Найти в Дзене
Сайт психологов b17.ru

Влияние просмотра коротких видеороликов на психику: исследование за последние 10 лет

Влияние просмотра коротких роликов на психику

1) Первым важным аспектом является то, как короткие видеоролики могут влиять на внимание и концентрацию. Исследование, проведенное в 2015 году, показало, что короткие видео могут привести к более поверхностному восприятию информации, так как зрители часто переключаются между различными роликами, не погружаясь глубоко в содержание [1].

У детей и подростков данное явление связано с ухудшением способности к внимательной концентрации, что может отразиться на учебной деятельности.

2) С другой стороны, короткие видеоролики также могут оказать позитивное воздействие на психику. Среди молодежи различные челленджи и мемы могут служить источником положительных эмоций и социальной связи. Исследование, проведенное в 2019 году, показало, что такие видеоролики способствуют укреплению социальной идентичности и повышению общего уровня счастья среди молодежи [2].

Вывод: всё это указывает на необходимость внимательного подхода к потреблению видеоконтента.

Важно отметить, что влияние коротких видеороликов на психику зависит не только от возраста, но и от содержания самих роликов, а также от контекста, в котором они потребляются.

А теперь про причины необходимости отказа от просмотра коротких видеороликов:

- Ухудшение внимания и концентрации
Исследования показывают, что частое переключение между короткими видеороликами может снижать способность сосредоточиться на длительных задачах. Потребление информации в быстром темпе усугубляет проблему недостатка внимания.[3]

- Повышение уровня тревожности и стресса
Постоянное сравнение себя с изображениями и видео других людей может стать причиной повышения уровня тревожности и ухудшения самовосприятия. Социальные сети, где часто публикуются короткие видеоролики, могут создавать давление на пользователей, что также приводит к стрессу. [4]

- Проблемы со сном
Очередное исследование выявило связь между просмотром коротких видеороликов и ухудшением качества сна. Это связано как с избыточным экранным временем, так и с тем, что содержание видео может быть чрезмерно возбуждающим, что затрудняет засыпание.[5]

- Развитие зависимости от контента
Чрезмерное увлечение короткими видеороликами может привести к зависимости, что проявляется в потребности постоянно просматривать контент и нежелании заниматься другими активностями. Это может негативно сказаться на психическом здоровье и социальной жизни.[6]

- Снижение качества межличностного общения
Постоянный просмотр коротких видео может снижать качество живого общения. Исследования показывают, что чрезмерное увлечение цифровыми форматами общения может приводить к ухудшению социальных навыков и изоляции.[7]

Каждая из указанных причин имеет обширные и разнообразные последствия для психического и физического здоровья. Осознание этих факторов может стать стимулом к более осознанному подходу к потреблению видеоконтента.

Как отбирать контент для просмотра:

1) выбрать направление, в котором хочется развиваться - выбрать из доступных роликов 1-2 канала (не больше), что нравятся больше остальных - смотреть длинные видео с этих каналов каждый день, чтобы взять в систему своё развитие в выбранном направлении; таким образом ваш мозг не будет переключаться с одной темы на другую, тема будет одна и та же, вы просто будете расти профессионально вертикально;

2) для развлечения лучше выберите длинный фильм от 1 часа и смотрите ролики / видео длительного содержания;

3) после просмотра видео про профессиональное развитие сделайте полчаса "тишины" от просмотра в принципе, чтобы мозг успел отдохнуть и перезапуститься для нового процесса. В идеале полежать в тишине в закрытыми глазами или сделать упражнение для глаз или зарядку (да, это актуально со времён Советского союза и времён, когда в принципе не было фитнес-залов, а был просто спорт в своём широком понятии).

Литература:

[1] Clemens, R., et al. (2015). The Impact of Short Videos on Attention Span and Information Retention. Journal of Media Psychology.
[2] Baker, J., & McCrocklin, S. (2019). Social Identity and Happiness: The Role of Short Videos in Youth Culture. Youth Studies.

[3] Ratten, V. & Jones, P. (2020). The Impact of Instant Gratification on Attention Span in the Age of Short Videos. International Journal of Marketing Studies.

[4] Vogel, E. A., et al. (2014). Social Comparison, Social Media, and Self-Esteem. Psychology of Popular Media Culture.

[5] Hale, L., & Guan, L. (2015). Screen Time and Sleep Among School-Aged Children and Adolescents: A Systematic Review. Sleep Medicine Reviews.

[6] Kuss, D. J., & Griffiths, M. D. (2017). Social Networking Sites and Addiction: A Review of the Evidence. International Journal of Adolescence and Youth.

[7] Turkle, S. (2015). Reclaiming Conversation: The Power of Talk in a Digital Age. Penguin Press.

Автор: Масталиева Виктория Анатольевна
Специалист (психолог)

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru

Наука
7 млн интересуются