Уточняем и конкретизируем потери флота кайзеровской Германии в годы Первой мировой войны (теперь уже в период перемирия), вспоминаем особенностей гибели (завершения службы) боевых единиц. На февраль 1919 года большинство "погибших" боевых единиц -корабли, которые после подписания перемирия в войне были переданы странам победителям. В данной публикации - это подводные лодки. В основе материала- справочник Шишова А.А.(1996 год). Немецкие потери представлены в хронологическом порядке, а не по классам/типам как изначально. Дополняем данные и добавляем подробности, насколько это возможно. Надеемся, что читатели помогут добавить в судьбу перечисленных боевых единиц интересные детали, а при необходимости - и поправят ошибки.Неуклонно двигаемся к лету 1919 года в Скапа-Флоу, где все кончится окончательно.
1919 год
февраль
23 - Подводная лодка U-25 передана Франции на металлолом.
Принадлежала к подводным лодкам типа U23. Заложена 7 мая 1916 года, спущена на воду - 12 июля 1913 года, введена в строй 9 мая 1914 года. Место постройки - Киль, "Германияверфь"
Для справки: водоизмещение: 669/864 т, размерения: 64,7х6,32х3,45 м; ГЭУ: 2 дизеля, 2х1800 л.с., 2 электродвигателя, 2х1200 л.с; Скорость хода (надводная/подводная): 16,7/10,3 уз., дальность плавания - 7620 (8)/85(5) миль; Глубина погружения- 50 м; Экипаж - 34 человек (в том числе 4 офицера). Вооружение: 4-500-мм ТА, 16 торпед, 1х1-88-мм орудие SK L/30.
В годы войны в совершила три боевых похода, потопила 21 торговое судно (14145 брт), одно торговое судно (163 брт) было повреждено.
23 - Подводная лодка U-38 передана Франции на металлолом. Разобрана в Бресте в 1921 году
Принадлежала к подводным лодкам типа U31. Заложена 25 февраля 1913 года, спущена на воду - 9 сентября 1914 года, введена в строй 15 декабря 1914 года. Место постройки - Киль, "Германияверфь".
Для справки: водоизмещение: 685/878 т, размерения: 64,7х6,32х4,05 м; ГЭУ: 2 дизеля, 2х1850 л.с., 2 электродвигателя, 2х1200 л.с; Скорость хода (надводная/подводная): 16,4/9,7 уз., дальность плавания - 8790 (8)/80(5) миль; Глубина погружения- 50 м; Экипаж - 34 человек (в том числе 4 офицера). Вооружение: 4-500-мм ТА, 16 торпед, 1х1-88-мм орудие SK L/30, 1х1-105-мм орудие SK L/45 с 1916 года
В годы войны в совершила 17 боевых походов, потопила 134 торговых судна (287811 брт), один военный корабль (680 т), четыре вспомогательных военных корабля (4643 брт), повреждены 7 торговых судов (29821 брт), один военный корабль (19850 т), один вспомогательный военный корабль (3848 брт), три торговых судна взяты в качестве приза (3550 брт).
23 - Подводная лодка U-136 передана Франции на металлолом. Разобрана в Шербуре в 1921 году
Принадлежала к подводным лодкам типа U127. Заложена 23 ноября 1916 года, спущена на воду - 7 ноября 1917 года, введена в строй 15 августа 1918 года. Место постройки - Данциг, "Кайзерлихеверфь".
Для справки: водоизмещение: 1175/1534 т, размерения: 83,5х7,54х4,26 м; ГЭУ: 2 дизеля, 2х3400 л.с., 2 электродвигателя, 2х890 л.с; Скорость хода (надводная/подводная): 17/9,1 уз., дальность плавания - 10000 (8)/50(4,5) миль; Глубина погружения- 75 м; Экипаж - 44 человека. Вооружение: 6-500-мм ТА, 16 торпед, 1х1-88-мм орудие SK L/30, 1х1-150-мм орудие SK L/45
По боевым походам в год войны данных нет.
23 - Подводная лодка U-140 передана США. 22 июля 1921 года потоплена в ходе практических стрельб эсминцем DD-157 "Дикерсон" у мыса Кейп-Чарльз (Штат Вирджиния, США).
Принадлежала к подводным лодкам типа U139. Спущена на воду - 4 ноября 1917 года, введена в строй 28 марта 1918 года. Место постройки - Киль, "Германияверфь".
Для справки: водоизмещение: 1930/2483 т, размерения: 92х9,12х5,27 м; ГЭУ: 2 дизеля, 2х3500 л.с., 4 электродвигателя, 2х450 л.с, 2х1780 л.с.; Скорость хода (надводная/подводная): 15,8/7,6 уз., дальность плавания - 17750 (8)/53(4,5) миль; Глубина погружения- 75 м; Экипаж - 63 человек (в том числе 6 офицера). Вооружение: 6-500-мм ТА, 19-24 торпеды, 2х1-88-мм орудие SK L/30, 2х1-150-мм орудие SK L/45.
В годы Первой мировой войны подводная лодка совершила один боевой поход, в ходе которого потопила шесть торговых судов (30004 брт), потопила один плавучий маяк (590 т).
23 - Подводная лодка - подводный минный заградитель U-71 передана Франции на металлолом. Разобрана в Шербуре в 1921 году
Принадлежала к подводным лодкам типа UЕI. Спущена на воду - 31 октября 1915 года, введена в строй 20 декабря 1915 года. Место постройки - Гамбург, "АГ Вулкан".
Для справки: водоизмещение: 755/832 т, размерения: 56,8х5,9х4,86 м; ГЭУ: 2 дизеля, 2х900 л.с., 2 электродвигателя, 2х900 л.с.; Скорость хода (надводная/подводная): 10,6/7,9 уз., дальность плавания - 7880 (7)/83(4) миль; Глубина погружения- 50 м; Экипаж - 32 человек (в том числе 4 офицера). Вооружение: 2-500-мм ТА, 4 торпеды, 38 мин, 1х1-88-мм орудие SK L/30.
В годы войны в совершила 12 боевых походов, потопила 17 торговых судна (14964 брт), два военных корабля (2731 т), один вспомогательный военный корабль (309 брт), повредила одно торговое судно (3230 брт), один военный корабль (820 т), одно торговое судно захвачено в качестве приза (82 брт).
23 - Подводная лодка - подводный минный заградитель U-118 передана Франции на металлолом, но до Франции не дошла.
Принадлежала к подводным лодкам типа UЕII. Спущена на воду - 23 февраля 1918 года, введена в строй 8 мая 1918 года. Место постройки - Штеттин, "АГ Вулкан".
Для справки: водоизмещение: 1164/1512 т, размерения: 81,52х7,42х4,22 м; ГЭУ: 2 дизеля, 2х2400 л.с., 2 электродвигателя, 2х1200 л.с.; Скорость хода (надводная/подводная): 14,7/7 уз., дальность плавания - 13900 (8)/35(4,5) миль; Глубина погружения- 75 м; Экипаж - 40 человек (в том числе 4 офицера). Вооружение: 4-500-мм ТА, 14 торпеды, 2 желоба для мин, 42 мины, 1х1-150-мм орудие SK L/45.
За годы войны совершила только один боевой поход в котором потопила два торговых судна (10439 брт).
U-118 после передаче Франции во время буксировки из Харвича в Брест утром 15 апреля 1919 года сорвалась с буксира во время шторма и села на мель на пляже в Гастингсе (Сассекс), прямо перед отелем "Квинс". Первые предпринятые попытки сдвинуть судно оказались безрезультатными. Три трактора пытались снять подводную лодку с мели, а французский эсминец попытался разломить лодку на части, расстреливая ее из орудий. Все попытки оказались безуспешными, а близость подводной лодки к общественному пляжу и отелю помешала использованию взрывчатки.
