал, что поэма «Ворон» — это исключительно коммерческий продукт, созданный с целью угодить вкусам как критиков, так и широкой публики. Ни один элемент этой поэмы не был случайным — один лишь выверенный расчёт.

Принципы коротких историй Эдгара По:

  1. Во главу всего писатель ставит ожидаемый эффект или впечатление. Тема и сама история для автора — вторична. Создание истории он начинает именно с впечатления, которое хочет подарить читателю. Если вы когда-нибудь придумывали историю на ходу для кого-то из друзей или для детей, то вы должны понять эту мысль. Для рассказчика всегда важен именно эффект, который произведёт история. Кажется, мы стали об этом забывать :)
  2. Объём истории должен быть достаточно коротким, чтобы прочитать его «в один присест». Таким образом автор добивается «единства впечатления» — одном из главных эффектов для создания интересной истории.
  3. После этого выбираем инструменты, с помощью которого мы сможем добиться первого и второго: фабулу, интонацию, тему, другие возможные приёмчики. Так, например, для поэмы «Ворон» (тогда ещё не было названия и персонажей), которое он решил написать он решил, что нужно ввести некий «припев», который так любит поэзия. По сути он просто взял слово-рефрен, котороые вызывало бы нужные эмоции. Таким словом стало «nevermore». За тему взял эмоциональное и прекрасное — «смерть любимой девушки». Из этого и родился сюжет о вороне, который вызывает нужный эффект от прочтения поэмы.

После этого По придумал эффектный финал, где задаётся самый горький вопрос истории. После этого оставалось привести историю к этому финалу.

---

Автор: Макс Ридд. Пишу о писателях и писательском ремесле.

❤️‍🔥 Понравилась статья? Поддержите канал репостом, лайком, подпиской!

Готовы взять правил По и написать рассказ прямо сейчас?

Больше статей о писательском ремесле: