Найти в Дзене

5 коротких произведений (и их анализ), которые стоит прочитать перед итоговым сочинением

Оглавление

До первого испытания в 11 классе — итогового сочинения — осталось два дня. Хочу поделиться и здесь подборкой рассказов, которые читали в этом году с учениками для подготовки к разным разделам ИС.

Всю последнюю неделю я публиковала эти произведения и их анализ в телеграм-канале, там я пока что появляюсь чаще, чем здесь. Заглядывайте.

Что читать для итогового сочинения?

Когда времени до экзамена остается мало, нужно грамотно выбирать произведения для подготовки. Выбирайте только те рассказы (да, сейчас лучше всего читать что-то короткое или среднее по объему), которые закрывают темы, которые являются для вас проблемными.

Напомню, что на итоговом сочинении вам достанется билет, в котором собраны темы по трем разделам:

  1. «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека» (подразделы: внутренний мир человека и его личностные качества, отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом, познание человеком самого себя, свобода человека и её ограничения).
  2. «Семья, общество, Отечество в жизни человека» (подразделы: семья, род; семейные ценности и традиции; человек и общество; Родина, государство, гражданская позиция человека).
  3. «Природа и культура в жизни человека» (подразделы: природа и человек, наука и человек, искусство и человек, язык и языковая личность).

Скриншот из моего открытого бесплатного пособия по ИС
Скриншот из моего открытого бесплатного пособия по ИС


Сосредоточьтесь на тех произведениях, которые закроют конкретную трудную тему или же подойдут сразу к нескольким разделам.

Например, практически универсальными являются произведения "Капитанская дочка" А. С. Пушкина и "Судьба человека" М. А. Шолохова (анализ второго рассказа я когда-то делала в статье ниже).


Мы же дальше рассмотрим другие рассказы, которые помогут проработать темы, часто вызывающие затруднения: природа и человек, настоящее искусство, внутренний мир человека и др.

1) К. Г. Паустовский «Акварельные краски» (природа, отношение человека к Родине, искусство, творчество)

-3

Прекрасный короткий рассказ для первого и второго разделов. Пригодится во всех темах, связанных с природой, осмыслением отношения человека к Родине.

Возможные аргументы:

  • Отношение человека к Отечеству. Художник Берг ранее не понимал значения слова «родина». Ему всегда казалось, что человеку должно быть все равно, где он появился на свет. Однако постепенно все меняется, когда один из друзей приглашает Берга погостить в муромских лесах. Главный герой целыми днями любуется осенними красотами, рассматривает лесные цветы и травы и начинает постепенно понимать, что хотел бы отразить это на холсте. Постепенно к нему возвращается любовь к жизни, любовь к Родине.
  • Становление художника, настоящее искусство. Военные товарищи прозвали Берга «сухарной душой», так как тот никак не мог понять, почему же остальные готовы сражаться за Родину. Тогда Берг подумал, что, возможно, именно поэтому ему никогда не удавались пейзажи. Ранее художник рисовал только плакаты, стараясь «найти стиль своего времени, но эти попытки были полны неудач и неясностей».

Однако время, проведенное в муромских лесах, преображает героя: любуясь красотой осени, Берг понимает, что хочет запечатлеть это на холсте. Тогда он решает использовать дорогую французскую акварель Лефранка, которой очень дорожил, чтобы нарисовать свой первый пейзаж.

  • Природа и человек. Именно природа помогла Бергу глубже понять себя, пробудить в его душе любовь к Родине. Целыми днями художник лежал на лесных полянах и с любопытством рассматривал цветы и травы. Тогда он впервые понял значение слов, которые ранее казались ему слишком «выспренними и лишенными ясного смысла». Но теперь он начал замечать, что именно они передают настроение природы. Тогда Берг впервые захотел нарисовать пейзаж, которые ранее ему не удавались…

2) О. Генри «Последний лист» (настоящее искусство, дружба, надежда и отчаяние, доброта)

Художник Семёнов Иван Максимович
Художник Семёнов Иван Максимович

«Последний лист» — это история об истинной дружбе и силе искусства, которые помогли победить страшную болезнь.

Темы, на которые стоит обратить внимание для итогового сочинения:

  • Настоящая дружба. Джонси и Сью близкие подруги, они живут в Нью-Йорке и работают в своей студии. В ноябре Джонси заболевает пневмонией, доктор говорит, что девушка может выздороветь только в том случае, если сама этого захочет. Сью, стараясь помочь, всеми силами старается отвлечь Джонси от грустных мыслей: постоянно проводит много времени рядом и пытается приободрить подругу.
  • Надежда и отчаяние. Узнав о страшной болезни, Джонси теряет надежду на выздоровление. Героиня молчаливо наблюдает за судьбой плюща, который был виден из ее окна, и считает облетающие листья. В этот момент она мысленно приходит к страшному выводу: «Когда упадёт последний лист, я умру».

Однако вскоре, заметив, что этот лист остается на дереве даже после сильного ливня, героиня понимает, что тоже должна бороться до последнего, как этот лист противостоял стихии. Она обещает, что приложит все усилия, чтобы выжить.

  • Подлинное искусство, добро и сострадание. Этажом ниже, под студией Сью и Джонси, жил старый художник Берман, который «все собирался написать шедевр, но даже и не начал его». Узнав о траурных мыслях Джонси, Берман возмущается: «Возможна ли такая глупость — умирать оттого, что листья падают с проклятого плюща!». Художник решает помочь. Он пишет картину – тот самый последний лист, который смог бы пережить все буйство непогоды и остаться на дереве, чтобы Джонси не теряла веру в себя.