Подводная лодка стала популярной туристической достопримечательностью, и тысячи людей посетили Гастингс, чтобы увидеть ее. В течение двух недель был наплыв посетителей, которые могли подняться на палубу субмарины. Два члена береговой охраны показали важным гостям внутренние отсеки подлодки, но такие визиты были прекращены в конце апреля из-за болезни, а потом и смерти этих двух сотрудников береговой охраны. Расследование постановило, что ядовитый газ, возможно, хлор, выделявшийся из поврежденных батарей подлодки, вызвал абсцессы в легких и мозге мужчин. Посещения внутри подлодки прекратились, но туристы все еще приходили сфотографироваться рядом или на палубе подлодки. Лодка была разобрана прямо на пляже к 1921 году Палубное орудие сохранили. Часть киля корабля, возможно, все еще остается погребенной в пляжном песке.
23 - Подводная лодка - подводный минный заградитель UС-60 передана Великобритании на металлолом. Разобрана в Рейнхэме в 1921 году.
Принадлежала к подводным лодкам типа UСII. Заложена 31 марта 1916 года, спущена на воду - 8 ноября 1916 года, введена в строй 25 июня 1917 года. Место постройки - Данциг, "Кайзерлихеверфь".
Для справки: водоизмещение: 415/498 т, размерения: 52,69х5,22х3,61 м; ГЭУ: 2 дизеля, 2х600 л.с., 2 электродвигателя, 2х620 л.с.; Скорость хода (надводная/подводная): 11,6/7,3 уз., дальность плавания - 9450 (7)/52(4) миль; Глубина погружения- 50 м; Экипаж - 26 человек. Вооружение: 3-500-мм ТА, 7 торпед, 6 шахтных труб, 18 мин, 1х1-88-мм орудие SK L/30.
За годы войны совершила один боевой поход в ходе которого потопила одно торговое судно (1426 брт).
К сожалению, других подробностей о судьбе перечисленных кораблей найти не удалось.
Источники: Шишов, А.А. Потери Военно-морского флота Германии в Первой мировой войне 1914-1918 гг.- СПб, 1996,104 с.; Groner E., Mickel P., Mrva F.-Die Deutschen Kriegsschiffe.1815-1945. Vol. 3., Bernard& Graefe Verlag, Munchen, De,1982.; Die UC-Boote der Kaiserlichen Marine.; H.Bendert; Бендерт, Харальд (2000). Die UB-Boote der Kaiserlichen Marine, 1914–1918 гг. Einsätze, Erfolge, Schicksal; Гренер, Эрих; Юнг, Дитер; Маасс, Мартин (1991). Подводные лодки и корабли противоминной обороны. Немецкие военные корабли 1815–1945 гг. Том. 2. Перевод Томаса Кейта; Магован, Рэйчел. Лондон: Conway Maritime Press; Харальд Бендерт: Лодки UC Императорского флота 1914–1918 гг . ES Mittler & Sohn, 2001.; Шеер, Р.Германский флот в мировую войну. 1914-1918/Р.Шеер.- М.: Эксмо, Изографус; СПб.: Terre Fantastica, 2002.- 672 с.; ВМС Германии. 1914-1918 (Справочник по корабельному составу) /Морская коллекция, 1996, № 3. -26 с.; Гибсон,Р.Германская подводная война 1914-1918 гг. /Р.Гибсон, М.Прендергаст.- Мн.:Харвест, 2002. - 464 с.; Грёнер, Эрих; Юнг, Дитер; Маасс, Мартин (1991). Подводные лодки и минные суда. Немецкие военные корабли 1815–1945. Том 2. Перевод Томаса, Кейта; Магована, Рэйчел. Лондон: Conway Maritime Press; Гардинер, Роберт; Грей, Рэндал, ред. (1985). Все боевые корабли мира Конвея 1906–1921.- Аннаполис, Мэрилен; Tarrant, VE. Наступление подводных лодок: 1914–1945. Аннаполис, Мэриленд: Naval Institute Press. - 1989.; ресурсы Интернет