В конце статьи будет практика — проверьте свои силы. Я прикреплю карточки с примерами речевых ошибок, а вы попробуйте найти эти ошибки и исправить.
Вспомним, что нужно искать
Речевые ошибки (в тетради учитель их помечает буквой «Р») – это неправильное УПОТРЕБЛЕНИЕ слова. Т.е неправильное написание («карова») или неверное построение всего предложения («маму нужно любить и заботиться») к речевым относиться не будет.
Выделю самые распространенные и опасные:
- Неоправданный повтор слова/однокоренных слов:
«Что же такое счастье? Немногие задумываются о счастье. Я считаю, что счастье – это…»
«Писатель пишет рассказ» (не хватает только "пишет письменно" для полноты картины).
Да, иногда мы не замечаем, что начинаем использовать одно и то же слово из предложения в предложение (как и однокоренные слова). Что делать? Вычитывать текст повторы и нещадно заменять их на синонимы или местоимения.
- Непонимание значения слова, плеоназм.
В ЕГЭ даже добавили задание, посвященное этому типу ошибок. Иногда в погоне за "красивым" звучанием мы используем слова, значение которых понимаем смутно. Тогда появляется что-то подобное:
«Режиссёр нашёл и отразил грань между эпохами, отчего, как мне кажется, фильм смотрится на одном дыхании, несмотря на его немалый хронометраж времени».
"Он такой мерзкий, такой нелицеприятный".
Пояснения:
1) слово "хронометраж" уже указывает на время, не нужно писать "хронометраж времени", это избыточно;
2) Нелицеприятный — это беспристрастный, справедливый. Тот, кто говорит правду, не стремясь угодить кому-либо. Это не синоним слова "неприятный".
- Неправильное использование местоимений.
«Этот текст создал известный писатель. Он мне показался очень интересным».
Двусмысленно получилось. Он — писатель или текст? О ком или о чем речь?
Помните, что местоимения нужно использовать осторожно. Эта часть речи должна отсылать нас только к одному объекту.
Это были самые распространенные недочеты. Для самых любознательных прикреплю таблицу с классификацией всех речевых ошибок.
Перейдем к практике!
Это задание я недавно давала в качестве разминки ученикам, которые готовятся к ОГЭ и ЕГЭ. Попробуйте найти все спрятанные речевые ошибки.
Пример первый
Пример второй
Пример третий
Пример четвертый
Пример пятый
Пример шестой
Пример седьмой
Все ли ошибки нашли? Как бы исправили эти предложения? Делитесь в комментариях. Ответы оставлю там же.
Примеры я брала из пособий коллег и реальных ученических сочинений. Конечно, сейчас ребята говорят, что так никогда не напишут. Однако видеть подобные ошибки нужно уметь. Иначе во время написания экзамена, в стрессовой ситуации, подобные недочеты проскользнут в сочинении.
_________________________________________________________________
Другие статьи автора:
Маргарита Сергеевна, репетитор по русскому языку. Контакты для связи, дополнительные материалы размещены на личном сайте.
А в бесплатном телеграм-канале я ежедневно публикую теорию и практику по заданиям ОГЭ и ЕГЭ. Буду рада видеть каждого!