Найти в Дзене

Речевые ошибки, которые должен уметь видеть каждый одиннадцатиклассник

Оглавление

В конце статьи будет практика проверьте свои силы. Я прикреплю карточки с примерами речевых ошибок, а вы попробуйте найти эти ошибки и исправить.

Вспомним, что нужно искать

Речевые ошибки (в тетради учитель их помечает буквой «Р») – это неправильное УПОТРЕБЛЕНИЕ слова. Т.е неправильное написание («карова») или неверное построение всего предложения («маму нужно любить и заботиться») к речевым относиться не будет.

Выделю самые распространенные и опасные:

  • Неоправданный повтор слова/однокоренных слов:
«Что же такое счастье? Немногие задумываются о счастье. Я считаю, что счастье – это…»
«Писатель пишет рассказ» (не хватает только "пишет письменно" для полноты картины).

Да, иногда мы не замечаем, что начинаем использовать одно и то же слово из предложения в предложение (как и однокоренные слова). Что делать? Вычитывать текст повторы и нещадно заменять их на синонимы или местоимения.

  • Непонимание значения слова, плеоназм.

В ЕГЭ даже добавили задание, посвященное этому типу ошибок. Иногда в погоне за "красивым" звучанием мы используем слова, значение которых понимаем смутно. Тогда появляется что-то подобное:

«Режиссёр нашёл и отразил грань между эпохами, отчего, как мне кажется, фильм смотрится на одном дыхании, несмотря на его немалый хронометраж времени».
"Он такой мерзкий, такой нелицеприятный".

Пояснения:

1) слово "хронометраж" уже указывает на время, не нужно писать "хронометраж времени", это избыточно;

2) Нелицеприятный — это беспристрастный, справедливый. Тот, кто говорит правду, не стремясь угодить кому-либо. Это не синоним слова "неприятный".

  • Неправильное использование местоимений.
«Этот текст создал известный писатель. Он мне показался очень интересным».

Двусмысленно получилось. Он — писатель или текст? О ком или о чем речь?

Помните, что местоимения нужно использовать осторожно. Эта часть речи должна отсылать нас только к одному объекту.


Это были самые распространенные недочеты. Для самых любознательных прикреплю таблицу с классификацией всех речевых ошибок.

-2

Перейдем к практике!

Это задание я недавно давала в качестве разминки ученикам, которые готовятся к ОГЭ и ЕГЭ. Попробуйте найти все спрятанные речевые ошибки.

Пример первый

-3

Пример второй

-4

Пример третий

-5

Пример четвертый

-6

Пример пятый

-7

Пример шестой

-8

Пример седьмой

-9


Все ли ошибки нашли? Как бы исправили эти предложения? Делитесь в комментариях. Ответы оставлю там же.



Примеры я брала из пособий коллег и реальных ученических сочинений. Конечно, сейчас ребята говорят, что так никогда не напишут. Однако видеть подобные ошибки нужно уметь. Иначе во время написания экзамена, в стрессовой ситуации, подобные недочеты проскользнут в сочинении.



_________________________________________________________________

Другие статьи автора:

Маргарита Сергеевна, репетитор по русскому языку. Контакты для связи, дополнительные материалы размещены на личном сайте.

А в бесплатном телеграм-канале я ежедневно публикую теорию и практику по заданиям ОГЭ и ЕГЭ. Буду рада видеть каждого!