    Другой рассказ об искусстве — "Старый повар" К. Г. Паустовского — я тоже уже как-то анализировала. Рекомендую ознакомиться и с этим произведением.

Также, если тяжело даются темы о семейных ценностях, любви, можно прочитать эту статью:


3) Л. Кассиль «Зеленая веточка» (внутренний мир человека, человек и природа, война)

-5

Возможные аргументы:

  • Внутренний мир человека. Действие разворачивается в период Великой Отечественной войны. Рассказчик вынужден некоторое время жить в землянке техника-интенданта Тарасникова. Новый знакомый сначала кажется человеком, которого не волнует ничто, кроме документов и инструктажа связистов. Однако постепенно рассказчик замечает, сколь трепетно Тарасников относится к зеленому ростку, который пророс в их землянке. Этот случай раскрывает героя с другой стороны: оказывается, Тарасников способен быть чутким и заботливым человеком, который готов сделать все, чтобы спасти то, что ему дорого.
  • Отношение человека к природе. Техника-интендант Тарасников с «нежной заботой» относится к проросшей зеленой веточке и старается создать все условия, чтобы росток мог пробиться к солнцу. Так, Тарасников предлагает рассказчику какое-то время не топить печку, опасаясь, что это негативно скажется на состоянии веточки. Даже во время артиллерийского обстрела герой думает только о жизни этого слабенького ростка.
  • Чему природа может научить человека, подсказки природы. Рассказчик, наблюдая за бережным отношением Тарасникова к зеленому ростку, понимает, что эта веточка стала символом надежды и борьбы за жизнь в военное время. Хрупкое растение, несмотря на все преграды, старалось пробиться к солнечному свету. Именно так должен поступать человек. У каждого должна быть своя заветная зеленая веточка, ради которой мы готовы «все мытарства и невзгоды военной поры», стараясь пробиться к заветному солнцу.

4) Елена Габова «Не пускайте рыжую на озеро» (человек и общество, одиночество, сила духа, жестокость, совесть)

-6

  • Человек и общество, жестокость, сила духа. Рассказчик вспоминает, что в их классе было принято не любить Свету Сергееву. За яркие рыжие волосы ее дразнили «рыжухой»; во время ее ответов у доски некоторые демонстративно затыкали уши, а на уроках физкультуры девочки показывали, что брезгуют заниматься в паре со Светой.

Однако героиня смогла стойко преодолеть это тяжелое время. Она не озлобилась, не пыталась мстить, а лишь продолжила заниматься любимым делом. Благодаря своему упорству и трудолюбию Света Сергеева смола стать прекрасной оперной певицей.

  • Цель в жизни, творчество, одиночество. Любимое занятие – пение – помогало Свете пережить тяжелые школьные годы. Столкнувшись с непониманием одноклассников, она во время совместных поездок предпочитала оставаться одна. Тогда девушка брала лодку и отправлялась на середину озера, где могла петь и любоваться красотой природы в одиночестве.
  • Совесть, признание ошибок. Когда рассказчик увидел на сцене золотоволосую красавицу, он не сразу понял, что это Света Сергеева - его бывшая одноклассница, которую когда-то все дразнили в школе. На протяжении всего спектакля герой сидел, не шелохнувшись, запоздало осознавая, сколь жестоко они относились к столь талантливой девушке.

5) Александр Грин «Зеленая лампа» (одиночество, отчаяние, надежда, сила духа, роль книг в жизни человека, прощение, благодарность, доброта)

Люблю я этот рассказ. Часто даю его еще при подготовке к ОГЭ по русскому языку, а после обязательно вспоминаем его перед итоговым сочинением.

как анализировали с учениками
как анализировали с учениками

Вот здесь даже можно прочитать подробный анализ этого рассказа по всем темам ОГЭ:

А теперь рассмотрим "Зеленую лампу" по основным темам ИС.

  • Отчаяние и одиночество. Джон Ив всю жизнь был один: будучи сиротой, он метался по разным работам, чтобы заработать немного денег на жизнь. Герой был в отчаянии и думал, что погибнет на улице, однако «издевательская щедрость» Стильтона помогла Джону Иву изменить свою жизнь.
  • Цель в жизни, упорство, роль книг в жизни человека. Литература изменила мировоззрение Джона Ива. После прочтения случайно найденной старой анатомии герой загорелся идеей стать врачом. Джон Ив усердно и терпеливо шел к этой цели. Каждый вечер он проводил за книгами, стремясь постигнуть "удивительную страну тайн человеческого организма".
  • Прощение, доброта, отзывчивость. Джон Ив прощает Стильтона за жестокую шутку, так как понимает, что благодаря "издевательской щедрости" последнего смог стать образованным человеком. Герой сумел выбраться из нищеты и со временем стал хорошим хирургом. Однажды он встретил обнищавшего Стильтона в больнице для бедных. Джон Ив, помня о жестокости и унижении, мог бы начать злорадствовать в этот момент, однако предпочел поступить иначе. Он откликнулся на чужое горе и предложил Стильтону работу в амбулатории.


    _______________________________________________________

    Горбушина Маргарита Сергеевна, репетитор по русскому языку.

    Контакты для связи можно найти на личном сайте. Также можно присоединиться к телеграм-каналу для взрослых и детей, где я рассказываю о правилах русского языка и публикую материалы по заданиям ОГЭ и ЕГЭ.